Статья

Перспективы развития розыска в исполнительном производстве

Н.А. СОКОЛОВА, советник отдела правовых экспертиз Правового управления ФССП России Гарантией фактического исполнения требований исполнительных документов, несомненно, является эффективное осуществление розыска должников и их имущества. Именно поэтому данное направление деятельности Федеральной службы судебных приставов сегодня одно из наиболее перспективных и динамично развивающихся.

Н.А. СОКОЛОВА,

советник отдела правовых экспертиз  Правового управления ФССП России

 

Гарантией фактического исполнения требований исполнительных документов, несомненно, является эффективное осуществление розыска должников и их имущества. Именно поэтому данное  направление деятельности Федеральной службы судебных приставов сегодня одно из наиболее перспективных и динамично развивающихся.

В связи c пробелами правового регулирования длительное время розыск должников и их имущества, а также розыск ребенка осуществлялся недостаточно эффективно. Так, функция по розыску должников-граждан была законодательно возложена на органы внутренних дел, однако в системе МВД России не был определен конкретный орган, осуществляющий такой розыск. Это приводило к массовому отказу органов внутренних дел в принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей о розыске граждан. К тому же с учетом значительного объема возложенных на органы внутренних дел задач розыск должников по исполнительным производствам никогда не являлся для них приоритетным направлением деятельности и осуществлялся по остаточному принципу.

С 1 января 2012 г. ситуация изменилась. В рамках реализации Концепции реформирования МВД России был принят Федеральный закон от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 389-ФЗ), которым на ФССП России в полном объеме возложены функции по розыску должников-граждан, розыску ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу.

Для осуществления разыскных мероприятий были расширены полномочия судебных приставов-исполнителей, в частности им предоставлено право запрашивать сведения из банка данных оперативно-справочной, разыскной информации, Бюро кредитных историй, а в некоторых случаях на безвозмездной основе использовать возможности средств массовой информации. Кроме того, впервые у судебного пристава-исполнителя появилось право в процессе принудительного исполнения по заявлению взыскателя использовать информацию, полученную от детективных агентств.

Закон № 389-ФЗ определил порядок объявления розыска. Так, по собственной инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, а также розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка.

По иным категориям исполнительных документов судебный пристав-исполнитель объявляет розыск по заявлению взыскателя в случае, если для этого имеются соответствующие основания. К основаниям для объявления розыска должника по исполнительному документу, содержащему требования неимущественного характера, Закон № 389-ФЗ относит случаи, когда эти требования невозможно исполнить в отсутствие должника. Что касается исполнительных документов, содержащих требования имущественного характера, то, помимо невозможности исполнения таких требований в отсутствие должника, ставится условие о сумме имущественного требования, размер которого для объявления розыска должника должен превышать 10 тыс. руб.

Имущество должника по исполнительным документам имущественного характера (за исключением исполнительных документов о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью) объявляется судебным приставом-исполнителем в розыск по заявлению взыскателя в случае, если сумма требований по исполнительному документу в отношении должника превышает  10 тыс. руб.

Изменения, внесенные в ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), устанавливающую требования, предъявляемые к содержанию исполнительного документа, позволили оптимизировать деятельность судебных приставов-исполнителей по розыску должника.  Теперь обязательными реквизитами исполнительного документа для должника-организации являются его наименование и место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.

Кроме того, предусмотрено, что, если должник в исполнительном производстве выступает в статусе индивидуального предпринимателя, в исполнительном документе должны быть указаны дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также идентификационный номер налогоплательщика.

Соответствующие изменения внесены были в Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Немаловажное значение имеет возложение на сотрудников органов внутренних дел обязанности по оказанию содействия судебным приставам-исполнителям при осуществлении ими разыскных мероприятий.

В ФССП России уже подвели первые итоги по осуществлению переданных от МВД России функций по розыску должника, ребенка, а также гражданина — ответчика по гражданскому делу.

В 2012 году территориальными органами ФССП России проделана значительная работа: заведено 136 341 разыскное дело, из которых 74 463  дела — по розыску должников, 154 дела — по розыску детей. Были разысканы 38 951 гражданин-должник и 111 детей. Для сравнения: органами внутренних дел в 2011 году разысканы 21 240 граждан-должников и 11 детей.

Несмотря на то, что ФССП России достигнуты хорошие показатели по осуществлению розыска, необходимо отметить, что при передаче указанных функций законодательно не были в достаточной степени определены полномочия судебного пристава-исполнителя при производстве розыска указанных лиц.

Так, Закон об исполнительном производстве содержит в основном общие положения, касающиеся оснований и порядка объявления розыска, последствий отыскания должника, а также ребенка, не определяя при этом, какой комплекс мер может применяться судебным приставом-исполнителем при производстве розыска.

Ввиду неурегулированности данного вопроса, неопределенности круга полномочий Службы при производстве розыска лиц в рамках исполнительного производства судебные приставы-исполнители сталкиваются с необоснованными отказами в предоставлении информации и рядом других проблем.

Например, Законом об исполнительном производстве закреплено право судебного пристава-исполнителя проверять документы, удостоверяющие личность, только у лиц, участвующих в исполнительном производстве. Вместе с тем при осуществлении розыска возникает необходимость проверки документов, удостоверяющих личность лиц, возможно и не являющихся участниками исполнительного производства, с целью их отождествления с разыскиваемыми лицами.

Аналогичные проблемы возникают при применении других мер, направленных на отыскание лиц, объявленных в розыск. Так, установив, что разыскиваемый ребенок или гражданин-ответчик находится в помещении, судебный пристав-исполнитель не вправе войти в это помещение и произвести его осмотр, поскольку сегодня полномочие судебного пристава-исполнителя распространяется только на вход в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им.

С целью повышения эффективности розыска должника, его имущества, розыска ребенка и гражданина — ответчика по гражданскому делу, осуществляемого самостоятельно ФССП России, необходимо внести в законодательство изменения, определяющие разыскной инструментарий судебного пристава-исполнителя, дополнив его такими мерами, как опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности. Это стандартные меры, без которых нормальный розыск просто невозможен.

В связи с осуществлением розыска детей в арсенале судебного пристава-исполнителя должны быть эффективные меры, позволяющие не только оперативно разыскать ребенка, но и защитить его от потенциальных опасностей, включая риск его сокрытия.

Внесение в законодательство этих изменений особенно актуально в связи с принятием Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761). Этим документом предусмотрено возрождение алиментного фонда, из которого детям, чьи родители находятся в розыске, объявленном в рамках исполнительного производства, будут осуществляться выплаты, компенсирующие алименты. Поскольку эти выплаты будут производиться за счет бюджета и в последующем взыскиваться с должников, разысканных судебными приставами, особую значимость приобретает эффективность такого розыска.

Учитывая затраты бюджетных средств на производство розыска должника, его имущества, розыска ребенка, полагаем целесообразным внести изменения в ст. 65 Закона об исполнительном производстве, предусматривающие, что розыск по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, будет осуществляться в тех случаях, когда сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает определенную сумму, например, уже закрепленную в ст. 65 Закона об исполнительном производстве по отношению к другим категориям исполнительных документов, содержащих требования имущественного характера, — 10 тыс. руб. При этом указанное положение не должно распространяться на случаи взыскания с должников административных и уголовных штрафов.

Внесение таких изменений не повлекло бы сокращения поступлений доходов в бюджет, поскольку наибольшее количество исполнительных документов о взыскании денежных средств в пользу Российской Федерации, в том числе с незначительными суммами взыскания, поступает из государственных внебюджетных фондов — ПФР, ФФОМС, ФСС России, ФНС России, — которые обладают информацией о счетах должника и вправе обращать взыскание на денежные средства, находящиеся на этих счетах, самостоятельно.

Концентрация всех полномочий по розыску в рамках исполнительного производства в пределах одного органа исполнительной власти благотворно сказывается на эффективности исполнения судебных решений. В свою очередь передача функций по розыску должников-граждан, розыску ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу от МВД России к ФССП России должна найти свое логическое продолжение в совершенствовании законодательства.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024