Статья

Печатное и электронное официальное опубликование нормативных правовых актов

А.В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Рассматриваются недостатки традиционного способа официального опубликования нормативных правовых актов в печатном виде. Обосновывается вывод о возможном введении официального электронного опубликования данных документов на сайтах органов государственной власти, о введении единого электронного источника опубликования.

УДК 340.131.3 

Страницы в журнале: 8-11

 

А.В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России

 

Рассматриваются недостатки традиционного способа официального опубликования нормативных правовых актов в печатном виде. Обосновывается вывод о возможном введении официального электронного опубликования данных документов на сайтах органов государственной власти, о введении единого электронного источника опубликования.

Ключевые слова: официальное опубликование, нормативные правовые акты, органы государственной власти, официальные сайты.

 

Printed and electronic official publication of normative acts of law

 

Chervyakovsky A.

 

In the article the author pays attention to the fact that the traditional way of official publication of the documents in printed form has shortcomings. The author regards it as possible to carry out the official electronic publication of normative acts in sites of the state authorities and to introduce the unified electronic source of publication of the normative acts.

Keywords: official publication, normative acts of law, state authorities, official sites.

 

Требование официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, закреплено в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Традиционно официальное опубликование осуществляется в печатном виде. Официальное опубликование федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Федерального собрания РФ регламентирует Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (в ред. от 22.10.1999).

 Указанный закон  устанавливает три источника официального опубликования: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета». В «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете» также публикуются акты Президента РФ и Правительства РФ.

Зарегистрированные в Минюсте России нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»[1].

Важно отметить, что далеко не все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в указанных выше источниках официального опубликования. Имеются свои источники у Банка России, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Не публикуются акты или отдельные их положения, содержащие сведения конфиденциального характера (таких актов достаточно много).

Однако больший массив правовых документов составляют акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации. Последние подлежат опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти акты. Они, как правило, публикуются в ведомственных изданиях и размещаются на официальных сайтах данных органов власти. Встречаются случаи, когда в официальном источнике публикуется лишь часть нормативного правового акта.

Как отмечает В.М. Хургин, традиционные «бумажные» технологии в современных условиях не могут справиться с возникшими проблемами[2]. С этим следует согласиться, так как действующая система официального опубликования нормативных актов имеет ряд существенных недостатков, которые нашли отражение в литературе[3]. В частности, сложившаяся система официального опубликования не позволяет осуществить поиск необходимой правовой информации. Нормативные правовые акты публикуются в разных источниках официального опубликования. Чтобы гражданин или организация могли познакомиться с текстами правовых актов всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на конкретной территории, он должен иметь доступ к нескольким источникам официального опубликования.

Официальное опубликование в бумажном виде не позволяет познакомиться с актуальной редакцией нормативного правового акта, когда нет единого официального текста нормативного правового акта, в случае внесения в базовый текст каких-либо изменений или дополнений. В настоящее время для российского законотворческого процесса характерно принятие законов, вносящих поправки в уже действующие законы. «Объем принятых законов (федеральных и субъектов Российской Федерации) о внесении изменений в действующие законодательные акты многократно превышает объем самостоятельных (первичных) законов — проектов федеральных законов, подготовленных в виде их полнотекстовых редакций»[4]. В официальных источниках публикуются лишь законы о внесении изменений и дополнений, измененный и дополненный закон в актуальной редакции не публикуется.

Решить проблему, по нашему мнению, могло бы создание Свода законов Российской Федерации. Как известно, есть положительный опыт СССР и входивших в него союзных республик, в которых создавались такие своды. В 1990-х годах была начата работа по созданию Свода законов России. Однако объем российского законодательства в настоящее время достаточно велик, что делает практически невозможным осуществить в печатном виде доступную для граждан систематизацию действующих нормативных правовых актов.

Сейчас действуют также правовые акты, принятые еще до установленного порядка официального опубликования нормативных правовых актов. Отдельные акты министерств и ведомств не были официально опубликованы, в то же время они продолжают действовать. Многие действующие акты, принятые в советский период, также продолжают действовать; при этом даже если они и были официально опубликованы, найти источник данной публикации весьма затруднительно. Данные акты никогда не перепечатывались, и найти их текст можно только в правовых информационных системах. В частности, Верховный суд РФ в своем решении от 11.04.2006 № ГКПИ 06-124 и Кассационная коллегия ВС РФ в определении от 22.06.2006 № КАС 06-194 признали действующим в полном объеме постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974  № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР”», которое никогда не было опубликовано и на момент принятия указанных решений было размещено только в правовых информационных системах «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс.

Появление новых информационных технологий, активное использование сети Интернет поставило перед учеными и практиками вопрос о возможности официального опубликования правовых актов не только в бумажном (печатном), но и в электронном виде. По мнению ряда ученых, решить проблемы недостатков бумажного (печатного) опубликования может придание статуса официального опубликования  электронным изданиям и постепенный переход только к электронному официальному опубликованию[5].

Такая точка зрения находит поддержку в органах государственной власти. Так, в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» сказано, что официальными являются тексты актов Президента РФ и Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Переходят на официальное опубликование нормативных актов в электронном виде органы государственной власти г. Санкт-Петербурга. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» официальным опубликованием закона Санкт-Петербурга является первое размещение его полного текста на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет либо первая публикация его полного текста в одном из печатных средств массовой информации, указанных в данном законе. Исключение из правил публикации сделано только для закона о бюджете города (предусмотрена публикация его полного текста в журнале «Вестник Комитета финансов Санкт-Петербурга»). Официальным опубликованием правовых актов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга, правительства Санкт-Петербурга, иного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга является первое размещение их полного текста на официальных сайтах в сети Интернет.

Проблема электронного опубликования становится тем более актуальной, что в настоящее время от государственных органов требуется размещать тексты нормативных актов, регулирующих их деятельность, на своих официальных сайтах. Впервые такая обязанность была закреплена в постановлении Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»[6]. Об этом же свидетельствует и вступивший в силу с 01.01.2010 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Правительством РФ принято постановление от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Этим постановлением утверждены перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет; перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

Многие государственные органы, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, уже имеют свои сайты в Интернете. На сайтах федеральных органов исполнительной власти размещаются нормативные правовые акты данных органов, в том числе признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, опубликованные в ведомственных периодических изданиях. В настоящее время для большинства федеральных органов исполнительной власти источниками официального опубликования являются различные периодические издания, предусматривается также размещение нормативных правовых актов на сайтах соответствующих органов. Ряд государственных органов размещают нормативные правовые акты только на своих официальных сайтах. Так, акты Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, в соответствии с приказом Росграницы от 15.08.2008 № 78 подлежат опубликованию на официальном интернет-сайте данного федерального агентства (www.rosgranitsa.ru). Зная, с каким трудом государственные органы создают и обеспечивают функционирование своих официальных сайтов, очень трудно положительно ответить на вопрос, будут ли публиковаться на этих сайтах нормативные правовые акты государственных органов в актуальной редакции.

Представляется, что необходим единый электронный орган официального опубликования федерального законодательства. Такой же орган, полагаем, должен быть создан и в субъектах Российской Федерации.

Единый электронный орган официального опубликования нормативных правовых актов функционирует в целом ряде зарубежных государств — Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Эстонии и др. В некоторых странах продолжают параллельно существовать электронные и печатные версии официальных изданий. Э.В. Талапина выделяет следующие обстоятельства, объясняющие «осторожное» отношение зарубежных стран к признанию первичности официального электронного опубликования: традиционная последовательность и постепенность внедрения информационных технологий в деятельность публичной власти; реакция на первичное электронное опубликование как на возможные нарушения принципа открытости информации и обеспечения доступа к ней; опасности, связанные с известными недостатками любых электронных систем; необходимость существенных финансовых затрат на внедрение и обеспечение постоянного бесперебойного функционирования электронного механизма опубликования[7].

А.Н. Артамонов полагает, что необходимо придать статус источника официального опубликования электронной информационной системе[8]. В настоящее время наибольшей популярностью у государственных органов и граждан пользуются справочные правовые системы, созданные негосударственными организациями. К сожалению, сложилась такая ситуация, когда человек имеет возможность познакомиться с законом с учетом внесенных в него очередных изменений и дополнений лишь на экране компьютера в неофициальной редакции «КонсультантПлюс» или «Гарант». Такая законодательная техника, как отмечают известные ученые, не ориентирована на человека[9].

В решении Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21 октября 2005 г., принятого по жалобе, подготовленной юристами ИРСИ, зафиксировано, что размещение федеральными органами исполнительной власти некоторых сведений в информационно-правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант» не является надлежащим исполнением постановления Правительства РФ от 12.02.2003 № 98, нарушает или препятствует осуществлению гражданами своих прав. Компании, распространяющие правовую информацию, предоставляют ее пользователям на коммерческой основе; информация носит платный характер и не может считаться общедоступной. Полагаем, такая позиция суда вполне справедлива.

Нами были проанализированы решения судебных органов, в том числе Верховного суда РФ, в которых затрагиваются вопросы официального опубликования нормативных правовых актов. Нередко судьи отмечают, что размещение нормативных правовых актов в системах «Гарант» и «КонсультантПлюс» позволяет обеспечить возможность населению ознакомиться с содержанием нормативного правового акта[10].

Указанные выше и иные негосударственные справочные правовые системы, на наш взгляд, не должны относиться и справедливо не относятся к источникам официального опубликования нормативных правовых актов. Вместе с тем следует признать, что коммерческие справочные правовые системы являются одним из самых надежных источников получения правовой информации. Государственные информационно-правовые системы в настоящее время не могут соперничать с ними. Полагаем, что разработчики и владельцы негосударственных правовых систем, понимая, что их правовые системы не являются источником официального опубликования, даже при наличии конкуренции со стороны государственных систем смогут предложить такой набор услуг, который по достоинству оценят их клиенты.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере опубликования нормативных правовых актов, позволяет прийти к следующим выводам. Размещение данных актов в электронном виде в информационных системах и в Интернете — перспективное направление деятельности государства и гражданского общества. Считаем вполне возможным введение официального электронного опубликования нормативных актов на сайтах органов государственной власти[11]. Однако для этого необходимо, чтобы государственные органы помещали информацию о нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность, отвечали на вопросы посетителей сайтов. Полагаем, что в настоящее время нельзя полностью отказываться от сложившейся системы официального опубликования.

Придерживаемся ранее высказанных суждений о том, что государству следует принимать меры по разработке информационно-поисковых экспертных систем, позволяющих пользователю в диалоговой форме получать необходимую ему правовую информацию[12]. Государству нужно расширять сеть центров и пунктов доступа граждан к официальной информации. Их следует организовывать на базе общедоступных библиотек (не только областных, но и прежде всего городских, районных, поселковых), в отделениях почтовой связи ФГУП «Почта России», в государственных и муниципальных учреждениях по оказанию бесплатной юридической помощи, учебных заведениях, учреждениях здравоохранения.

Эффективность электронного и иного официального опубликования возможна только при активной работе по систематизации законодательства. Следует организовать работу по ревизии действующих еще советских и постсоветских нормативных правовых актов; при признании необходимости их действия организовать публикацию в печатных изданиях, а также размещение в сети Интернет на сайтах федеральных органов исполнительной власти.

 

Библиография

1 См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997  № 1009).

2 См.: Хургин В.М. Официальное опубликование правовых актов в электронном виде // Электронный ресурс. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgibin/irbis64r_ (дата последнего обращения: 06.12.2010).

3 См.: Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 25—26 сентября 2008 г.) / Под ред. В.М. Баранова и Д.Г. Краснова. — Н. Новгород, 2009. С. 254—259; Хургин В.М. Указ. соч.

4 Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. — М., 2007. С. 339.

5 См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 262; Хургин В.М. Указ. соч.

6 В настоящее время данное постановление Правительства РФ утратило силу.

7 См.: Талапина Э.В. Электронное опубликование нормативных актов: зарубежный опыт // Государство и право. 2009. № 7. С. 59.

8 См.: Артамонов А.Н. Опубликование нормативных правовых актов и информационные технологии // Информационное право. 2008. № 3. С. 21.

9 См.: Поленина С.В., Баранов В.М. Формирование правового пространства России в условиях глобализации: состояние и технико-юридические проблемы совершенствования законодательства (вместо предисловия) // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сб. ст. — М.; Н. Новгород, 2007. С. 11.

10 См., например: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 30 марта 2010 г. по делу № 50-Г10-7.

11 См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 260.

12 См.: Червяковский А.В. Информационно-коммуникативные технологии и распространение правовой информации // Интернет и современное общество: Труды X Всерос. объединенной конф. (г. Санкт-Петербург, 23—25 октября 2007 г.). — СПб., 2007. С. 247—249.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024