О.В. ГЛУШКОВА,
соискатель Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, помощник прокурора Республики Марий Эл
Изменения уголовно-процессуального законодательства закрепили ведущую роль прокурора в уголовном преследовании и ввели новые процедуры уголовного судопроизводства, которые предъявляют повышенные требования к уровню государственного обвинения и укреплению корпуса государственных обвинителей. Одним из главных принципов уголовного судопроизводства стала состязательность сторон, а бремя доказывания вины подсудимого возложено исключительно на сторону обвинения.
Групповая профессиограмма прокурорско-следственной деятельности, разработанная В.В. Романовым и М.В. Крозом, основана на сходстве психологической составляющей (принадлежность данных профессий к одному ведомству, общей направленности их труда, схожесть правовых основ прокурорской и следственной деятельности). Теми же авторами разработана психограмма профессионально успешных и малоэффективных прокуроров и следователей, которая включает пять факторов профессиональной пригодности: высокий уровень социализации личности; развитые познавательные способности; эмоционально-волевую устойчивость; коммуникативную компетентность; выраженные организаторские способности прокурора, следователя[1].
Основные цели и задачи института прокуратуры позволяют отметить, что его деятельность является многосторонней. Каждая отрасль прокурорского надзора, наряду со знанием законодательства, владением определенными навыками работы, требует от сотрудников наличия специфических психологических особенностей, от которых зависит успешность деятельности.
Деятельность прокурора по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами является достаточно сложной и многогранной с психологической точки зрения. Важно подчеркнуть, что деятельность государственного обвинителя протекает в условиях негативного отношения к нему со стороны других участников судебного процесса, оценивается ими с особой взыскательностью и часто подвергается публичному моральному осуждению.
С целью анализа психологических особенностей деятельности прокурора по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами проведено исследование, в ходе которого были протестированы 83 прокурора в прокуратурах Республики Марий Эл и Республики Чувашия.
Основные стадии уголовно-судебного процесса, в которых отражается активная деятельность юристов—участников процесса, таковы:
1) подготовка к судебному процессу;
2) предварительное слушание;
3) судебное следствие;
4) прения сторон;
5) оглашение приговора.
На основе изучения общей структуры профессиональной деятельности участников уголовно-судебного процесса и с учетом результатов исследования нами предложена психологическая модель профессиональной деятельности юристов—участников уголовно-судебного процесса (судьи, прокурора и адвоката), включающую пять основных компонентов: рациональный, поведенческий, мотивационный, эмоциональный, интегративный. Эта модель базируется на ключевых стадиях уголовно-судебного процесса. Несмотря на то, что интересы участвующих в суде юристов различны, их деятельность подчиняется общей психологической логике развертывания судебного процесса, основанной на необходимости обеспечения законности.
На первой стадии психологическая деятельность участников включает в себя в основном интеллектуальную деятельность в реконструктивной и конструктивной формах, подкрепленную организационной стороной, что находит свое выражение в рациональном компоненте.
Вторая стадия характеризуется формированием первого впечатления об участниках, оценкой их профессиональных и личных качеств, влияющих на дальнейшую совместную деятельность. Ведущим на данном этапе выступает поведенческий компонент.
Третья стадия состоит из совокупности различных следственных действий и является самой напряженной и длительной. Это сбор доказательств, в ходе которого реализуются коммуникативная, конструктивная и реконструктивная стороны деятельности. Следует отметить, что результат работы на данной стадии — основа всей деятельности каждого юриста в процессе, поэтому в ходе судебного следствия в первую очередь проявляется направленность личности каждого участника уголовно-судебного процесса, что выражается в мотивационном компоненте.
Четвертая стадия является ключевой для деятельности государственного обвинителя и адвоката, поскольку на данном этапе реализуются практически все стороны деятельности и профессиональной структуры личности юриста. Главным компонентом психологической модели деятельности участников уголовно-судебного процесса здесь выступает эмоциональный компонент.
На пятой стадии ведущая роль принадлежит судье, а прокурор и адвокат выступают в качестве реципиентов. Приговор, оглашенный судьей, является итогом деятельности всех участников. Базовым компонентом психологической модели становится интегративный компонент.
Анализ результатов исследования позволил разработать психологическую модель деятельности государственного обвинителя, состоящую из четырех основных блоков: интеллектуального, коммуникативного, блока направленности и блока активности.
Проблема повышения успешности деятельности государственного обвинителя требует выделения минимума профессионально важных качеств, определяющих качество деятельности прокурора на разных стадиях судебного процесса. Оценка успешности деятельности прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами выстраивалась на ряде показателей. По результатам исследования прокуроры были условно разделены на три группы: высокоуспешные — 26 человек (31,3%), средней успешности — 23 человека (27,7%) и с низкой успешностью деятельности — 34 человека (41%).
Результаты исследования показывают, что при увеличении стажа работы прокурора возрастает уровень мастерства, профессионализма, который напрямую связан с успешностью деятельности.
В ходе исследования деятельности и личностных особенностей прокуроров был использован метод экспертной оценки. Экспертами, которыми выступали судьи Верховного суда Республики Марий Эл, одним из главных факторов, препятствующих поддержанию качественного уровня государственного обвинения, единогласно был отмечен фактор личностных качеств прокуроров. На сложность формирования личности государственного обвинителя указывали В.Л. Васильев и И.А. Горьковая[2]. На первое место среди значимых профессионально важных качеств прокурора была поставлена независимость и самостоятельность суждений прокурора, следующими были указаны такие качества, как смелость и активность, эмоциональная устойчивость. Определить приоритет иных качеств эксперты затруднились. Результаты экспертных оценок полностью согласуются с другими полученными данными, что определяет достоверность исследования.
В результате анкетирования государственных обвинителей были обнаружены существенные различия в деятельности прокуроров выделенных групп, начиная с первого этапа и на протяжении всего уголовно-судебного процесса.
Исследование позволило выявить типичные черты личности прокуроров в каждой группе, что подтвердило правильность и надежность критериев оценки успешности их деятельности[3].
Установлено наиболее оптимальное соотношение между тремя основными видами личности и успешностью профессиональной деятельности: с преобладанием направленности на себя и на задачу. В группе прокуроров с низкой степенью успешности установлено преобладание направленности на себя и на взаимодействие.
Психологический анализ деятельности прокуроров и данные корреляционного анализа позволили выделить профессионально важные качества и составить обобщенный психологический портрет прокурора в зависимости от успешности его деятельности.
Для успешных государственных обвинителей характерен высокий уровень эмоциональной и нервно-психической устойчивости, обеспечивающий успешность их деятельности в экстремальных условиях.
Прокуроров с высокой успешностью деятельности характеризует также высокий уровень интеллекта. Коммуникативный блок модели базируется на контактности гособвинителя с другими участниками процесса. Успешные прокуроры отличаются чертами доминантности в общении, стремлением к самовыражению и сохранением своей индивидуальности в межличностном взаимодействии. Блок активности у прокуроров с высокой успешностью проявляется через смелость и напористость. Для прокуроров данной группы также характерны сдержанность, высокий уровень самоконтроля и нормативности поведения, спокойствие, расслабленность, открытость и доверчивость. Можно отметить, что такая личность сочетает в себе противоположные качества.
Согласно исследованию, группа прокуроров с высокой успешностью по большинству показателей занимает промежуточное положение. Это говорит о согласованности и уравновешенности личностных качеств.
Таким образом, основой успешности деятельности прокурора является гармоничное и оптимальное сочетание противоположных психологических качеств, позволяющих гибко и адекватно выстраивать свою деятельность в уголовно-судебном процессе и добиваться успехов в работе.
Низкое качество деятельности неуспешных прокуроров обусловлено недостаточной интеграцией их психологических свойств. Для данной группы прокуроров характерен средний уровень интеллекта, ограниченность контактов. Отмеченное выше преобладание видов направленности для данной группы (на себя и на взаимодействие) в комплексе с другими психологическими особенностями личности формирует у неуспешного прокурора желание быть приятным в общении, сохранять с коллегами доброжелательные отношения даже в ущерб целям и задачам профессиональной деятельности. Психологическими особенностями данной личности являются эмоциональная нестабильность, робость, тревожность, напряженность, низкая нормативность поведения, экспрессивность, консервативность и подозрительность.
Полагаем, полученные в ходе исследования данные можно использовать для психологического отбора кандидатов на должность прокурора по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами и для рациональной расстановки кадров с учетом психологических особенностей, что будет способствовать повышению качественного уровня государственного обвинения. На основе результатов исследования может быть разработана новая индивидуальная система повышения квалификации государственных обвинителей, базирующаяся на использовании скрытых резервов личности.
Библиография
1 Подробнее об этом см.: Кроз М.В. Система психологической оценки прокурорских работников: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1999; Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. — М., 1998.
2 См.: Васильев В.Л., Горьковая И.А. Психология ораторского мастерства государственного обвинителя: Учеб. пособие. — СПб., 1996. С. 12.
3 См.: Глушкова О.В. О влиянии личности прокурора на успешность профессиональной деятельности // Методология, теория и практика модернизации образования: Сб. тр. по мат. Республиканск. науч.-практ. конф. (21—22 апр. 2006 г.). — Йошкар-Ола, 2006. С. 115—119.