УДК 342.951:351.82
Страницы в журнале: 26-29
И.М. Аничикин,
аспирант кафедры публичного права Саратовского социально-экономического института (филиала)Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Россия, Саратов anichkin_im@mail.ru
Рассматриваются отдельные направления повышения эффективности административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан. Исследуются факторы, от которых зависит действенность реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. Особое внимание уделяется анализу срока хранения списков избирателей и иной избирательной документации. Формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства в данной области правового регулирования.
Ключевые слова: эффективность, административная ответственность, гражданин, государство, избирательный процесс, избирательное право, право на участие в референдуме, списки избирателей.
Для эффективной защиты определенных общественных отношений необходимы их урегулированность правом, а также создание состояния упорядоченности. Государство, устанавливая правовые нормы, закрепляет варианты возможного поведения субъектов регулируемых правоотношений. В этой связи можно говорить о различных формах реализации юридической ответственности. Избирательное право, регулируя одну из основ демократической политической системы, по своей природе и предназначению определяет степень допустимой свободы деятельности субъектов правоотношений, устанавливает для одних лиц права, для других — обязанности, реализация которых может обеспечиваться и принудительной силой государства [2].
Закрепленные избирательным правом юридические предписания и запреты гарантируют народное представительство, идеологическое и политическое многообразие, свободу участия граждан в избирательных процедурах. Юридические обязанности же участников избирательного процесса должны соответствовать требованиям нравственности и права.
Реализация административной ответственности заключается в применении компетентными органами мер административной ответственности к правонарушителю. Следует согласиться с мнением Д.А. Липинского, полагающего, что сущность государственно-принудительной формы реализации ответственности выражается в обязанности. Может отсутствовать наказание, осуждение, но обязанность подвергнуться им всегда будет в явлении ответственности [4]. Действительно, реализация юридической ответственности не сводится к какому-либо одному ее проявлению. Это может быть и осуждение, и применение мер ответственности, однако возможно и освобождение от ответственности. Поэтому целесообразно рассматривать реализацию юридической ответственности через призму обязанности.
Административно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан должна быть направлена на соблюдение баланса частных и публичных интересов в области защиты избирательных прав. Их противопоставление недопустимо. Действенность реализации ответственности напрямую зависит от качества конституционного и административного законодательства, от деятельности государственных органов власти, а также от уровня развития гражданского общества, демократии в государстве, степени доверия населения публичной власти. В этой связи особое значение для реализации административной ответственности имеет эффективность правовых норм [7].
В юридической литературе отмечается, что действенность отдельной правовой нормы неразрывно связана с ее целью. Так, нормы административно-деликтного права направлены на достижение таких целей, как:
— предупреждение совершения новых административных правонарушений правонарушителями посредством общей и частной превенции;
— разрешение дела на основе соблюдения принципа законности;
— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, вынесение законного постановления по делу об административном правонарушении;
— обеспечение исполнения вынесенного постановления;
— выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений [8].
Эффективность реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан и права на участие в референдуме зависит от:
— качественного конституционного и административного правового регулирования;
— действенной реализации правовых норм на практике, которая складывается из правоприменительной деятельности судебных инстанций, а также правовой культуры правоприменителя;
— состояния правосознания населения, доверия населения власти;
— политики государства в области профилактики и предупреждения совершения административных правонарушений;
— своевременности выявления причин и условий совершения правонарушений.
Одним из «слабых» мест действующего законодательства в рассматриваемой сфере является недостаточный срок хранения таких важных документов, как списки избирателей, и иной избирательной документации. Сроки хранения данных документов не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов. В федеральных законах от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Закон № 19-ФЗ) и от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон № 51-ФЗ), в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее — Закон № 5-ФКЗ) или законах субъектов Российской Федерации (например, Законе Москвы от 06.07.2005 № 38 «Избирательный кодекс города Москвы») не содержится иных сроков.
В соответствии с п. 4 ст. 84 Закона № 5-ФКЗ бюллетени, открепительные удостоверения, списки участников референдума и подписные листы с подписями участников референдума хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов референдума. В случае рассмотрения в суде жалобы (заявления) на решение комиссии референдума об итогах голосования или возбуждения уголовного дела, связанного с нарушением права на участие в референдуме, сроки хранения соответствующих документов продлеваются до вступления в законную силу решения суда либо до прекращения уголовного дела в соответствии с законом.
Подобные нормы содержатся в Законе № 19-ФЗ и Законе № 51-ФЗ.
К длительности указанного срока в юридической литературе высказываются замечания [3]. Действительно, подобные ограниченные сроки хранения избирательной документации могут повлечь нарушение избирательных прав граждан.
Так, Верховным судом Республики Татарстан было рассмотрено заявление об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г. Зеленодольск об итогах голосования в избирательном округе № 1 и признании результатов выборов недействительными. В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением Центральной избирательной комиссии РФ документы, связанные с подготовкой и проведением выборов Совета г. Зеленодольска второго созыва, уничтожены в связи с утратой практической ценности и истечением сроков хранения. Заявителем был пропущен срок на обращение в суд, в результате чего судом было отказано в удовлетворении заявления. Пропуск указанного срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ) [1].
Однако, как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ, общий трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 260 ГПК РФ и пропущенный заявителем по уважительной причине, может быть восстановлен судом [6]. Таким образом, в рассмотренном выше деле при наличии у заявителя уважительных причин для восстановления срока обращения в суд заявление должно было быть рассмотрено по существу. Однако срок хранения избирательной документации уже истек, в связи с чем документы, связанные с подготовкой и проведением выборов, уничтожены. В этой связи, например, по истечении одного года со дня опубликования результатов выборов установить наличие (отсутствие) нарушений в ходе избирательной кампании невозможно.
В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей избирательной документации, документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Таким образом, в случае подачи жалобы, связанной с нарушением избирательных прав, по истечении срока хранения избирательной документации (в случае наличия уважительных причин для обращения в суд и восстановления пропущенного срока) дело априори не может быть рассмотрено с установлением всех фактических обстоятельств дела, поскольку документы уже уничтожены.
Кроме того, в 2012 году в Государственную Думу был внесен законопроект, в соответствии с которым предлагалось внести в ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменения, дополнив ее подпунктом 10.1 следующего содержания:
«10.1. Соответствующая избирательная комиссия в десятидневный срок передает документацию избирательных комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума в архив областной, краевой, республиканский, государственный в зависимости от прохождения выборов и референдумов» [5].
В обоснование данного законопроекта приводятся примеры нарушений. Например, в Советском, Кировском и Центральном округах г. Омска после выборов Президента РФ в 2008 году был проведен анализ протоколов участковых, территориальных и областной избирательных комиссий. В итоге выяснилось, что за одного кандидата в президенты было «добавлено» существенное количество голосов. После направления жалобы во все возможные инстанции в г. Омск прибыла специальная комиссия из Генеральной прокуратуры РФ для расследования данного инцидента, но избирательная комиссия спешно провела «операцию» по уничтожению всей избирательной документации путем затопления в подвальном помещении Правительства Омской области. Таким образом, был наказан лишь сантехник — взысканием, а виновные в подлоге протоколов до сих пор возглавляют высокие должностные посты.
Цель законопроекта заключалась в ограждении избирательных комиссий всех уровней от хранения всей избирательной документации для того, чтобы была возможность для восстановления истинных результатов голосования субъектам избирательных отношений, не согласным с итогами голосования, или в случае выявления серьезных нарушений путем пересчета бюллетеней или иного процессуального действия в судебном порядке. Однако законопроект был отклонен.
Все изложенное свидетельствует о несовершенстве правового регулирования в данной области, наличии нарушений. Ограниченные сроки хранения избирательной документации зачастую приводят к невозможности в дальнейшем установить истину, что лишает граждан права надлежащим образом защищать свои избирательные права.
Например, в США все документы об осуществлении программ при проведении мероприятий по обеспечению точности и внесению изменений в официальные списки избирателей хранятся в течение двух лет (как минимум). А также к ним обеспечивается доступ населения для возможности общественной проверки [9].
В этой связи можно сделать вывод о необходимости продления сроков хранения избирательной документации: подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей, участников референдума до проведения выборов того же уровня, а также законодательного закрепления данного положения. Предлагаем изложить положения ряда нормативных актов в следующих редакциях:
— п. 4 ст. 84 Закона № 5-ФКЗ: «бюллетени, открепительные удостоверения, списки участников референдума и подписные листы с подписями участников референдума хранятся не менее трех лет со дня официального опубликования результатов референдума»;
— п. 3 ст. 81 Закона № 19-ФЗ: «избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся до дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов Президента Российской Федерации»;
— п. 3 ст. 88 Закона № 51-ФЗ: «избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей хранятся до дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов депутатов Государственной Думы».
Обеспечение эффективности реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан неразрывно связано с целями профилактики и недопущения нарушений законодательства. Реализация любого вида ответственности представляет собой сложный процесс, где осуществляются права и обязанности субъектов деликтных правоотношений. Анализ эффективности реализации административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав граждан позволяет предложить одно из направлений совершенствования действующего законодательства в данной области: продление сроков хранения избирательной документации до проведения выборов того же уровня, а также законодательного закрепления данного положения.
Список литературы
1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.03.2012 по делу № 33-1738/12 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Астафичев П.А. Избирательное право: современное состояние и перспективы развития: учеб-метод. пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999.
3. Зиновьев А.В. Конституционное право России: учеб. для вузов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2010.
4. Липинский Д.А. Формы реализации юридической ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
5. О внесении изменения в статью 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: проект федер. закона № 109162-6 (ред., внесенная в Государственную Думу, текст по состоянию на 10.07.2012); Пояснительная записка «К проекту Федерального закона “О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"”» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ от 31.03.2011 № 5 (ред. от 09.02.2012) // Бюллетень ВС РФ. 2011. № 6.
7. Попов Л.Л. Эффективность административно-правовых санкций в сфере охраны общественного порядка: моногр. М.: Юридическая литература, 1976.
8. Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Воронеж, 2012.
9. Свод законов США // Сб. нормат. правовых актов зарубежного избирательного законодательства / авт. проекта: Ю.А. Веденеев, В.В. Маклаков; отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Весь Мир, 2004. С. 45—46.