Н.С. ЧУКИНА,
соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета
Существенное изменение государственного устройства России поставило задачу разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности управленческого аппарата на местах. Это обусловлено тем, что результаты социально-экономического развития муниципального образования зависят от степени квалификации муниципальных служащих. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, реформы являются сложным и трудным делом и требуют для проведения большого профессионализма[1]. Поэтому проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих местных органов власти приобрели особую значимость.
На сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, формирование гражданского общества и становление рыночного хозяйства требуют квалифицированного кадрового потенциала. С другой стороны, современная система подготовки кадров не сформирована. Командно-административная схема управления с характерным для нее подбором кадров по политическим признакам давно устарела. В связи с этим назрела необходимость создания новой модели муниципальной кадровой политики, в основу которой должны лечь принципы профессионализма и компетентности. Муниципальный служащий должен обладать обширными теоретическими знаниями и владеть практическими навыками решения задач управленческого характера.
Актуализация проблемы профессионализации муниципальной службы вызвала необходимость в комплексе мероприятий, которые позволили бы сформировать новое поколение грамотных специалистов и руководителей, обладающих современными знаниями и способных обеспечить эффективность управления.
Для обеспечения высокого уровня профессионализма и компетентности муниципальных служащих необходима единая система их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Однако само определение понятия «система повышения квалификации муниципальных служащих» по-прежнему является предметом дискуссий.
По нашему убеждению, это понятие подразумевает комплекс мер, объединенных по ресурсам, целям и срокам их выполнения и направленных на обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих.
Одним из основных способов организации такой системы является создание сети учебных заведений. Хотя сегодня подготовка и переквалификация муниципальных служащих осуществляется многочисленными образовательными учреждениями, в основном они действуют разрозненно, независимо друг от друга и применяют различные образовательные программы. Причем многие из них вообще не могут обеспечить высокий уровень подготовки.
Полагаем, что назрела необходимость упорядочить и систематизировать всю существующую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Следует использовать опыт зарубежных стран, где создаются межрегиональные учебные центры (академии), которые осуществляют подготовку дипломированных специалистов в области социального управления.
В связи с этим представляется целесообразным создать единую трехуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с целью унификации учебных программ. Высший уровень должна занимать Российская академия муниципальной службы (РАМС), созданная по аналогии с Российской академией государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Среднее звено может быть представлено филиалами РАМС — академиями муниципальной службы в каждом федеральном округе. Низовыми звеньями этой системы должны быть институты муниципальной службы, расположенные в центрах каждого субъекта Федерации.
Таким образом, первостепенной задачей на сегодняшний день является обеспечение органов местного самоуправления квалифицированными кадрами, поскольку от этого зависит эффективность муниципальной службы в целом.
Библиография
1 См.: Атаманчук Г.В. Кто сегодня у штурвала. О профессионализме управления // Российские вести. 1993. 26 мая.