Статья

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих: проблемы и пути решения

Н.С. ЧУКИНА, соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета Существенное изменение государственного устройства России поставило задачу разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности управленческого аппарата на местах. Это обусловлено тем, что результаты социально-экономического развития муниципального образования зависят от степени квалификации муниципальных служащих. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, реформы являются сложным и трудным делом и требуют для проведения большого профессионализма[1]. Поэтому проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих местных органов власти приобрели особую значимость.

Н.С. ЧУКИНА,

соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета

 

Существенное изменение государственного устройства России поставило задачу разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности управленческого аппарата на местах. Это обусловлено тем, что результаты социально-экономического развития муниципального образования зависят от степени квалификации муниципальных служащих. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, реформы являются сложным и трудным делом и требуют для проведения большого профессионализма[1]. Поэтому проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих местных органов власти приобрели особую значимость.

На сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, формирование гражданского общества и становление рыночного хозяйства требуют квалифицированного кадрового потенциала. С другой стороны, современная система подготовки кадров не сформирована. Командно-административная схема управления с характерным для нее подбором кадров по политическим признакам давно устарела. В связи с этим назрела необходимость создания новой модели муниципальной кадровой политики, в основу которой должны лечь принципы профессионализма и компетентности. Муниципальный служащий должен обладать обширными теоретическими знаниями и владеть практическими навыками решения задач управленческого характера.

Актуализация проблемы профессионализации муниципальной службы вызвала необходимость в комплексе мероприятий, которые позволили бы сформировать новое поколение грамотных специалистов и руководителей, обладающих современными знаниями и способных обеспечить эффективность управления.

Для обеспечения высокого уровня профессионализма и компетентности муниципальных служащих необходима единая система их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Однако само определение понятия «система повышения квалификации муниципальных служащих» по-прежнему является предметом дискуссий.

По нашему убеждению, это понятие подразумевает комплекс мер, объединенных по ресурсам, целям и срокам их выполнения и направленных на обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих.

Одним из основных способов организации такой системы является создание сети учебных заведений. Хотя сегодня подготовка и переквалификация муниципальных служащих осуществляется многочисленными образовательными учреждениями, в основном они действуют разрозненно, независимо друг от друга и применяют различные образовательные программы. Причем многие из них вообще не могут обеспечить высокий уровень подготовки.

Полагаем, что назрела необходимость упорядочить и систематизировать всю существующую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Следует использовать опыт зарубежных стран, где создаются межрегиональные учебные центры (академии), которые осуществляют подготовку дипломированных специалистов в области социального управления.

В связи с этим представляется целесообразным создать единую трехуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с целью унификации учебных программ. Высший уровень должна занимать Российская академия муниципальной службы (РАМС), созданная по аналогии с Российской академией государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Среднее звено может быть представлено филиалами РАМС — академиями муниципальной службы в каждом федеральном округе. Низовыми звеньями этой системы должны быть институты муниципальной службы, расположенные в центрах каждого субъекта Федерации.

Таким образом, первостепенной задачей на сегодняшний день является обеспечение органов местного самоуправления квалифицированными кадрами, поскольку от этого зависит эффективность муниципальной службы в целом.

 

Библиография

1 См.: Атаманчук Г.В. Кто сегодня у штурвала. О профессионализме управления // Российские вести. 1993. 26 мая.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024