УДК 341.217
Страницы в журнале: 145-148
К.Н. Гусейнова,
соискатель кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов, Россия, Москва Kamila.Guseynova@fao.org
Рассматриваются актуальные аспекты осуществления политики Всемирного банка в сфере поддержки и финансирования высшего образования. Повышенное внимание уделяется раскрытию специфики Всемирного банка, являющегося уникальным инструментом для продвижения механизмов помощи странам в вопросах политики реформы высшего образования.
Ключевые слова: Всемирный банк, политика, высшее образование, международные организации, высшие учебные заведения.
В условиях активизирующихся процессов глобализации, ускоряющегося научно-технического прогресса, проникновения высоких технологий в самые различные сферы жизнедеятельности, в условиях становления общества и экономики образование все чаще фигурирует в качестве ключевого фактора развития, а право на образование рассматривается как важнейший фактор осуществления многих других прав человека. Сейчас уже стал аксиоматичным тезис, согласно которому высшее образование является одной из основных составляющих успешной экономической и социально-политической эволюции современных стран. И, безусловно, высшее образование призвано сыграть особую роль в инновационном развитии любого современного государства, которое не хочет оказаться аутсайдером в стремительной всемирной гонке новейших технологий.
В настоящее время ряд международных межправительственных организаций осуществляет активную деятельность в области высшего образования. Наиболее значимым из них является Всемирный банк [3, с. 819]1, который финансирует совершенствование сферы высшего образования в развивающихся странах. Всемирный банк является одним из основных кредиторов, выделяющих средства на цели образования, или, как предпочитают говорить его сотрудники, «самым крупным среди отдельных источников финансирования в сфере образования» [2, с. 16].
Региональные банки развития (сотрудничающие с Всемирным банком) в Африке, Азии и Латинской Америке также вовлечены в процесс развития и поддержки высшего образования. Всемирный банк оказывает масштабную материальную помощь при осуществлении различных исследований в области высшего образования, а иногда проводит собственный анализ сферы высшего образования в мире, особо акцентируя внимание на развивающихся странах. В то время как большая часть исследований касается кредитов Всемирного банка и его проектов, и, следовательно, недоступна для общественности, публичная информация в настоящее время составляет одни из лучших источников для анализа в области высшего образования в развивающихся странах [5; 7].
Всемирный банк также выступает в качестве «банка знаний», применяя высокий профессионализм, знания и опыт своих сотрудников для реализации индивидуализированных программ с государствами-членами. Кредитный и консалтинговый потенциал Всемирного банка заключается в создании «мостов» между рынком и государственным сектором.
Ранее Всемирный банк воспринимался в основном как институт, осуществляющий поддержку исключительно базового образования, систематически выступающий за перераспределение государственных расходов за счет сокращения расходов на профессиональную подготовку в пользу базового образования, содействия покрытию расходов и расширению частного сектора, а также убеждения стран с низким уровнем дохода отказаться от рассмотрения каких-либо инвестиций в «человеческий капитал». Однако стремительные изменения, происходящие в глобальной окружающей среде, и сохранение традиционных проблем высшего образования в развивающихся странах и странах с переходной экономикой побудили Всемирный банк пересмотреть свою политику в области высшего образования [6, с. 52]1.
В качестве наглядного примера, подтверждающего такую корректировку основного вектора политики Всемирного банка в сфере поддержки и финансирования высшего образования, можно привести известный Доклад Всемирного банка под названием «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (далее — Доклад) [4].
Доклад является исследованием, в котором проанализирован многолетний опыт Всемирного банка и многих других агентств по оказанию поддержки и финансированию образования в различных странах мира. Высшее образование рассматривается в Докладе в качестве одного из важных элементов единой системы образования.
Помимо этого, в Докладе приведена детальная характеристика быстро меняющихся глобальных условий и рынка труда; уделено значительное внимание роли высшего образования в социально-экономическом развитии, проблемам неравенства; акцентировано внимание на значении информационно-коммуникационных технологий, проблемах, связанных с так называемой «утечкой умов».
Кроме того, в Докладе подробно исследуется вопрос, каким образом развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут извлечь максимальную выгоду из реформирования системы высшего образования. Следует особо отметить, что Доклад содержит богатый иллюстративный материал (в таблицах, графиках и приложениях представлены проблемы, стоящие перед высшей школой, вопросы диверсификации ресурсов, инициативы Всемирного банка, направленные на преодоление цифрового барьера).
В Докладе сформулированы следующие тенденции современного образования:
— новая роль знаний как одного из основных двигателей экономического развития;
— «образование без границ» и появление новых поставщиков высшего образования;
— новационные методы предоставления услуг и схем организации обучения в результате революции в области информации и связи;
— возросшая роль рыночных механизмов в высшем образовании и развитие глобального рынка «продвинутого» человеческого капитала;
— важность комплексного подхода к образованию как к единой системе, учитывающего как вклад высшего образования в развитие человеческого капитала, так и формирование гуманитарного и социального капитала [1].
Нужно заметить, что сформированный в послевоенный переходный период с мандатом на поддержку послевоенной перестройки в Европе, Всемирный банк с тех пор является институтом международного развития и снижения бедности во всем мире. В этом свете Всемирный банк известен своей активностью больше в сфере экономического развития, нежели социального.
Однако начиная с 1963 года Всемирный банк оказался вовлечен в образовательные программы, которые были нацелены на улучшение начального и, в меньшей степени, среднего образования. В связи с тем, что эффективное высшее образование в условиях глобализации признается основой всеобщей экономики и социального развития, высшее образование служит ключевым элементом широкого образовательного сектора Всемирного банка. Тем более что то время, когда высшее образование являлось спорным вопросом в сфере деятельности Всемирного банка, осталось в прошлом.
Рассмотренный Доклад закрепляет позицию Всемирного банка по расширению его вовлеченности в сферу инвестирования проектов высшего образования во всех регионах мира, где Всемирный банк ведет активную деятельность. Высшее образование является далеко не единственным ключевым элементом в стратегии развития Всемирного банка, однако продуманные действия банка в этой области начали оказывать влияние на некоторых двусторонних доноров, что проявляется в пересмотре их приоритетов, в частности смещении акцентов на финансовую и техническую поддержку образовательного сектора.
Известно, что требования высшего образования к экономике и социальному развитию носят многократный характер. Образование оказывает прямое воздействие на национальное производство, что определяет уровень жизни страны, а также способность государства принимать участие в развитии мировой экономики. Институты высшего образования поддерживают стратегию инновационного экономического роста за счет:
— внедрения знаний и снижения уровня бедности;
— обучения высококвалифицированной гибкой рабочей силы, к которой также можно отнести профессиональных ученых, специалистов, техников, учителей и управленцев;
— генерации знания;
— создания возможностей, позволяющих получать доступ к существующему мировому хранилищу знаний и адаптации этих знаний применительно к локальным проблемам.
Дело в том, что институты высшего образования обладают уникальной способностью к интеграции и созданию синергии среди приведенных ранее факторов. Очевидно, что устойчивая трансформация и развитие экономики не возможны без построения мощной, гибкой и требовательной системы высшего образования. Это утверждение особенно верно в отношении стран с низкими доходами, в которых функционируют слабые институты, и которые обладают ограниченными человеческими ресурсами.
Несмотря на то что первый образовательный проект Всемирного банка был запущен в 1963 году в Тунисе и включал в себя обучение преподавателей, много лет Всемирный банк не рассматривал поддержку высшего образования в качестве приоритетного направления деятельности, и прошли десятки лет, прежде чем появилась четкая позиция относительно важности высшего образования в мировом развитии.
На самом деле в период с 1963 по 1994 год (год первой публикации Всемирного банка, посвященной высшему образованию — «Высшее образование: уроки и опыт» (далее — публикация 1994 года)) образовательный сектор Всемирного банка управлялся на основе формулы возврата инвестиций (rate of return), что отталкивало потенциальных инвесторов от сферы высшего образования. Скептицизм относительного сравнительных величин инвестирования и реформ высшего образования в странах-кредиторах приводил к исключению или, в лучшем случае, уменьшению доли высшего образования в образовательном секторе.
Позже поддерживаемые Всемирным банком научные и политические публикации поставили под сомнение объективность анализа возврата инвестиций в качестве главного подхода к измерению величины инвестирования в третичном образовании. Акцентирование только на частных доходах государственных расходов исключило такие социальные выгоды, как внешние исследования, развитие предпринимательства и экономики, создание рабочих мест, а также влияние высокообразованных кадров на национальное здоровье и социальное воспроизводство.
Понимание высшего образования как фактора первостепенной важности для экономического и социального развития явилось переломной точкой в поддержке Всемирным банком инициатив, посвященных развитию высшего образования в странах-клиентах.
Следует отметить, что в публикации 1994 года Всемирный банк выделил четыре ключевых направления реформации высшего образования в развивающихся странах:
— диверсификацию институтов, включая частные институты;
— диверсификацию источников фондирования, включая плату за обучение и финансирование, связанное с производительностью;
— новое исследование связей между государством и высшим образованием;
— фокусировку политики развития на качестве и равенстве объектов.
Главный вывод публикации 1994 года состоит в том, что высшее образование выполняет различные и в равной степени значимые функции в широком социально-экономическом развитии и требует особых внимания и экспертизы.
В начале ХХI века Всемирный банк акцентировал внимание на том, что кризис высшего образования в развивающихся странах должен управляться таким образом, чтобы высшее образование смогло в полной мере достичь поставленных целей по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития.
Основные сферы интересов включают в себя:
— приватизацию;
— доступность (в основном, для женщин — гендерный аспект);
— сокращенное государственное финансирование;
— постоянно возрастающий спрос.
В заключение надо сделать вывод о том, что Всемирный банк как кредиторский и делящийся знаниями институт является уникальным инструментом для продвижения механизмов помощи странам в вопросах политики реформы высшего образования. Далеко не простой процесс строительства «общества знаний» опирается на базовые принципы, которыми руководствуется Всемирный банк в поддержке специфической деятельности любой страны, и отмечает, что эта поддержка должна:
— учитывать специфику каждой страны;
— быть основанной на стратегическом планировании на национальном и институциональном уровнях;
— способствовать усилению автономии и отчетности в секторе высшего образования;
— делать акцент на укреплении потенциала, а также региональном обмене удачным опытом и моделями;
— соблюдать последовательность мероприятий в соответствии со значимыми вопросами любых стран;
— признавать политическую природу реформы высшего образования.
Список литературы
1. Ваганов А. Экономика знаний в российском контексте // Независимая Газета. 2003. 8 окт. URL: http://www.stra.teg.ru/lenta/innovation/928
2. Доклад о ходе работы Специального докладчика по вопросу о праве на образование Катарины Томашевски, представленный в соответствии с резолюцией 1999/25 Комиссии по правам человека // Doc. UN E/CN.4/2000/6. 1 February 2000.
3. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в ХХI веке. — М., 2007.
4. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: доклад Всемирного банка 2003 г. — М., 2003.
5. Saint W.S. Universities in Africa: Strategies for stabilization and revitalization. — Washington, DC: World Bank, 1992.
6. Salmi J., Bassett R.M. Transforming higher education in developing countries: The role of the World Bank // International encyclopedia of education. — N.Y.: Elsevier, 2008.
7. Salmi J., Verspoor A.M. Revitalizing higher education. — Oxford: Pergamon, 1994.