УДК 342
Н.В. ВОЛОДИНА,
доктор философских наук, профессор Московского университета МВД России
Переходный период развития российского государства вызывает необходимость формирования концепции государственно-конфессиональных отношений, которая предусматривала бы цели и ориентиры деятельности государства и религиозных объединений. Совершенствование и развитие правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, повышение его эффективности — одна из важнейших задач общества. Особую актуальность проблемы совершенствования законодательного регулирования приобрели в современной России. Для реализации эффективной политики взаимодействия государства и религиозных объединений необходима в первую очередь политико-правовая концепция государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.
Концепция государственной политики в сфере религиозных объединений определяет систему исходящих правовых отношений, принципов, приоритетных направлений, основных мер в сфере регулирования взаимоотношений государства и религиозных объединений.
На взаимоотношения государства и религиозных объединений в России влияют политическая, социальная, экономическая ситуации, а также воля чиновников. Религиозные объединения в различных исторических эпохах были зависимы от государственной власти в той или иной степени, что сохраняется и сейчас. В силу целого ряда причин манипулировать религиозными образованиями было удобнее и результативнее, чем общественными институтами.
В связи с нарастающим экстремизмом с использованием национального и религиозного факторов, а также для решения современных проблем в сфере взаимодействия государства и религиозных объединений и преодоления конфликтных ситуаций необходимо централизованное управление на высокопрофессиональном уровне, с привлечением юристов, знающих и изучающих религиозную сферу. Актуальным остается вопрос о создании государственного органа по вопросам религий — министерства либо комитета по делам религий, что в настоящее время маловероятно. Реальным может быть предложение об учреждении института полномочного представителя Президента РФ по делам религий с небольшим, но профессионально сильным аппаратом, так как созданный экспертно-консультативный центр при Правительстве РФ оказался малоэффективным и не решает современных проблем общества в рассматриваемой сфере. Сегодня функции регулирования взаимоотношений государства и религиозных объединений выполняют различные ведомства и многочисленные чиновники, количество которых во много раз превышает аппарат прежнего органа по делам религий (вместе с его представителями на местах). Во всех федеральных округах созданы подразделения, специализирующиеся в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. В Приволжском федеральном округе, проявляющем особое внимание к религиозной проблематике, работает Центр стратегических исследований, который изучает вопросы и проблемы религиозных объединений, их взаимодействия с государством. В Уральском федеральном округе создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Все эти структуры никто не контролирует, и не проводится анализ эффективности их работы. Деятельность органов государственной власти в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации недостаточно скоординирована и организована, что вызывает необходимость совершенствования ее методического и организационного обеспечения.
Концепция разработана для обеспечения согласованности усилий органов федеральной государственной власти и субъектов Российской Федерации, направленных на совершенствование и развитие государственно-конфессиональных отношений, на обеспечение условий реализации гражданами прав на свободу совести и свободу вероисповедания. Правовая концепция исходит из необходимости обеспечения прав и свобод человека, а также обеспечения баланса интересов граждан и общества.
Правовая концепция служит методологической основой для совершенствования правового регулирования отношений между органами государственной власти и религиозными объединениями, а также при планировании и реализации деятельности органов государственной власти в рассматриваемой сфере.
Результатом реализации правовой концепции государственно-конфессиональных отношений в современной России будет совершенствование законодательства о свободе совести и о свободе вероисповедания. Отношения между органами государственной власти и религиозными объединениями будут строиться на основе соответствующих планов, предусматривающих анализ проблем в сфере взаимоотношений государства и конфессий, определение рациональных путей и решений, подготовку проектов правовых актов.
Понятие государственно-конфессиональных отношений. Государственно-конфессиональные отношения — это совокупность взаимодействий государственных органов и религиозных объединений (включая зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и незарегистрированные религиозные группы). В построении устойчивой и функциональной модели государственно-конфессиональных отношений особое место занимают правовые аспекты этой сферы. Современная политика Российской Федерации основана на нормах международного права (прежде всего — документов ООН) и руководствуется международными договорами, Конституцией РФ, федеральными законами и другими правовыми актами.
Субъекты и объекты государственно-конфессиональных отношений. Субъектами формирования правовой государственной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ.
Субъектами реализации концепции являются органы власти и управления субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, религиозные конфессии, международные организации, юридические и физические лица.
Объектом являются государство в лице представителей государственной власти и представители религиозных организаций и религиозных групп, а также атеисты.
Цели государственно-конфессиональных отношений. Государство взаимодействует с религиозными объединениями в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания с учетом многоконфессиональности страны и на основе светскости государства, что означает:
— оно не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию;
— оно обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и свободы вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.
Политика государства направлена на обеспечение международно признанных прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, осуществляется в национальных интересах с целью противодействия угрозам национальной безопасности России.
Задачи в сфере государственно-конфессиональных отношений.
1. Обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания.
2. Совершенствование законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений.
3. С учетом особенностей религиозной обстановки в субъектах Российской Федерации — приведение в соответствие федерального и регионального законодательств при правовом
соответствии международным правовым документам.
4. Регистрация религиозных объединений, контроль за их уставной деятельностью и формирование государственного правового контроля за религиозными группами в целях предотвращения преступлений и в рамках борьбы с нарастающим экстремизмом.
5. Создание на государственном уровне независимой религиоведческой экспертизы для предотвращения проявлений экстремизма со стороны иностранных государств и распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозных конфликтов, пропаганду терроризма и экстремизма.
Средствами реализации государственно-конфессиональной политики являются право-
творчество и правоприменение, правовые акты, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных объединений; правовые знания, правовая культура и правовое воспитание, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений на религиозной основе.
Правовые принципы. Поскольку государство является многоконфессиональным (статьи 17, 19, 23, 28, 29, 59 Конституции РФ), это позволяет выделить следующие правовые принципы государственно-конфессиональных отношений в современной России:
1) право на исповедание любой религии;
2) право не исповедовать никакой религии;
3) право менять свои религиозные убеждения;
4) право распространять свои религиозные убеждения;
5) равенство прав граждан вне зависимости от их религиозной принадлежности или непринадлежности;
6) равенство всех религий перед законом;
7) право на альтернативную гражданскую службу;
8) отсутствие принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии;
9) невмешательство государства во внутренние (богослужебные, канонические) дела церкви;
10) невмешательство церкви в дела государства.
Действующее законодательство Российской Федерации о свободе совести и свободе вероисповедания основано на положениях Конституции РФ и включает Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести), а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации, которые обеспечивают создание условий для деятельности религиозных организаций и религиозных объединений. Однако до настоящего времени существуют правовые коллизии, которые обусловливают совершенствование правового регулирования отношений государства и религиозных объединений и реализацию гражданами права на свободу совести и свободу вероисповедания.
Правовые гарантии свободы совести и свободы вероисповедания. Конституция РФ указывает на гарантии осуществления и защиты свободы совести. Выделяются два вида гарантий. Во-первых, условия (действие государства), направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами. Во-вторых, средства, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод граждан, позволяющие органам власти и управления, общественным объединениям и самим гражданам эффективно бороться за свои права.
Институт полномочного представителя Президента РФ по делам религий требует правового совершенствования в следующем:
— в преодолении сложности при оформлении возврата в собственность религиозных организаций ранее конфискованных зданий;
— в связи со строительством новых культовых зданий;
— по проблемам, возникающим при эксплуатации имеющихся культовых зданий;
— по вопросам, связанным с арендой помещений.
Правовые гарантии свободы совести и свободы вероисповедания по Европейской конвенции о защите прав человека. Основополагающий международный правовой акт в области прав человека — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция). В этом документе сформулирована задача для любого государства: каждый человек в отдельности, все органы власти и общество должны путем просвещения и образования содействовать воспитанию уважения к правам и свободам человека, их обеспечению. Ратификация Российской Федерацией Конвенции и вступление ее в силу на территории России с 5 мая 1998 г. имеет большое практическое значение для современного российского общества.
Во-первых, с ратификацией Конвенции обогатилось законодательство Российской Феде-
рации. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, благодаря присоединению к Конвенции расширился перечень гарантированных прав и свобод для российских граждан и иных лиц, находящихся на территории нашей страны, усилились роль и ответственность за их обеспечение органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, ее ратификация повлекла необходимость приведения отечественного законодательства в соответствие европейским стандартам. Например, при рассмотрении заявления Российской Федерации о вступлении в Совет Европы Парламентская ассамблея Совета Европы в своем Заключении № 193 от 25 января 1996 г. отметила, что Россия должна принять закон об альтернативной гражданской службе.
Во-вторых, россияне получили дополнительную и вполне реальную возможность защиты своих прав и свобод путем обращения в международный судебный орган — Европейский суд по правам человека. Право российских граждан в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, провозглашено в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.
Свобода совести и религии, гарантированная ст. 9 Конвенции, включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Как отмечается в комментариях к ст. 9 Конвенции, формулировка данной статьи предполагает охрану как религиозных, так и светских убеждений, а также защиту на равных основаниях всех лиц, которые строят свою жизнь исходя из определенных философских воззрений, личных убеждений или религиозных доктрин.
Европейский суд по правам человека неоднократно в конкретных делах подчеркивал значимость данных свобод. В решении по делу «Коккинакис против Греции» от 25 мая 1993 г. суд признал, что свобода мысли, совести и религии является одной из основ демократического общества в понимании Конвенции. В религиозном аспекте она представляет собой один из наиболее существенных элементов, определяющих идентичность верующих и их концепцию жизни, и вместе с тем имеет абсолютную ценность для атеистов, агностиков, скептиков и лиц, не разделяющих какие-либо убеждения.
Актуальная и достаточно сложная задача — привести законодательство в области свободы совести и свободы вероисповедания, практику его реализации в соответствие европейским стандартам в данной области. Иными словами, свобода совести и свобода вероисповедания нуждаются в дополнительных правовых гарантиях.
Методологические и правовые подходы в религиозной сфере. Использование методологических подходов позволяет учитывать различные направления религиозных объединений. Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе: права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свойств религиозной организации и религиозной группы (наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Проявления религиозности через социологический подход имеют место:
— в информационной сфере (как в светских СМИ, публикующих материалы о религии, так и в конфессиональных СМИ);
— в светских (государственных, муниципальных и негосударственных) образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);
— в идеологии и деятельности политических и общественных организаций;
— в общественных мероприятиях религиозного, общественно-религиозного и религиозно-политического характера, инициированных гражданами или общественными объединениями (фестивали, демонстрации, конференции, митинги, публичные дискуссии).
Данные подходы позволяют государству содействовать:
— реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях осуществления общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
— позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, антисоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности;
— предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;
— социализации религиозности.
Основные направления деятельности государства по преодолению религиозной вражды и экстремизма. Для достижения социальной стабильности, укрепления межконфессионального мира и защиты конституционного строя государство:
— принимает меры для предупреждения и пресечения религиозного экстремизма;
— запрещает возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии;
— запрещает предоставление любой помощи, включая финансовую и поддержку в СМИ, для проведения противоправной деятельности;
— содействует мирному сосуществованию конфессий, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных религиозных направлений, а также между верующими и неверующими.
Основные направления судебной религиоведческой экспертизы. Согласно п. 8 ст. 11 Закона о свободе совести религиоведческой экспертизе придается государственный статус. Основу судебной религиоведческой экспертизы составляют отношения, порождающие конфликт ценностей, в котором на первом плане находятся отличающиеся «системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные стереотипы»[1].
Основными задачами государственной религиоведческой экспертизы являются:
— определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
— проверка и оценка достоверности содержащихся в представленных религиозной организацией сведениях об основах вероучения;
— разъяснение иных возникающих при регистрации религиозной организации вопросов, требующих экспертной оценки.
В связи с фактически неразрешенными проблемами проведения судебной экспертизы по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями, особого внимания со стороны власти и управления заслуживает деятельность судебной религиоведческой экспертизы в системе судебной экспертизы. По смыслу ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса РФ судебная экспертиза должна проводиться государственными судебными экспертами. Для этого необходима разработка правовых и методологических основ экспертизы.
Предметом судебной религиоведческой экспертизы является комплекс материализованных источников информации в виде материалов уголовных или гражданских дел и иных имеющих отношение к конкретному делу документов, свидетельствующих о юридически значимых ситуациях нарушения равенства прав и свобод граждан в зависимости от отношения к религии, а также о пропаганде или агитации религиозного превосходства и вражды.
Для определения компетенции судебной религиоведческой экспертизы существенно, что преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды, квалифицируются Уголовным кодексом РФ как обстоятельства, отягчающие наказание. Из этого следует необходимость проведения судебной религиоведческой экспертизы при установлении мотива преступления, если существуют основания предполагать, что оно совершено на почве религиозной ненависти и вражды. Без проведения судебной религиоведческой экспертизы невозможно определить, направлены ли те или иные действия на возбуждение ненависти, вражды и на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам отношения к религии и подпадают ли эти деяния, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации, под определение состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ.
Компетенция судебной религиоведческой экспертизы заключается, во-первых, в подготовке аргументированных заключений по материалам уголовных дел, возбужденных за совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 136, 239, 280 и 282 УК РФ, и, во-вторых, в том, что в гражданском процессе охватывается широкий круг вопросов, связанных с проверкой на соответствие действующему законодательству деятельности политических партий, общественных, религиозных и иных организаций, в том числе и государственных учреждений, СМИ либо физических лиц в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений и межконфессиональных отношений, если в результате этой деятельности появляются юридические факты, имеющие значение для суда.
Методы судебной религиоведческой экспертизы: исторический, нормативный, институциональный, типологический, каузальный, феноменологический, сравнительный, системный, метод экспертных оценок, метод имитационного моделирования.
Практическое применение указанные методы нашли в работе Совета по независимым экспертным исследованиям при Институте этнологии и антропологии РАН, опыт и практику которого необходимо перенести на государственную экспертизу.
Отношения государства с религиозными организациями и группами. Государство, признавая равенство религиозных объединений перед законом, выбирает в соответствии с законодательством Российской Федерации формы и объемы сотрудничества с религиозными организациями, учитывая их численность. Соглашения о сотрудничестве, заключаемые органами государственной власти и религиозными организациями в соответствии с российским законодательством, являются одной из форм регулирования.
Укажем сферы сотрудничества государства и религиозных организаций:
— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между гражданами, формирование толерантности, сохранение общественной безопасности;
— поддержка и укрепление института семьи, мероприятия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации;
— правовое и патриотическое воспитание в сфере образования, в том числе и религиозном;
— сохранение и восстановление культового наследия, связанного с историей России;
— профилактика правонарушений;
— поддержка запрета на возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств, пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также на акты насилия и подстрекательства, направленные против любой группы лиц по признаку их отношения к религии;
— предоставление помощи и финансовой поддержки религиозным организациям;
— решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на воинскую службу священнослужителям (частично это право закреплено в Законе о свободе совести, однако механизм его реализации до сих пор не разработан).
Эффективность взаимоотношений государства и религиозных объединений обеспечивается соблюдением демократических принципов, прав и свобод граждан, а также защитой национальных интересов страны и укреплением общественной стабильности.
Необходимыми условиями эффективных отношений являются:
— разработка категориального аппарата, а также методики для анализа и оценки современных религиозных процессов в России;
— системный подход к выработке инструментов и механизмов религиозной политики государства;
— согласование и координация решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях;
— создание единого центра выработки религиозной политики и ее конкретных инструментов;
— информационно-аналитическое и экспертное обеспечение религиозной политики государства;
— эффективная кадровая политика, в том числе в области повышения квалификации государственных служащих, занятых в реализации религиозной политики;
— обеспечение государством возможности прямого диалога религиозных объединений и власти;
— межрелигиозное взаимодействие (на федеральном и региональном уровнях) и социально значимая деятельность в целях укрепления согласия и стабильности в обществе.
Библиография
1 О принципах классификации объектов в судебно-экспертной методологии // Методология судебной экспертизы. — М., 1986.