Статья

Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности

И.С. НИКОЛАЕВ, аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина Выявляются и исследуются существующие в юридической литературе подходы к определению терминов «государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» в рамках теории государства и права, административного права, гражданского права и предпринимательского права.

И.С. НИКОЛАЕВ,

аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

 

Выявляются и исследуются существующие в юридической литературе подходы к определению терминов «государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» в рамках теории государства и права, административного права, гражданского права и предпринимательского права. Раскрываются признаки государственного регулирования предпринимательской деятельности, на основании которых формулируется определение термина «государственное регулирование предпринимательской деятельности».

Ключевые слова: государственное регулирование, государственное регулирование предпринимательской деятельности, государственное регулирование экономики, государственное управление,  государственное воздействие,  субъекты государственного регулирования, объект государственного регулирования, цель государственного регулирования.

 

Concept of state regulation of enterprise activity

 

Nikolaev I.

 

Approaches existing in the legal literature to definition of terms «state regulation» and «state regulation of enterprise activity» come to light and investigated: within the limits of the theory of the state and the right, administrative law, civil law and the enterprise right. Signs of state regulation of enterprise activity on which basis term definition «state regulation of enterprise activity» is formulated reveal..

Keywords: state regulation, state regulation of entrepreneurial activity, state regulation of economy, public administration, public exposure, the subjects of state regulation, an object of state regulation, the purpose of state regulation.

 

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, существование рыночной экономики, основанной на плюрализме форм собственности и свободе предпринимательской деятельности, невозможно без сохранения системы государственного регулирования как экономики страны в целом, так и ее отдельных отраслей. Правовой природой государственного вмешательства является сама по себе система организации социальной жизни общества, в том числе экономики. Причиной меньшей активности государства служит более высокая эффективность саморегулирования экономики, а не наоборот[1].  В этой связи можно говорить о том, что «государственное регулирование рыночной экономики носит объективный характер, выражая определенную закономерность развития экономики, экономических отношений»[2].

Подробнее указанное можно проследить на примере некоторых направлений через которые государство осуществляет охрану публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности:

—обеспечение государственных и общественных нужд (в первую очередь по приоритетным позициям);

—формирование государственного бюджета;

—защита окружающей среды и недропользование;

—реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма[3];

—обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику;

—обеспечение качества и безопасности товаров, работ, услуг и др.[4]

При этом в настоящее время наблюдается тенденция возрастания роли государственного регулирования экономики[5].  Как представляется степень возрастания роли государственного регулирования предпринимательской деятельности должна строго отслеживаться, исключая формирование препятствий  для развития основных институтов рыночной экономики. В противном случае изначально положительное влияние государственного регулятора приобретает негативный характер. Так, по мнению специалистов, смена частных собственников на государственных приведет к резкому снижению эффективности нефтегазового сектора. У частных компаний «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть» совокупная доходность активов составляла около 20% и выше, что является весьма высоким показателем по международным меркам. У «Газпрома» и «Роснефти» — стабильно меньше 10%. Такая разница в показателях указывает на то, что акции, которые контролируют эти активы, не работают и не приносят дохода, в отличие от активов частных собственников[6].  Это зачастую связано с тем, что у менеджеров от государства в случае конкуренции всегда есть возможность прибегнуть к помощи государственных структур, доказывая «свою правоту не эффективностью и качеством товаров и услуг, а близостью к власти»[7]. 

Несмотря на высокое значение государственного регулирования предпринимательской деятельности определение понятий «государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» в действующем законодательстве за редким исключением (в отдельных отраслях народного хозяйства) не встречается. Так, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации» государственное регулирование развития авиации определяется как система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники[8]. 

Однако в большинстве нормативных актов, несмотря на активное использование в них рассматриваемой категории, оно не раскрывается[9].  В Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понятие государственного регулирования не дается, в то же время через него определяется суть нетарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера) и таможенно-тарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин). 

В соответствие  со ст. 35 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

В задачи государственного регулирования входят:

—определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

—обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

—обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

—установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

—введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

—установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, рационального использования и охраны недр, а также осуществление государственного надзора за их соблюдением.

Кроме того, указанный закон определяет формы государственного регулирования отношений недропользования, их особенности, но само понятие государственного регулирования не дает. Эта терминологическая неопределенность негативно отражается на практике применения  в связи с чем в нормативных правовых актах, регулирующих определенные отрасли предпринимательской деятельности, необходимым представляется вводить определение понятия государственное регулирование применительно к специфике этой отрасли.

В юридической литературе также отсутствует единое понятие государственного регулирования в целом и предпринимательской деятельности, в частности. Зачастую понятие «регулирование» рассматривается как тождественное понятию «управление»[10]. Так, Г.В. Атаманчук определяет, что «в управлении осуществляется прямое и практическое регулирование… управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры»[11].

Специалисты по административному праву анализируя понятие «государственное управление» соотносят его с понятием государственного регулирования, отмечая совпадение их признаков: «… речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах: оно либо непосредственно управляет объектами, либо выступает в роли регулятора наиболее важных общественных связей... С определенной долей условности можно утверждать, что государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных объектов, а государственное регулирование — с воздействием преимущественно на организационно не подчиненные объекты»[12]. 

Одновременно отмечается, что государственное регулирование — понятие более узкое чем государственное управление, связанное преимущественно с косвенными, экономическими методами воздействия[13]. 

Теория государства и права также связывает термины «государственное регулирование» и «государственное управление, рассматривая первое как одно из проявлений (функций) государственного управления[14]. Определяя его со-держание через установление и обеспечение государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировку их в зависимости от изменяющихся условий; контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политики; установление порядка заключения государственных контрактов, регистрации, лицензирования и т.п.[15]

В рамках предпринимательского права можно условно выделить два направления исследования указанных категорий:

1. Исследователи, рассматривающие российское предпринимательское право в качестве комплексной отрасли права или в качестве подотрасли гражданского права, либо не уделяют государственному регулированию  в целом, и предпринимательской деятельности, в частности, внимания[16],  либо смешивают вопрос государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности с правовым регулированием соответствующей деятельности[17].  Анализируя указанное следует согласиться с О.В. Макаровым в том, что «при столь широком подходе оказывается, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности — это все источники права и практика их применения, т.е. в сущности, весь механизма правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности… Думается, что данная методологическая ошибка обусловлена не чем иным, как отсутствием содержательного и ясного понятия государственного регулирования экономики, предпринимательской и иной доходной деятельности и его правового режима»[18].

2. Ученые, рассматривающие российское предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права, уделяют большое внимание раскрытию отдельно организационно-экономической и правовой составляющих государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Однако и в рамках данного направления единого определения не выработано. Более того термин «государственное регулирование предпринимательской деятельности» зачастую хоть и используется, но не анализируется[19]. В других исследованиях оно зачастую смешивается с государственно-правовым регулированием предпринимательской деятельности и иными смежными, но не тождественными терминами[20].  Так, в Экономическом и юридическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна под государственным регулированием понимается «правительственные правила и законы, изменяющие или контролирующие экономическую деятельность»[21].  Отдельно рассматриваются термины «государственное регулирование рынка» и «государственное регулирование экономики»[22]. 

О.В. Флоря определяет государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности  как набор различных методов и способов воздействия государства на экономику страны и предпринимательскую деятельность, осуществляемую как в переделах ее территории, так и за ее пределами. Правовая реализация используемых государством методов и способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность представляет собой правовой режим такого государственного регулирования[23].

В учебнике под редакцией В.В. Лаптева и С.С. Занковского разъясняется, что государственное регулирования экономики и предпринимательской деятельности представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности[24]. 

Государственным регулированием предпринимательской деятельности, по мнению Г.С. Аванесяна, следует понимать, прежде всего, формирование внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает и которая включает следующие основные элементы:

1) объективные тенденции, складывающиеся на рынках ресурсов и продуктов и формирующие экономическую конъюнктуру данных рынков;

2) инфраструктура рыночного хозяйства, включающая государственные и частные финансово-кредитные, законодательные и иные институты;

3) общественные отношения — политические, социально-культурные, правовые, развитие которых должно находиться под неусыпным вниманием государства, что требует, в частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса[25].

Несколько иначе подходит к определению указанного термина И.А. Смагина, которая под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимает деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности[26].

Сходное по содержанию понятие использует В.С. Белых: «Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии»[27].

Анализ указанных выше определений и существующих исследований в этой области, направленный на уяснение механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности и формулирование его определения, позволяет выделить следующие основные признаки:

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это, прежде всего, деятельность. В ряде случаев в специальной литературе при анализе государственного регулирования предпринимательской деятельности используется термин «воздействие»[28]. 

Относительно этого, как представляется, следует согласиться с мнением Е.П. Губина о том, что «суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике… использование понятия «воздействие» применительно к государственному регулированию вполне обоснованно, учитывая правовой аспект проблемы, где категория «воздействие» широко используется в научном обороте»[29]. 

Иначе следует оценивать применение термина «вмешательство», который в современных условиях становления рыночной экономики в России, следует признать неудачным, т.к. государственное регулирование предпринимательской деятельности является составной частью, полноценным элементом современной экономики, а не элементом внешней среды[30].

2. Субъекты государственного регулирования — в первую очередь это органы законодательной и исполнительной власти. На поведение участников урегулированных отношений влияют также субъекты судебной власти[31].  Особое место в системе органов занимает Центральный банк РФ, который осуществляет свою функцию независимо от других государственных органов (ст. 75, 83, 103 Конституции РФ). Немалое влияние на отношения, связанные с государственным воздействием также оказывают Счетная палата и Прокуратура РФ. В качестве самостоятельных участников отношений в сфере государственного регулирования экономики можно рассматривать различные советы (консультационные советы) при органах государственной власти, которые, с одной стороны, не являются субъектами права, а, с другой стороны, выступают участниками отношений в сфере государственного регулирования предпринимательства[32]. 

Субъектами государственного регулирования предпринимательской деятельности выступают также носители хозяйственных интересов, т.е.  предприниматели — индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения[33]. 

3. Объект государственного регулирования — отношения в сфере предпринимательской деятельности. При этом в зависимости от области предпринимательской деятельности можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности[34].  Соответственно, с этими направлениями объект государственного регулирования предпринимательской деятельности будет конкретизироваться. Так, в качестве объекта государственного регулирования предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг выступает деятельность регистратора по ведению реестра, т.е. сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг[35]. 

4. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности — недопущение, изменение или прекращение хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии[36].

5. Разнообразие используемых средств (форм и методов), вместе образующих систему, что позволяет говорить об особом режиме государственного регулирования. Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью[37].

6. Правовая основа государственного воздействия. Говоря об этом признаке, следует разграничивать правовое и государственное регулирование предпринимательской деятельности: если первое представляет собой установление общих правил ведения предпринимательской деятельности в той или иной сфере национальной экономики, то второе — воздействие государства на конкретную ситуацию, опирающееся на соответствующие правовые основы (законы, подзаконные акты) и имеющее цель экономического роста и сбалансированного развития экономики[38].

Подводя итог проведенному в рамках настоящего параграфа исследованию, можно сделать следующие выводы:

1.            Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой упорядоченную правовыми актами различного уровня деятельность государства в лице его органов, проводимую совместно с носителями хозяйственных интересов, направленную на отношения в сфере предпринимательской деятельности, в целях недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания их в соответствующем состоянии при помощи системы средств.

2.            В целях устранения терминологической неопределенности, которая в свою очередь негативно отражается на практике применения, в нормативных правовых актах, регулирующих определенные отрасли предпринимательской деятельности, следует вводить определение понятия государственное регулирование применительно к специфике этой отрасли.

 

Литература

1.            Федеральный закон от 08.12.2003

№ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

2.            Федеральный закон от 16.07.1998

№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

3.            Федеральный закон от 08.01.1998

№ 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ. 1998. № 2.

Ст. 226.

4.            Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

5.            Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.

6.            Постановление Правительства РФ от  04.11. 2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» // СЗ РФ. 2003. № 45.

Ст. 4388.

7.            Постановление Правительства РФ от

29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации») // СЗ РФ. 2001. № 2.

Ст. 175.

8.            Аванесян Г.С. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности // Ученые записки Ульяновского гос. университета. Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Вып. 3(10). — Ульяновск, 1999.

9.            Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Зерцало, 1997.

10.          Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. — М.: Статут, РАП, 2008.

11.          Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Юридическая литература. 1997.

12.          Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. — М.: Проспект, 2009.

13.          Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2.

14.          Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред.

В.А. Белова. — М.: Юрайт, 2008.

15.          Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. — М.: Юристъ, 2005.

16.          Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулировпания рыночной экономики и предпринимательства: Дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2005.

17.          Докучаев Д. На нефть и газ надежды нет // Московские новости. 2005. № 46.

18.          Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. — М.: Юриспруденция, 2006.

19.          Закупень Т.В. Коммерческое право. — М.: Норма, 2002.

20.          Зенин И.А. Предпринимательское пра-во. — М.: Высшее образование, 2009.

21.          Карягин Н.Е., Михайлов А.В., Челышев М.Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. — СПб.: Питер, 2003.

22.          Квитко Е. Газ — тормоз // Большая политика. 2006. № 1-2.

23.          Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: монография. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

24.          Коршунова Н.М., Иванова Т.М. Предпринимательское право. — М.: Юриспруденция, 1999. С. 150.

25.          Лазарева Т.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг // Предпринимательское право. 2008. № 1.

26.          Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. 2009. № 2.

27.          Мартемьянов B.C. Хозяйственное пра-во. Учебник. Т. 1. — М.: БЕК, 1994.

28.          Мау В. Новый НЭП // Коммерсант. 2006. 9 февраля.

29.          Общая теория государства и права: Учеб. для вузов / Отв. ред. Н.М. Марченко. — М.: Зерцало-М, 2001. Т. 3. С. 56.

30.          Погорелов Д.В. Правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — Белгород, 2006. С. 24.

31.          Половникова Н.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности при помощи финансово-правовых средств // Предпринимательское право. 2008. № 3.

32.          Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева,

С.С. Занковского. — М.: Волтерс Клувер, 2006.

33.          Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. — М.: Юридическая литература, 1993.

34.          Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. — М.: Омега-Л, 2009.

35.          Сонин К. Курс и его первооснова // Ведомости. 2005. 26 декабря.

36.          Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ) // Предпринимательское право. 2010. № 4.

37.          Экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2004.

 

Библиография

1 См.: Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 57.

2 Цит. по: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 58.

3 См.: Коршунова Н.М., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 1999. С. 150.

4 См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография.  М.: Проспект, 2009.

5 См., например: Половникова Н.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности при помощи финансово-правовых средств // Предпринимательское право. 2008. № 3; Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, РАП, 2008; Сонин К. Курс и его первооснова // Ведомости. 2005. 26 дек.; Мау В. Новый НЭП // Коммерсант. 2006. 9 февр.

6 См.: Квитко Е. Газ - тормоз // Большая политика. 2006. № 1-2. С. 21.

7 Цит. по: Докучаев Д. На нефть и газ надежды нет // Московские новости. 2005. № 46. С. 11.

8  См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации». // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 226.

9 См., например: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.; Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.; Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации") // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 175.; Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2003 г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» // СЗ РФ. 2003. № 45. Ст. 4388.

10 См.: Погорелов Д.В. Правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2006. С. 24.

11  Цит. по: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юридическая литература,  1997. С. 25-30.

12 Цит. по: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник.  М.: Зерцало, 1997. С. 36 - 37.

13  См.: Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010.

14  См.: Общая теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.М. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. Т. 3. С. 56.

15  См.: Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. 2009. № 2.

16 См., например: Зенин И.А. Предпринимательское право. М.: Высшее образование, 2009; Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2008. С. 64 - 93.

17  См., например: Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юридическая литература, 1993. С. 207 - 215.

18 См.: Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. 2009. № 2.

19 См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция, 2006. С. 33 - 35.

20 См.: Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ) // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 33.

21 См.: Экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2004. С. 738.

22 См.: Там же, С. 739.

23 См.: Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ) // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 31 - 35.

24 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 343 - 357.

25 См.: Аванесян Г.С. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Выпуск 3(10).  Ульяновск, 1999. С. 71.

26  См.: Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие.  М.: Омега-Л, 2009.10 Цит. по: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009.

27 См., например: Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Учебник. Т. 1. М.: БЕК, 1994. С. 193.; Погорелов Д.В. Правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2006. С. 53.

28 Цит. по: Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулировпания рыночной экономики и предпринимательства: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 47, 49.

29 См.: Там же. С. 53.

30 См.: Лазарева Т.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг // Предпринимательское право. 2008. № 1.

31 См.:  Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулировпания рыночной экономики и предпринимательства: Дис. … д-ра юрид. наук.  М., 2005. С. 58 -60.

32  См.: Там же, С. 59 - 60.

33 См.: Карягин Н.Е., Михайлов А.В., Челышев М.Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности: Научно-практический.  СПб.: Питер, 2003. С. 10-35.

34 См.: Лазарева Т.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг // Предпринимательское право. 2008. № 1.

35 См.: Закупень Т.В. Коммерческое право.  М.: Норма, 2002. С. 71.

36 См.: Лазарева Т.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг // Предпринимательское право. 2008. № 1.

37 См.: Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. 2009. № 2.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024