Е.В. ТРОФИМОВ,
преподаватель Хабаровской государственной академии экономики и права
Государственные награды являются особого рода поощрением за социально полезную деятельность. В отечественной юридической науке под поощрением понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета гражданам в связи с достигнутыми успехами[1]; вид государственного воздействия, который не подчиняет, а направляет волю субъектов права на действия, полезные для интересов коллектива, общества и государства[2].
Любое поощрение обладает следующими общими признаками:
· является благом морального и (или) материального характера;
· выражает публичное признание, одобрение и положительную оценку заслуг лица;
· носит правовой характер;
· не имеет строго эквивалентного характера в отношении поощряемых заслуг;
· применяется уполномоченными субъектами в установленном порядке;
· применяется за добросовестное исполнение юридических или общественных обязанностей или позитивную деятельность, превосходящую обычные требования.
Государственные награды имеют специфические признаки, отличающие их от других видов поощрений. Государственные награды применяются не за любые, а только за наиболее значительные заслуги, за заслуги наибольшей государственной и общественной значимости. В соответствии с преамбулой Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442, государственные награды России являются высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги.
В законодательстве субъектов Федерации содержатся различные определения заслуг, за которые производится награждение государственными наградами.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 25.01.1995 № 3-9 «О Почетном гражданине города Москвы» звание «Почетный гражданин города Москвы» учреждено в целях признания выдающихся заслуг граждан. Аналогичные формулировки содержатся в п. 2 ст. 9 Устава Санкт-Петербурга, п. 2 ст. 9 Устава Ленинградской области, п. 1 ст. 1 Закона Томской области от 14.07.1998 № 13-ОЗ «О наградах и почетном звании в Томской области», п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 30.12.2005 № 271-з «О государственных наградах и почетных званиях Республики Башкортостан», п. 1 ст. 5 Закона Смоленской области от 27.11.2003 № 87-з «О наградах и почетных званиях Смоленской области».
Некоторые субъекты Федерации признают государственные награды формой поощрения за особые заслуги. В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 12.04.2005 № 15 «О государственных наградах Чувашской Республики» государственные награды Чувашской Республики являются выражением признания особых заслуг награжденных. Тождественная характеристика заслуг дана в ст. 1 Закона Московской области от 08.02.1999 № 3/99-ОЗ «О наградах и почетных званиях Московской области», преамбуле Закона Республики Бурятия от 20.04.1995 № 115-I «О государственных наградах Республики Бурятия». В других субъектах Федерации государственные награды определены как форма поощрения за большие заслуги.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Еврейской автономной области от 24.12.2003 № 237-ОЗ «О наградах Еврейской автономной области» награды Еврейской автономной области являются формой поощрения за большие заслуги. В таких же терминах заслуги описаны в п. 1 ст. 1 Закона Мурманской области от 20.12.2001 № 318-01-ЗМО «О наградах и премиях Мурманской области», преамбуле Закона Читинской области от 05.09.1996 № 63-ЗЧО «О почетных званиях, наградах, премиях и стипендиях Читинской области», ст. 1 Закона Республики Татарстан от 24.03.2004 № 25-ЗРТ «О государственных наградах Республики Татарстан».
Стремление субъектов Федерации придать больший вес своим государственным наградам иногда приводит к нарушению федеративных начал организации наградного дела. Определение государственных наград как формы поощрения за выдающиеся и особые заслуги не вполне соответствует статусу государственных наград субъектов Федерации. Этот статус менее значителен, чем статус государственных наград России, а потому региональные государственные награды не следует определять с использованием таких же характеристик, какие применяются на федеральном уровне («выдающиеся заслуги»), и тем более превосходящих их характеристик («особые заслуги»). Наиболее удачна дефиниция государственных наград субъектов Федерации с применением словосочетания «большие заслуги».
Государственные награды устанавливаются нормативными правовыми актами наиболее высокого уровня, издаваемыми органами государственной власти общей компетенции: органами законодательной власти, высшими должностными лицами России и субъектов Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти.
В дореволюционной России знаки орденов и знаки отличия устанавливались высочайшими указами императора. Наградные медали официально утверждались высочайшим именным указом императора или ведомственными положениями, которые тоже утверждались государем. Причем еще со времен Петра I об учреждении наград оповещались не только подданные в России, но и официальные власти иностранных держав[3].
В советский период государственные награды устанавливались декретами ВЦИК, постановлениями съездов Советов, постановлениями ЦИК СССР и его Президиума (иногда совместно с СНК СССР), указами Президиума Верховного Совета СССР и президиумов верховных советов союзных и автономных республик. С 1992 года государственные награды учреждаются и устанавливаются законами Российской Федерации, с 1994 года — федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Государственные награды субъектов Федерации, как правило, учреждаются и устанавливаются законами субъектов Федерации. Зачастую в них содержатся ссылки на нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Федерации, который во исполнение законов утверждает положения о государственных наградах, описания наград и порядок награждения ими. Изредка государственные награды учреждаются и устанавливаются без каких бы то ни было законов субъектов Федерации непосредственно нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Федерации (например, в Республике Северная Осетия—Алания).
Высокий юридический статус учредительных и статутных актов соответствует большому государственному и общественному значению государственных наград.
Государственные награды независимо от своего названия учреждаются и применяются не от лица конкретных органов государственной власти, а от имени государства (России, субъекта Федерации — республики, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения). Эту особенность отражают заглавия и тексты нормативных правовых актов о государственных наградах.
Представляется неоправданным включение в число государственных наград тех поощрений, в названии и существе которых содержится признак награды органа или должностного лица.
В Москве в качестве наград установлены Почетный диплом Московской городской думы, Почетная грамота правительства Москвы, благодарность мэра Москвы (ст. 3 Закона г. Москвы от 05.09.2001 № 38 «О наградах и почетных званиях города Москвы»).
На правомерность соответствующих нормативных актов этот недостаток не влияет. Однако установление подобных государственных наград стирает различия в правовом статусе государственных наград и наград органов государственной власти и тем самым умаляет авторитет государственных наград.
Награждение государственными наградами осуществляется, как правило, распорядительными актами высшего должностного лица государства (России, субъекта Федерации). Так, Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80 Конституции РФ) и, действуя от имени России, награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания России (п. «б» ст. 89).
В современной России имеются многочисленные исключения из правила о награждении государственной наградой актом высшего должностного лица. В основном они связаны с включением в число государственных наград поощрений законодательных и исполнительных органов государственной власти, которые применяются актами соответствующих органов. Хотя встречаются и более интересные случаи.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Томской области «О наградах и почетном звании в Томской области» награждение всеми наградами области и присвоение почетного звания области производится законами Томской области, а в соответствии со ст. 8 Закона Красноярского края от 05.06.2001 № 14-1330 «О почетном звании “Почетный гражданин Красноярского края”» почетное звание «Почетный гражданин Красноярского края» присваивается законом Красноярского края. В соответствии с п. 1 Положения о порядке присвоения почетных званий губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа почетные звания присваиваются губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа, хотя по общему правилу почетное звание «Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа» присваивает губернатор округа (ст. 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.06.1997 № 22 «О почетном звании Ямало-Ненецкого автономного округа»).
Награждение государственной наградой от имени государства, осуществляемое распорядительным актом высшего должностного лица государства (России, субъекта Федерации), придает этому акту высокий социально-правовой статус и государственное значение.
Государственными наградами отмечаются заслуги перед государством и обществом, выражается государственное и общественное признание публичных заслуг. В п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации установлено, что государственные награды России являются формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством. Первоначальная редакция этой нормы была более правильна, предусматривая, что государственные награды России есть форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги не только перед государством, но и перед народом.
Российское государство, являясь политико-правовым институтом, организующим общество и выступающим от его имени как единственного источника власти (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ) как внутри страны, так и за ее пределами, осуществляет власть, данную многонациональным народом России, и может награждать за выдающиеся заслуги перед обществом. Аналогичные формулировки содержатся в законах субъектов Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики «О государственных наградах Чувашской Республики» и ст. 1 Закона Республики Татарстан «О государственных наградах Республики Татарстан» государственные награды этих субъектов Федерации являются выражением государственного и общественного признания заслуг награжденных. В соответствии со ст. 1 Закона Астраханской области от 05.05.2004 № 23/2004-ОЗ «О наградах и иных знаках отличия Астраханской области» награды и иные знаки отличия Астраханской области являются формой поощрения за особый вклад в экономическое, социальное и культурное развитие, благотворительную деятельность, а также иные заслуги перед Астраханской областью.
Отличие государственных наград от других наград и поощрений — в степени значимости заслуг. Государственные награды преимущественно универсальны, т е. предусмотрены для награждения за заслуги во всех сферах деятельности. Ведомственные (отраслевые) награды применяются за заслуги, имеющие значение для отдельной сферы деятельности, отрасли хозяйства или социально-культурного строительства; они выражают признание заслуг профессиональным сообществом, формализуемое в распорядительном акте соответствующего органа отраслевого (межотраслевого, внутриотраслевого) управления. Ведомственные награды имеют меньшее государственное и общественное значение, что в соответствии с принципами геральдического оформления наградных знаков принято выражать меньшим размером ведомственных знаков в сравнении со знаками государственных наград.
Поощрения органов государственной власти, местного самоуправления, международных организаций, общественных и религиозных объединений, предприятий, учреждений, организаций применяются за заслуги перед соответствующим субъектом — учредителем награды и выражают признание ограниченного коллектива. Однако и такие награды могут приобретать большое социальное значение и иметь большую общественную ценность (например, награды Московской патриархии, Нобелевская премия).
И все же именно государственные награды отражают государственный масштаб и большую общественную значимость заслуг. Поощряемые государственными наградами заслуги должны приносить пользу российскому государству и обществу, достичь соответствующего уровня официального и общественного признания и, следовательно, носить публичный характер. Именно в публичности заслуг выражаются их характер и степень, достойные государственной награды.
В дореволюционной России литературно-художественная и научная деятельность считалась делом частным и потому не удостаивалась государственных наград[4].
В современной наградной практике почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» присваивается судьям, сотрудникам органов прокуратуры, научно-педагогическим работникам, реже — сотрудникам юридических подразделений государственных органов, адвокатам и нотариусам, исключительно редко — юристам предприятий федерального значения (в случаях массового награждения работников этих предприятий). Руководителям юридических компаний и юристам коммерческих организаций, даже если они получили широкую известность, общественное признание и имеют большие заслуги в области права, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» не присваивается, так как их деятельность не считается публичной, государством управляется слабо, а потому официально не может быть оценена. Вследствие этого не может состояться и представление к присвоению почетного звания в установленном порядке: в современной России отсутствует орган государственной власти, осуществляющий управление коммерческими организациями юридического профиля, который мог бы дать свое авторитетное заключение о заслугах лица, представляемого к награде.
Независимо от характера и степени заслуг перед государством и обществом для награждения государственной наградой необходимо признание за заслугами публичного характера, что требует регулярного государственного управления, контроля и (или) надзора в соответствующей сфере деятельности, осуществляемого уполномоченным государственным органом. Только это условие позволяет оценить характер и степень заслуг и обеспечить надлежащий государственный и общественный масштаб их признания в форме соответствующих государственных наград.
Государственные награды отличает более сложная процедура награждения, которая призвана обеспечить надлежащую проверку характера и степени заслуг награждаемого на соответствие статусу испрашиваемой государственной награды. Процедура поощрения от имени органов государственной власти, объединений, предприятий, учреждений и организаций либо вообще не разработана, либо довольно проста по сравнению с наградным производством, в рамках которого осуществляется награждение государственными на-
градами. Нередко такое поощрение поставлено в зависимость от единоличного усмотрения руководителя органа, объединения, предприятия, учреждения или организации, которые производят награждение.
В отличие от упрощенной процедуры поощрения наградное производство предусматривает многоступенчатую оценку заслуг лиц, представляемых к награждению государственными наградами. Эта оценка дается публично-властными институтами разного уровня: главами муниципальных образований,
руководителями органов исполнительной власти или высшими должностными лицами субъектов Федерации, руководителями федеральных министерств, агентств, служб и их территориальных органов, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, Президентом РФ. В оценке активное участие принимают общественность (трудовые коллективы, в которых служит, работает или учится лицо, представляемое к награждению), а также специально создаваемые консультативно-совещательные органы с широким общественным представительством.
Благодаря сложным процедурным особенностям награждение государственными наградами более обоснованно, чем поощрение от имени органов государственной власти, местного самоуправления, объединений и организаций, а количество награждений государственными наградами намного меньше, чем количество остальных поощрений. В официальной иерархии поощрений, установленных и признаваемых государством, государственные награды занимают наиболее значительное и почетное место, считаются высшей формой поощрения. В соответствии с преамбулой Положения о государственных наградах Российской Федерации государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан.
В соответствии с преамбулой Закона г. Москвы «О наградах и почетных званиях города Москвы» награды и почетные звания города Москвы являются высшей формой признания заслуг и поощрения работающих лиц и организаций. В аналогичных терминах описываются государственные награды и других субъектов Федерации.
Определение государственных наград как высшей формы поощрения обусловлено совокупностью вышеперечисленных признаков государственных наград и в некотором смысле суммирует их. Соединение этих качеств в государственной награде в результате и определяет ее высший статус среди форм поощрений. Высший статус закрепляется и формализуется в легальных дефинициях государственных наград.
Государственные награды должны быть наделены таким статусом в нормативно-правовом порядке. Официальное признание определенного поощрения высшим не придает ему автоматически статуса государственной награды, так как в государстве (на уровне России, субъекта Федерации) может вообще не быть государственных наград.
В советской России после упразднения всех наград, чинов, званий и Капитула орденов некоторое время не существовало государственных наград.
Орден «Красное Знамя» был учрежден Декретом ВЦИК от 16.09.1918, орден Трудового Красного Знамени — Постановлением VIII Всероссийского съезда СНК от 28.12.1920. В 1920—1923 гг. в ряде советских республик были учреждены аналогичные ордена — «Красное Знамя» (в Азербайджане, Армении, Грузии, Бухаре, Хорезме), Военный Красный орден (в Хорезме), «Красная Звезда» и «Красный Полумесяц» (в Бухаре), «Серебряная Звезда» (в Армении), орден Труда (в Хорезме), Трудового Красного Знамени (в Украине, Белоруссии, Закавказской СФСР, Азербайджане, Армении, Грузии, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Хорезме).
После образования СССР Постановлением Президиума ЦИК СССР от 01.08.1924 был учрежден общесоюзный орден «Красное Знамя», однако его статут и описание утверждены не были по практическим соображениям. К тому времени уже было изготовлено несколько тысяч экземпляров ордена «Красное Знамя» РСФСР, а потому было решено продолжить награждение ими, равно как и сохранить награждение орденами в других советских республиках. Статут и описание общесоюзного ордена Красного Знамени были утверждены лишь спустя 7,5 лет Постановлением Президиума ЦИК СССР от 11.01.1932. С этого времени награждение республиканскими орденами Красного Знамени было прекращено. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.09.1928 был учрежден общесоюзный орден Трудового Красного Знамени и утвержден его статут, но награждение республиканскими орденами Трудового Красного Знамени было продолжено вплоть до его отмены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 23.04.1933.
В 1930-х годах ордена и медали стали атрибутом общесоюзного уровня государственности. В разное время к этим двум формам государственных наград СССР были добавлены звания Героя Труда (Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 27.07.1927), Героя Советского Союза (Постановлением ЦИК СССР от 16.04.1934), Героя Социалистического Труда (указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.1938; заменило звание Героя Труда), почетные звания СССР по профессиям, которые учреждались постепенно (с 6 сентября 1936 г. до 22 августа 1988 г.).
В союзных и автономных республиках были учреждены государственные награды в форме почетных грамот президиумов верховных советов союзных и автономных республик и в форме почетных званий[5].
Положением о государственных наградах РСФСР, утвержденным указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.01.1983, были установлены следующие виды государственных наград РСФСР: Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР и почетные звания РСФСР по профессиям («народный» и «заслуженный»).
Важность нормативного закрепления за государственными наградами этого статуса обусловлена и тем, что среди похожих наград одни могут иметь статус государственных, а другие могут быть установлены без такого статуса, а также тем, что при отсутствии государственных наград органами государственной власти могут быть учреждены награды и поощрения, не относящиеся к государственным наградам. В некоторых субъектах Федерации нормативно установлены как государственные награды, так и награды и поощрения органов государственной власти.
В Еврейской автономной области учреждены государственные награды (почетное звание «Почетный гражданин Еврейской автономной области», знак отличия «За заслуги перед Еврейской автономной областью», Почетная грамота Еврейской автономной области), награды государственных органов (благодарность губернатора Еврейской автономной области, благодарность Законодательного собрания Еврейской автономной области, благодарность правительства Еврейской автономной области) и поощрения государственных органов (благодарственное письмо, диплом, премия, стипендия, ценный подарок).
Почетная грамота субъекта Федерации может быть наградой не государственной, а органа государственной власти (например, Почетная грамота Брянской области — п. 3 ст. 2 Закона Брянской области от 27.11.2000 № 61-З «О почетных званиях Брянской области и наградах высших органов государственной власти Брянской области»), а благодарности высших органов государственной власти субъектов Федерации, напротив, могут иметь статус государственных наград (например, благодарность мэра Москвы — ст. 3 Закона г. Москвы «О наградах и почетных званиях города Москвы»). В некоторых субъектах Федерации отсутствуют государственные награды, хотя имеются поощрения органов государственной власти.
В Хабаровском крае не учреждены государственные награды, но установлены награды государственных органов — Почетная грамота Законодательной думы Хабаровского края, Почетная грамота и благодарность губернатора Хабаровского края, почетный знак правительства Хабаровского края «За заслуги» им. Н.Н. Муравьева-Амурского. В ряде субъектов Федерации аналогичные поощрения обладают статусом государственных наград, например Почетная грамота Законодательного собрания Нижегородской области, благодарность губернатора Корякского автономного округа, почетный знак «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой».
Однозначное наделение награды статусом государственной необходимо и потому, что понятие «государственная награда» хотя и установлено Конституцией РФ (п. «с» ст. 71, п. «б» ст. 89), но его содержание не раскрыто, в частности отдельно от государственных наград указаны почетные звания[6]. Аналогичное нормативное положение наблюдается в конституциях (уставах) многих субъектов Федерации. Наполнение понятия «государственные награды» содержанием осуществляется путем дополнения к нему поощрений определенных форм и видов. Последние чрезвычайно разнообразны, в различных государствах и даже в одной стране в разное время одни и те же формы и виды могут признаваться или, напротив, не признаваться государственной наградой, а могут в отдельных случаях признаваться, а в других не признаваться государственной наградой.
Для российской традиции нередко источником права, содержащим нормативное закрепление статуса государственных наград, является правовой обычай. Некоторые награды воспринимаются официальными властями и населением страны в качестве наград государственных, хотя формального законодательного закрепления их статуса нет. Обычаи — это правила поведения, которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются, а складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия[7].
Восприятие, «переживание» некоторых наград как наград государственных было характерно для дореволюционной России, когда, например, ордена считались наградами не государственными, а императорскими и царскими (ст. 87 Учреждения орденов и других знаков отличия). В отношении многих советских орденов и медалей также не было (по крайней мере, до утверждения в 1979 году Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР) законодательного указания на их государственный статус, хотя он был неоспорим тогда и очевиден сейчас.
В законодательстве многих субъектов Федерации (Москвы, Санкт-Петербурга, Корякского автономного округа, Ставропольского края, Астраханской, Кемеровской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской, Тверской, Томской, Тюменской областей) вместо термина «государственные награды» субъекта Федерации используется термин «награды» субъекта Федерации. Однако этот нюанс в названии не лишает награды субъектов Федерации государственного статуса.
В законодательстве республик наблюдается более внимательный подход к вопросу о статусе наград. Законодательство Алтая, Башкортостана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Коми, Мордовии, Саха (Якутии), Северной Осетии—Алании, Татарстана, Тывы, Хакасии, Чувашии определяет республиканские награды термином «государственные награды». В законодательстве краев, областей и городов федерального значения такой доскональный подход к нормативным дефинициям встречается редко (например, законодательство Омской области называет областные награды государственными). Термины «награды» субъекта Федерации и «государственные награды» субъекта Федерации тождественны. Они и воспринимаются как тождественные в наградной практике и общественном сознании. В данном случае налицо правовой обычай, нормативно закрепляющий государственный статус наград субъектов Федерации.
В соответствии с преамбулой Положения о государственных наградах Российской Федерации государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Сходные определения содержатся и в законодательстве субъектов Федерации.
Легальное определение государственных наград является неполным, поскольку не отражает ряда существенных признаков государственной награды как особого вида поощрения. Государственная награда — это высшая форма поощрения, нормативно установленная или признанная в соответствующем статусе Россией или субъектом Федерации и применяемая от их имени как официальное признание значительных публичных заслуг перед государством и обществом. Государственные награды оформляют общественные отношения в определенную систему социального этикета; указывают на место их обладателей в социальной системе, их заслуги перед государством и обществом[8].
В научных работах отмечается тенденция к расширению перечня символов (знаков) государственной власти. К ним, помимо традиционных государственных флага, герба и гимна, ряд исследователей причисляют другие государственные и военные флаги, знамена, значки, хоругви[9]; символы власти главы государства[10] (штандарт Президента РФ и Знак Президента РФ); государственные праздники[11]. Некоторые исследователи ставят наградную систему в один ряд с государственными флагом, гербом и гимном[12], причисляют награды к государственной символике[13].
Как и другие политические символы, государственные награды выполняют три основных функции: номинативную, информативную и коммуникативную[14]. Государственные награды (в своем овеществленном выражении) являются символами отличия награжденных лиц, их социальной особенности в обществе (номинативная функция). Социально-правовое наполнение этой особенности, или смысловая нагрузка государственной награды как символа, раскрывается в системе общественных отношений, отражает отношение общества к государственным наградам и их носителям (информативная функция). Информативная нагрузка влияет на характер и степень интеграции награжденного в общественную структуру, воздействует на организацию и регуляцию общения с награжденным, задает формализованные ориентиры и программы поведения участников общения с награжденным (коммуникативная функция).
Главное назначение награды — вознаграждение за заслуги. Посредством государственных наград оценивается и стимулируется деятельность членов общества в решении национальных и общечеловеческих задач[15]. Получение государственной награды доставляет награжденному личное удовлетворение[16], укрепляет в нем чувство собственного достоинства и уважение к государству, оценившему его заслуги[17].
Для государства государственные награды являются атрибутом и символом государственной власти, выражением государственного суверенитета и прерогативы государства, формой поощрения за заслуги, средством побуждения субъектов права добровольно осуществлять определенную деятельность. В обществе государственные награды формируют систему социального этикета, основанную на структурировании общества и нормировании поведения его членов по признаку формализованных и ранжированных заслуг отдельных лиц.
Библиография
1 См.: Каринский С.С. Поощрения за успешный труд по советскому праву. — М., 1961. С. 10.
2 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978. С. 4.
3 См.: Чепурнов Н.И. Наградные медали государства Российского. — М., 2001. С. 7.
4 См.: Кузнецов А.А. Ордена и медали России. — М., 1985. С. 6.
5 Почетные звания в различных союзных и автономных республиках были аналогичными, хотя иногда учреждались и оригинальные почетные звания, определявшиеся особенностями хозяйства и культуры в этих республиках (см.: Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. — М., 1978. С. 286—297).
6 Некоторые специалисты не признают почетные звания государственными наградами, считают, что в СССР они в систему государственных наград не включались (см.: Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. — М., 1990. С. 327). Это мнение, по крайней мере в отношении периода 1979—1991 гг., опровергается ст. 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-X, которая гласит: «Ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом».
7 См.: Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. — М., 2005. С. 595.
8 См.: Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. — М., 1984. С. 194.
9 См.: Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб.-справ. пособие. — М., 1999. С. 99.
10 См.: Государственные символы и награды Российской Федерации / Авт.-сост. Ю.Л. Кушер. — М., 1999. С. 53.
11 См.: Ливеровский А.А. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2000. № 2. С. 95.
12 См.: Каданцев П.С. Ордена России. — Рязань, 1993. С. 5.
13 См.: Кузнецов О.В. Система наград Министерства обороны Российской Федерации: исторический опыт, перспективы развития и проблемы геральдического обеспечения // Геральдическое обеспечение ведомственных наград Российской Федерации: Мат-лы федерального совещания 20 апреля 1999 г.
14 См.: Попов В.А. Символы власти и власть символов // Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции / Отв. ред. В.А. Попов. — СПб., 1996. С. 11—12.
15 См.: Государственные символы и награды Российской Федерации / Авт.-сост. Ю.Л. Кушер. С. 60.
16 См.: Каданцев П.С. Указ. раб. С. 20.
17 См.: Несветайло С.М. Ведомственные награды Министерства внутренних дел России // Геральдическое обеспечение ведомственных наград Российской Федерации: Мат-лы федерального совещания 20 апреля 1999 г.