А.О. БЕЛЯКОВА,
помощник нотариуса, соискатель
В статье раскрываются понятия «адвокатура» и «нотариат», анализируется история становления, развития и государственного регулирования деятельности адвокатуры и нотариата в советскои и постсоветской России. Автор отмечает, что излишний контроль государства за деятельностью адвокатуры не способствует реализации прав граждан и организаций.
Ключевые слова: адвокатура. нотариат, правовое регулирование адвокатской деятельности и нотариата.
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления[1]. Несмотря на это, как верно отмечает А.Г. Кучерена, «задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества»[2].
Именно поэтому изучение государственного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, выполняющей в гражданском обществе определенные государством на законодательном уровне функции, представляется важным и актуальным. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, адвокатура, как и любой другой действующий в стране общественный институт, не может функционировать бесконтрольно и безнадзорно, а потому нуждается в законодательном регулировании (установлении государством специальных правовых норм) своей деятельности. Во-вторых, поскольку государство на законодательном уровне уже определило правовой статус и основы деятельности адвокатов и адвокатуры в целом как профессионального сообщества, защищающего права и свободы человека и гражданина, ввиду особой важности и значимости этого института для развития демократии и гласности, государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти призвано контролировать деятельность адвокатского сообщества и качество оказываемой адвокатами квалифицированной юридической помощи. Другое дело, каковы границы такого регулирования и контроля.
Отношения между адвокатурой и государством тесно связаны с правом адвокатов на объединение. Проблема эта имеет свою историю.
В марте 1905 г. в Петербурге состоялся съезд, в котором участвовали 200 адвокатов, избранных преимущественно собраниями присяжных поверенных и их помощниками. Съезд решил учредить «Всероссийский союз адвокатов с целью объединения общественно-профессиональной деятельности адвокатуры и достижения политического освобождения России на началах демократической конституции».
В октябре 1905 г. состоялся второй съезд адвокатов. В его резолюции говорилось о необходимости «принимать меры к ограждению членов сословия от произвола... Разрабатывать вопросы права и судебной практики и содействовать обсуждению законодательных проектов». К сожалению, для осуществления намеченных целей Всероссийский союз адвокатов ничего не сделал. Настойчиво сопротивляясь внешнему давлению, он не смог выдержать уменьшение интереса к нему. В итоге Всероссийский союз адвокатов оставил лишь слабый след в профессиональной жизни корпорации[3].
Поиск форм объединения адвокатов возникал и в советские годы. Так, Н.В. Блинова полагала, что «нет никакой необходимости сохранять специальное государственное руководство адвокатурой, которая осуществляет свою деятельность на принципе самоуправления»[4].
С вопросами государственного руководства адвокатурой связана судьба органов юстиции. С целью устранения излишней централизации в руководстве работой судебных учреждений и органов юстиции 30 мая 195