УДК 341.1/8:340.137
Страницы в журнале: 138-142
Д.В. Кофейников,
стажер Института государства и права РАН Россия, Москва denis_kofejnikov@mail.ru
Количество сделок, совершаемых посредством сети Интернет, намного больше, чем транзакций, осуществляемых с помощью традиционных средств связи. Торговые операции, совершаемые в сети Интернет, или действия в сети, направленные на обеспечение торговли оффлайн, должны регулироваться по тем же принципам, что и обычная торговля. Основополагающим источником регулирования должно служить информационное право, поскольку только оно способно обеспечить нормальное функционирование всемирной системы Интернет.
Ключевые слова: сеть Интернет, электронная торговля, информационное право, транзакции в сети Интернет, формы электронной торговли.
Торговля как обмен равноценными товарами [2, с. 657] традиционно составляет первый шаг во взаимодействии производителей и потребителей, при этом все участники торговых отношений получают выигрыш в виде прироста благосостояния, а распределение выигрыша определяется уровнем установленных цен на товары и объемами торговли [13, с. 23].
Начинаясь с торговли, международные экономические отношения обычно развиваются и переходят в другие формы экономического взаимодействия, однако, как справедливо указывает Э.Л. Кузьмин, и в современных условиях международная торговля играет последовательно возрастающую роль в экономическом развитии [6, с. 17]. Ссылаясь на исследования А.С. Холопова, Д. Карро и П. Жюайр, он отмечает, что после Второй мировой войны объемы международной торговли быстро увеличивались: их среднегодовые темпы прироста в полтора раза опережали темпы роста мирового объема производства [13, с. 3], а за 50 послевоенных лет объем мировой торговли вырос в 100 раз [5, с. 33].
Исходя из этого торговля в активно растущем сегменте международных отношений — сети Интернет — становится значительным фактором мирового экономического развития.
Уточнение терминологии. Поскольку деловая активность в сети Интернет — явление недавнего времени, терминология в данной сфере еще не устоялась, тем более что деловые отношения в сети уже сейчас довольно разнообразны и варьируются все больше. Поэтому предлагаются различные названия предпринимательской деятельности в сети. Так, А.И. Савельев указывает, что можно говорить об этих отношениях как об «электронном бизнесе», «электронной коммерции» и «электронной торговле» [10, с. 3]. А.А. Тедеев, автор одного из первых трудов на данную тему, хоть и называет свою книгу «Электронная коммерция», в самом исследовании проявляет более широкий подход к этому явлению и говорит об «электронной экономической деятельности», а также о «предпринимательской деятельности в сети Интернет» [11, с. 4]. При этом он считает допустимым употреблять термины «электронная торговля» и «электронная коммерция» как взаимозаменяемые [12, с. 11].
В действующем законодательстве устоявшейся терминологии пока также нет. В Гражданском кодексе РФ используется только «предпринимательская деятельность», а слово «коммерция» не используется. В проекте федерального закона № 310163-4 «Об электронной торговле» [8] не упоминаются ни электронная коммерция, ни электронная предпринимательская деятельность, хотя в качестве объекта регулирования указано следующее: «Электронная торговля — деятельность по продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с использованием электронных сообщений» (ст. 3). Таким образом, проект федерального закона «Об электронной торговле» следует ГК РФ.
В законодательных актах стран БРИКС на английском языке используется термин «commerce» («e-commerce»); специально о торговле («trade», «e-trade») говорится в тех случаях, когда необходимо особо выделить этот предмет регулирования. Термин «commerce» употребляется и в международных документах, и в научных статьях на соответствующую тему [1; 10; 13; 14; 17]. По аналогии и, видимо, для простоты в русскоязычных текстах стало встречаться слово «коммерция». Но в употреблении этого термина есть и содержательный элемент. А.А. Тедеев совершенно верно подчеркивает, что самое главное здесь — это то, что можно говорить об отдельном виде экономической деятельности, который осуществляется с помощью сети Интернет и через эту сеть. В целом его позиция состоит в том, что предпочтительным термином является «электронная экономическая деятельность», хотя в принципе этот термин может употребляться взаимозаменяемо с термином «электронная коммерция» [11, с. 16].
С нашей точки зрения, в русском языке данный термин кажется применимым прежде всего к торговле, но все же слово «коммерция» звучит не очень удачно, потому что оно несет некую отрицательную коннотацию. Нельзя не признать, что в настоящее время в профессиональной литературе данный термин употребляется чаще всего для обозначения деятельности, которая в значительной мере состоит из торговых операций и включает в себя множество транзакций в различных целях.
Применительно к целям, намеченным странами БРИКС, необходимо учесть, что между нами только еще налаживается экономическое сотрудничество, и первым этапом в таком сотрудничестве всегда бывает именно торговля. Руководители стран БРИКС поставили задачу пока только организовать торговлю [17], поэтому мы будем использовать термин «электронная торговля». Но торговлю трудно отделить от других видов экономического сотрудничества, а для иных видов экономической деятельности в сети Интернет специальных терминов не разработано, значит, правомерно использовать для них понятие «электронная коммерция». Таким образом, экономическое сотрудничество с помощью сети Интернет и через эту сеть может быть обозначено словами «электронная коммерция», часть которой и один из ее видов — это электронная торговля.
Содержание понятия «электронная торговля». В целом правоотношения, связанные с электронной торговлей, не отличаются по своей сути от других торговых правоотношений. На это справедливо обращалось внимание в литературе. Так, С.В. Васильев определяет, что «электронная торговля — это не новый вид договоров, а усовершенствованный способ оформления традиционных обязательств, таких как купля-продажа, возмездное оказание услуг, расчеты и др.» [3, с. 307], и «основным квалифицирующим признаком электронной торговли по отношению к другим гражданско-правовым институтам является особый способ передачи данных при заключении сделок, т. е. от традиционных сделок отличие в основном только в форме заключения, при этом характер и содержание правоотношений между сторонами договора не меняется» [3, с. 307]. Конечно, новые формы заключения договоров требуют введения новых правил.
Такая позиция подтверждается анализом законодательства зарубежных государств. В тех странах, где уже сформировалось развитое регулирование электронной торговли, оно составляет часть общегражданского законодательства. Так, в США электронная торговля квалифицируется как часть электронной коммерции, или электронного бизнеса, и выражает правоотношения, связанные с совершением, исполнением сделок с помощью сети Интернет. В налоговом законодательстве США установлено следующее определение: «Любые сделки, совершаемые через Интернет или с использованием доступа к Интернету, включая куплю-продажу, предоставление имущества в пользование, лицензирование, оферту на совершение вышеуказанных действий или предоставление прав на имущество, товары, услуги или информацию за плату или без; данный термин также включает предоставление доступа к Интернету» [16].
Довольно развитое законодательство относительно электронной коммерции вообще и электронной торговли в частности создано в Европейском союзе. Под электронной торговлей в ЕС принято понимать продажу товаров (услуг) в онлайн-режиме. В актах, принятых Еврокомиссией [9, с. 31], электронная торговля (электронная коммерция) рассматривается достаточно широко и подразделяется на «традиционную электронную коммерцию» и «электронную коммерцию в сети Интернет». Вместе с тем определяется, что электронная коммерция представляет собой два вида действий: заказ посредством электронных средств связи материальных товаров, которые должны быть физически доставлены (заказчику) с использованием традиционных каналов (почтовые услуги, коммерческие курьеры), и непосредственная электронная коммерция: онлайн-заказ, оплата и доставка нематериальных благ и услуг (компьютерное программное обеспечение, развлекательный контент, информационные услуги на глобальном уровне) [15].
К традиционной электронной коммерции относятся только отношения между предпринимателями (бизнес для бизнеса, B2B). Сюда входят закрытые клубы, как правило, принадлежащие к одной отрасли; закрытые сообщества собственников; известные друг другу партнеры. То есть рынок здесь рассматривается как своеобразный клуб.
Иные особенности характерны для электронной коммерции в сети Интернет. В эту сферу входят: бизнес для потребителя (B2С); бизнес для бизнеса (B2B); бизнес для публичных учреждений (органов власти и управления); открытый рынок с неограниченным числом участников; открытые сети; известные друг другу и неизвестные партнеры. Следовательно, в этом случае рынок характеризуется как сеть и объединяется Интернетом [23].
В Японии под электронной коммерцией понимается «проведение коммерческих сделок (обмен товарами, услугами, информацией и (или) денежными средствами между поставщиками и потребителями в целях осуществления передачи товаров на коммерческой основе субъектами экономической деятельности) с помощью электронных средств с использованием интернет-технологий» [22].
Примерно такие же тенденции отмечаются в законодательстве стран БРИКС.
Необходимо обратить также внимание на правовую позицию Организации экономического сотрудничества и развития, которую справедливо считают главным двигателем глобализации мировой экономики [7, с. 339—340]. В официальном издании ОЭСР говорится: «Электронная коммерция в целом относится ко всем формам коммерческих сделок, относящихся как к организациям, так и к физическим лицам, которые основаны на электронной обработке и передаче данных, включая текст, звук и визуальные образы. Она также приводит к эффектам, когда электронный обмен коммерческой информацией может влиять на институты (учреждения) и процессы, которые поддерживают и регулируют коммерческую деятельность» [21, р. 11].
Формы электронной торговли. Некоторые исследователи сводят всю электронную коммерцию только к транзакциям, совершаемым через Интернет: «факсы, телексы, телефаксы и другие подобные средства связи, несмотря на наличие в них электронной составляющей, также не заслуживают быть охваченными понятием электронной коммерции в современных реалиях: многие из них безнадежно устарели и фактически уже не используются в деловом обороте» [10, с. 6].
В современной электронной торговле можно увидеть очень многое: от заказа цифрового контента для незамедлительного потребления там же, в сети Интернет, до заказа обычных товаров и услуг для обеспечения других типов электронной торговли. Корпорации и финансовые учреждения используют Интернет для обмена данными в ходе обслуживания внутригосударственных и международных деловых отношений.
По обобщенным данным ОЭСР, выделяется несколько сложившихся форм электронной торговли:
— онлайн-сайты для розничных продаж непосредственно потребителям;
— обслуживание онлайн-рынков, где третьими сторонами производятся продажи от предпринимателей потребителям (бизнес для потребителя, B2С);
— покупки и продажи товаров и услуг предпринимателями (бизнес для бизнеса, В2В);
— сбор и использование демографических данных через web-контакты и социальные сети для обслуживания предпринимателей;
— обмен электронными данными (бизнес для бизнеса, B2B);
— маркетинговая деятельность;
— предпродажная подготовка для вывода на рынок новых товаров и услуг [20, р. 50].
Однако Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле [12] определяет электронную торговлю достаточно широко, выходя за пределы сети Интернет, и обосновывает это тем, что типовой закон должен охватывать вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и недоговорных. Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; купля/продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом [12].
На основе обобщения форм электронной торговли с учетом ее взаимосвязи с торговлей оффлайн можно представить три модели электронной торговли:
1. Информационное и рекламное обеспечение в сети Интернет бизнеса, осуществляемого оффлайн [23, р. 110]. Такое обеспечение предназначается для продвижения бизнеса оффлайн с целью рекламы, налаживания коммуникации с потенциальными контрагентами и клиентами. Предполагается, что такая информационная поддержка будет способствовать увеличению спроса на товары, работы или услуги, предоставляемые компаниями. Формой реализации такой цели зачастую является создание сайта компании, который включает в себя информацию о предмете ее деятельности, продуктах или услугах, которые она предоставляет, а также многочисленные способы обратной связи с клиентами или контрагентами (форумы, отзывы и пр.).
Информационное обеспечение деятельности компании может выражаться в контекстной рекламе в сети Интернет, но в то же время подпадает под ту же систему норм об электронной коммерции, что и другие виды: защита прав потребителей и пользователей, защита прав и законных интересов бенефициаров, защита персональных данных, вопросы ответственности провайдеров и владельцев сайтов, законодательство о рекламе. При этом вопросы защиты интеллектуальной собственности в процессе торговли через Интернет приобретают особую значимость в контексте обеспечения баланса интересов правообладателей и пользователей.
2. Торговля товарами, услугами посредством сети Интернет [4, с. 11]. Этот вид электронной коммерции также направлен на продвижение товаров, услуг предпринимательской деятельности, которая не завязана целиком на сеть Интернет. В нем есть те же функции, особенности, что и в предыдущей модели, но добавляются возможность размещения заказов онлайн и прием платежей. Наряду с этим появляется необходимость в соответствующем договорном оформлении правоотношений между потребителем/заказчиком и предпринимателем. Как следствие, в практической плоскости решаются вопросы действительности заключенных договоров, порядка оплаты товаров или услуг посредством электронных платежей.
3. Учреждение компании, специализация которой — торговля через Интернет [24, р. 119]. В соответствии с этим видом электронной коммерции вся деятельность компании целиком опосредована сетью Интернет, от информационной, рекламной поддержки до реализации договоров, заключенных в сети Интернет. Такая торговля может охватывать закрытые сети, когда контрагенты знают друг друга.
При использовании этой модели становятся очевидными все преимущества электронной торговли, в частности, сокращаются транзакционные издержки, связанные с арендой помещений, количеством сотрудников компании. Кроме того, актуализируется возможность выхода на зарубежные рынки благодаря трансграничному характеру деятельности и сети Интернет.
Один из существенных признаков электронной коммерции заключается в более тесной связи между преддоговорным этапом и договорными аспектами при совершении сделок в сети Интернет.
Следует отметить, что посредством сети Интернет договоры не только заключаются, но и исполняются. Специфика данного вида электронной коммерции отражается в деятельности компаний, предоставляющих цифровой контент и внутрисетевые услуги (например, хостинг, реклама, «облачные» технологии).
Таким образом, торговые отношения, ведущиеся через сеть Интернет, или иные виды предпринимательской деятельности, нацеленной на обслуживание торговых отношений, в основном осуществляющихся оффлайн, в принципе подлежат такому же правовому регулированию, как обычные торговые отношения, но с учетом некоторых особенностей, присущих только этому виду торговли. Уже сейчас количество сделок, совершаемых посредством сети Интернет, намного больше, чем число транзакций, совершаемых с помощью традиционных средств связи, поэтому регулирование электронной торговли будет иметь двоякое влияние на последующее развитие правопорядка внутри государств и на международной арене:
— законодательство государств будет приспосабливаться к потребностям электронной торговли, изменяя отдельные положения административного, гражданского и иных видов регулирования;
— на международной арене существующие массивы нормативного материала (например, в рамках ООН и Всемирной торговой организации) будут подвергаться переработке с целью приведения их в соответствие с современными реалиями.
И в том, и в другом случае основополагающим источником регулирования будет служить информационное право, поскольку только оно способно обеспечить нормальное функционирование всемирной системы Интернет.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб., 2001.
2. Большой энциклопедический словарь. М., 2010.
3. Васильев С.В. Правовое регулирование электронной коммерции // Актуальные проблемы гражданского права: сб. статей. Вып. 4 / под ред. М.И. Брагинского. М., 2002.
4. Жарова А.К., Елин В.М., Демьянец М.В. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: моногр. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014.
5. Карро Д., Жюайр П. Международное экономическое право. М., 2002.
6. Кузьмин Э.Л. Международное экономическое право: учеб. пособие. М., 2008.
7. Организация экономического сотрудничества и развития // Энциклопедия международных организаций: в 3 т. Т. I. Международные межправительственные организации / под ред. Л.Н. Галенской и С.А. Ма-линина. СПб., 2003.
8. Проект федерального закона № 310163-4 «Об электронной торговле» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Решения Еврокомиссии обязательны для государств-членов // Право Европейского союза: учеб. / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2011.
10. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М., 2014.
11. Тедеев А.А. Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение. М., 2002.
12. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (принят на 29-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Рекомендован резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1996 51/162). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/commerce.shtml
13. Холопов А.В.Теория международной торговли. М., 2000.
14. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М., 2007.
15. A European Initiative in Electronic Commerce // COM (97) 157.
16. Advertising and Marketing on the Internet: Rules of the Road. Federal Trade Commission. The Internet Tax Freedom Act, 1998. Section 1104 (3).
17. E-commerce on the agenda as BRICS look to enhance trade. URL: http://rbth.com/business/2014/07/08/ecommerce_on_the_agenda_as_brics_look_to_enhance_trade_38009.html
18. Kroes N. Vice-President, European Comm’n Responsible for the Digital Agenda, The Need for Accountability in Internet Governance. ICANN’s 38th International Meeting. URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference5SPEECH/10/323
19. Makoto Yokoo. Electronic Commerce: Theory and Practice (Studies in Computational Intelligence). Springer, 2008.
20. OECD. Research Handbook on Governance of the Internet. 2012.
21. OECD Electronic Commerce: Opportunities and Challenges for Government. 1997.
22. Slater W.F. Internet History and Growth. URL: http://www.docstoc.com/docs/297578/Internet-History-and-Growth
23. Schneider G. Electronic Commerce. Course Technology. Mass, 2011.
24. Zittrain J. The generative Internet// Harvard Law Review. 2006.