Статья

Понятие и сущность правового статуса Национального банка Азербайджанской Республики

УДК 341:347.734 Э. АХМЕДОВ, соискатель Международной академии предпринимательства Азербайджан как суверенное и независимое государство провозглашен 28 апреля 1920 г. Тогда же Азербайджан заключил военно-финансовый союз с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. С 1922 года Азербайджан входил в состав Закавказской Федерации, с декабря 1936 года — в состав Союза ССР в качестве Азербайджанской Советской Социалистической Республики.

УДК 341:347.734 

Э. АХМЕДОВ,

соискатель Международной академии предпринимательства

 

Азербайджан как суверенное и независимое государство провозглашен 28 апреля 1920 г. Тогда же Азербайджан заключил военно-финансовый союз с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. С 1922 года Азербайджан входил в состав Закавказской Федерации, с декабря 1936 года — в состав Союза ССР в качестве Азербайджанской Советской Социалистической Республики.

Для конституционного развития Азербайджана первостепенное значение имеют Декларация о восстановлении государственной независимости Азербайджана, принятая на основе Акта 1918 года, и Конституционный акт от 18 октября 1991 г. «О государственной независимости Азербайджанской Республики». Эти документы явились базой для дальнейшей работы над Конституцией Азербайджанской Республики, принятой на всенародном референдуме 12 ноября 1995 г.

Конституция провозгласила своей целью утверждение в стране справедливости, свободы и безопасности, и референдум подтвердил согласие населения страны с ее положениями, показал приверженность общечеловеческим ценностям, сосуществованию на принципах дружбы, мира и безопасности с другими народами, для чего в соответствии с Основным законом необходимо осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, обеспечивая достойный уровень своей жизни.

В новой Конституции отражены положения о самоопределении и социальной справедливости, создании гуманного демократического государства, в котором могли бы жить все народности, населяющие Республику, повышая уровень своего благосостояния, укрепляя взаимопонимание со всеми соседями Азербайджана, с государствами — членами СНГ, с другими зарубежными странами.

В преамбуле Конституции народ заявляет о намерениях «защищать независимость, суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики». Конституция гарантирует демократический строй, провозглашает целью утверждение гражданского общества и построение правового светского государства. Высшей ценностью государства и общества по Конституции является человек, его права и свободы.

Разработка и принятие Конституции были вызваны рядом факторов, возникших после распада Союза ССР. Прежде всего это необходимость закрепить суверенитет новой Республики, ее место в мировом сообществе, затем — обозначить новые принципы построения экономики, расширенные права человека и гражданина, определить конституционную позицию государства в политической жизни.

Новое время и новое общество потребовали укрепления основы государства — экономической базы в виде рыночной экономики и правовой свободы действий человека. Все это необходимо было закрепить и законодательно, поскольку переход к рыночным отношениям не мог произойти без определения форм собственности, свойственных переходному от казенного социализма периоду.

Конституция страны служит гарантом и основой развития демократического общества, правовых свобод и стабильности государства, в ней содержатся основные правила взаимоотношений государства и личности, структура власти и управления, политико-правовые институты, свойственные периоду перехода в XXI в. Данный период может основываться только на конституционных началах, ясных и доступных каждому человеку, применяемых всеми членами общества. Среди них приоритетная защита наиболее уязвимых и необеспеченных слоев населения, женщин, детей, инвалидов и, естественно, развитие социальных институтов, необходимых для жизнеобеспечения людей.

Коренные перемены в азербайджанском обществе предполагают эволюционное разрешение узловых вопросов национально-государственного, политического и правового движения. Так, принят радикальный закон, предусматривающий переход земли в собственность граждан с правом передачи, продажи другим лицам. Тем самым реализуется одно из центральных положений Конституции Азербайджана по становлению и развитию рыночной экономики.

Отметим, что еще до принятия Конституции были приняты законы «О залоге», «Об акционерных обществах», «О предприятиях», послужившие базой конституционного решения вопросов экономического значения. Социально ориентированная рыночная экономика должна обеспечить человеку достойные условия существования, а правовое государство — закрепить возможность пользования всеми материальными и духовными ценностями. Статья 15 Конституции в числе других гарантий предусматривает создание на основе рыночных отношений условий для развития экономики, свободы предпринимательства, недопущение монополизма и недобросовестной конкуренции в экономических отношениях.

Проводимые в Азербайджане конституционные, экономические и социально-политические реформы, перестройка правовой системы, эффективность механизмов демократии преобразуют всю ситуацию в стране, важнейшей чертой которой является переход от жесткой правовой нормативности к свободе индивидуального выбора.

Конституция  отражает одобренные народом национальные традиции и мировой опыт, закладывая правовой фундамент цивилизованного гражданского общества, она направлена на формирование и закрепление народовластия, выразившегося в институтах непосредственной демократии, а также в институтах президентства, парламентаризма и местного самоуправления.

Конституция Азербайджана состоит из преамбулы, пяти разделов (158 статей) и переходных положений.

В первом разделе провозглашается власть народа, определяется, что такое азербайджанский народ, каков его состав — «граждане, проживающие в стране и за ее пределами без какой-либо дискриминации» (ст. 1). Суверенитет народа реализуется непосредственно путем референдума. Только на референдуме решаются вопросы принятия новой Конституции Республики или внесения изменений в существующий Основной закон, а также изменения границ Азербайджана (ст. 3).

Единство народа Азербайджана, составляющее основу азербайджанской государственности и неделимости родины для всех граждан Республики, закреплено в ст. 5 Конституции.

Во втором разделе Конституции («Основные права, свободы и обязанности») закрепляются права, свободы и обязанности человека и гражданина. Естественность и неотчуждаемость прав и свобод, всеобщее равенство перед законом и судом, равенство женщины и мужчины независимо от расы, национальности, религии, языка, происхождения и положения, убеждений призваны создать правовой статус азербайджанского гражданина в его полноте и конкретности.

Многие права, такие, как право на свободу, собственность, в том числе и интеллектуальную, на безопасное проживание и неприкосновенность личную и жилища, сразу очерчивают основной круг забот государства о человеке. Будучи дополненными свободой совести, мысли и слова, собраний и информации, творчества, конституционные положения практически соответствуют правам и свободам, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека.

В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики в стране  существует разделение властей на законодательную (Милли Меджлис), исполнительную (Президент Республики) и судебную. Этот современный принцип организации власти — незыблемая основа государственности и демократической структуры общества. И главное в таком разделении властей то, что они согласно Конституции взаимодействуют между собой и в тоже время независимы в осуществлении своих полномочий.

Конституция Азербайджанской Республики в ст. 100 определяет довольно строгие требования к выборам Президента. Лицо, претендующее на данный пост, должно быть гражданином Азербайджана не моложе 35 лет, проживать в Республике 10 лет и более, не иметь судимости, иметь высшее образование и не обладать двойным гражданством. Основной закон страны таким образом подчеркивает конкретные требования к кандидату в Президенты, а также ограничивает пребывание у власти одного и того же лица 5-летним сроком не более двух раз подряд.

В Азербайджане при воплощении общих принципов разделения властей восприняты как традиции мирового сообщества, так и национальная специфика общества. Конституция оговорила весь процесс избрания Президента, принесение им присяги, возможность его освобождения от занимаемой должности при неспособности постоянно выполнять свои обязанности и при отстранении от должности. 

Обширные полномочия Президента как главы исполнительной власти соединяются с обязанностями, возложенными на него Конституцией. При этом нужно заметить, что полномочия эти в ряде случаев ограничиваются парламентом Азербайджана.

Законодательную власть в Азербайджане осуществляет Милли Меджлис — однопалатный парламент, избираемый на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании сроком на 5 лет. В ведении парламента весь комплекс вопросов законодательного характера при верховной власти Президента.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики состоит из 125 депутатов. Депутаты Милли Меджлиса  избираются на основе мажоритарной избирательной системы и всеобщих, равных и прямых выборов при свободном, личном и тайном голосовании.

В соответствии со ст. 84 Конституции Азербайджанской Республики срок полномочий каждого созыва Милли Меджлиса — 5 лет. Согласно ст. 95 Конституции Азербайджанской Республики, к ведению Милли Меджлиса  относится решение ряда вопросов, в том числе вопроса назначения на должность и освобождение от должности членов Правления Национального банка Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

Полномочиям Президента Азербайджанской Республики посвящена ст. 109 Конституции Азербайджанской Республики, согласно которой Президент Азербайджанской Республики вносит представления в Милли Меджлис Азербайджанской Республики о назначении на должность и освобождении от должности членов Правления Национального банка Азербайджанской Республики (п. 10 ст. 109).

Обозначены в Конституции и прерогативы исполнительной власти — Кабинета министров, подчиненного Президенту страны. В соответствии со ст. 119 Конституции он имеет определенную самостоятельность в вопросах бюджета, оперативных делах управления экономикой и культурой, в решении социальных вопросов. Важной особенностью Конституции является довольно подробное перечисление требований, предъявляемых к членам Правительства, а также установление гарантий их деятельности.

В главе Конституции, посвященной судебной власти, определяются принципы деятельности судебных органов — Конституционного, Верховного, Экономического, общих и специальных судов. Конституцию Азербайджанской Республики завершают главы, посвященные Нахичеванской Автономной Республике, местному самоуправлению и порядку внесения изменений в Конституцию.

Национальный банк Азербайджана основан Декретом Президента Азербайджанской Республики «Об учреждении Национального банка Азербайджанской Республики» от 11 февраля 1992 г. на базе Госбанка, Промышленно-строительного банка и Агропромышленного банка бывшего СССР.

Согласно Закону Азербайджанской Республики от 10 июня 1996 г. № 118-IГД «О Национальном банке Азербайджанской Республики» (с поправками от 29 декабря 1998 г. № 604-IГД, 23 апреля 1999 г. № 663-IГД)  Национальный банк Азербайджанской Республики является центральным банком Азербайджанской Республики. Его задачи, функции и полномочия определяются Конституцией Азербайджанской Республики и названным Законом. В случаях, не предусмотренных указанным Законом, Национальный банк руководствуется другими законодательными актами Азербайджанской Республики и международными договорами Азербайджанской Республики.

Национальный банк находится в собственности государства, его уставный капитал и иное имущество не могут быть переданы другим лицам. Изъятие имущества Национального банка без его согласия не допускается.

Национальный банк является высшим эмиссионным органом, исполняющим государственную политику в сфере кредита, денежного оборота и валютных операций, регулирующим деятельность банковской системы в целом и выполняющим функции резервного банка.

Национальный банк Азербайджанской Республики является и органом банковского регулирования, и органом банковского надзора. Национальный банк Азербайджанской Республики осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Национального банка Азербайджанской Республики, установленных Банком обязательных нормативов. Правовой статус и функции Национального банка Азербайджанской Республики определены законами Азербайджанской Республики «О Национальном банке Азербайджанской Республики» и «О банках».

Предмет банковского права как отрасли права — это общественные отношения между Национальным банком Азербайджана и кредитными организациями. Они возникают, изменяются и прекращаются в связи с созданием и функционированием банковской системы. Их сторонами являются Национальный Банк Азербайджана и кредитные организации. В соответствии с требованиями законодательства, Национальный банк Азербайджана обязан укреплять и развивать банковскую систему. Издаваемые им правовые акты обязательны для всех кредитных организаций. Поэтому в отличие от гражданско-правовых отношений между кредитными организациями и их клиентами, где действует принцип равенства сторон и диспозитивности, банковские отношения строятся по принципу власти и подчинения. Гражданско-правовое отношение — горизонтальное, а банковское — вертикальное. В этом смысле каждому гражданско-правовому горизонтальному отношению соответствует определенное вертикальное отношение. Такой подход способствует точному пониманию конкретного правоотношения между кредитной организацией и ее клиентом, правильному анализу прав и обязанностей его субъектов. В практической деятельности как раз и важно не смешивать разные по своей природе отношения.

Метод правового регулирования в банковском праве, на наш взгляд, имеет значительную специфику, что и позволяет отличать банковское право от других отраслей права. Национальный банк Азербайджана устанавливает обязательные для кредитных организаций правила банковских операций. Он осуществляет валютное и пруденциальное регулирование. В интересах предотвращения угроз неликвидности, неплатежеспособности кредитных организаций, снижения различных рисков,  в частности  снижения рисков системного кризиса, Национальный банк Азербайджана осуществляет пруденциальный надзор. Кроме того, Национальный банк Азербайджана является органом валютного контроля.

Согласно ст. 16 Конституции Азербайджанской Республики, денежной единицей Азербайджанской Республики является манат.

Право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков принадлежит только Национальному банку. Использование на территории Азербайджанской Республики в качестве средства оплаты, помимо маната других денежных единиц запрещается.

Национальный банк является юридическим лицом, он имеет печать с изображением государственного герба Азербайджанской Республики и своим наименованием. Центральный аппарат Национального банка находится в городе Баку.

Национальный банк вправе открывать территориальные учреждения в Азербайджанской Республике и свои представительства внутри республики и за рубежом. Он устанавливает их статус в соответствии с действующим законодательством. Задачи и функции учреждений и представительств Национального банка определяются положениями, утверждаемыми Правлением Национального банка.

Национальный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Все требования Национального банка Азербайджана, предусмотренные законом, а также те требования, которые содержаться в его нормативных актах и актах применения права, должны неукоснительно соблюдаться. 

Несмотря на то, что в банковском праве применяется императивный метод правового регулирования, его не следует смешивать с административным методом, как это, кстати, делается во многих работах различных авторов.

Достаточно сказать, что санкции банковского права применяются к кредитным организациям как к юридическим лицам. Кроме того, применение санкций не учитывает принцип вины кредитной организации. Санкции применяются не за совершение правонарушений, а за совершение нарушений. В банковском праве размер санкций не позволяет относить их к санкциям административного права. Правовой статус Банка России специфичен. Банк России не наделен правом осуществления административного производства.

Итак, под конституционно-правовым статусом Национального банка Азербайджанской Республики следует понимать установленные Конституцией Азербайджана от 12 ноября 1955 г., иными принятыми во исполнение ее норм законами полномочия Национального банка как органа банковского регулирования и банковского надзора, определяющие его исключительное право на осуществление денежной эмиссии, защиту и обеспечение устойчивости маната, а также иные функции и полномочия, подробная регламентация которых в азербайджанском банковском законодательстве не должна противоречить основным конституционным положениям о банковской и финансовой политике Азербайджана.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024