УДК 343.34(569.4)
Страницы в журнале: 145-149
Я.В. Цитович,
аспирант Московского финансово-юридического университета Россия, Москва yarmoskow@yandex.ru
Исследуется правовое и политическое понимание национальной безопасности применительно к Государству Израиль. Показано, что для Израиля, начиная со дня его официального провозглашения как независимого государства, обеспечение системы национальной безопасности является приоритетным направлением государственной политики. Отдельное внимание уделяется средствам, методам и инструментам, которые правоохранительные органы и спецслужбы Израиля используют для обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность государства, система обеспечения безопасности в Израиле.
Понятию «безопасность» в правовой литературе посвящено достаточно много исследований, однако среди ученых до сих пор нет единого мнения относительно того, что можно и нужно включать в понятие государственной безопасности на внешнем и внутреннем уровнях.
Спор об определении понятия безопасности вели еще средневековые мыслители. К примеру, знаменитый итальянский философ и политический деятель Никколо Макиавелли указывал, что опасность может подстерегать государство с двух сторон — со стороны подданных и со стороны других государств. По его мнению, внешняя опасность устранима с помощью хорошего войска и преданных солдат, при этом внутренняя опасность устраняется сама собой, поскольку мир внутри государства будет сохранен [4, с. 56].
Немецкий социолог и политолог Карл Дойч определял безопасность как «защищенность, обеспечение сохранности основных жизненных ценностей» [12, с. 45].
Французский правовед и общественный деятель Жорж Ведель склонялся к мысли о том, что безопасность — это не что иное, как деятельность, направленная прежде всего на предупреждение и устранение возможной опасности, угрожающей обществу или отдельным его представителям [2, с. 466].
Российские исследователи, в частности Ю.Б. Шубников и Ж.А. Перевалова, также считают, что угрозы для безопасности государства могут быть внешними и внутренними [11, с. 72]. Внутренние (исходящие от самого государства) угрозы возможны по причине возникновения различных экономических, политических и социально-правовых обстоятельств государства. В свою очередь внешние угрозы могут исходить от других государств, преступных группировок и проявляться в зависимости от ситуации, с которой столкнулось общество и государство.
А.А. Опалева подчеркивает, что институт безопасности включает в себя два приоритетных понятия. Первое — безопасность является состоянием юридической защищенности личности, общества и самого государства. Второе — наличие разного рода юридических угроз характеризует всенаправленную защищенность интересов личности и государства [9, с. 81].
К началу 1990-х годов российские законодатели и исследователи сошлись во мнении о том, что определение безопасности можно отразить в отдельном законодательном нормативном правовом акте. Так, Законом РФ № 2446-1 от 05.03.1992 «О безопасности» (далее — Закон № 2446-1) безопасность определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних негативных воздействий [6]. В 2010 году упомянутый закон утратил юридическую силу в связи с принятием нового Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», однако в нем вышеуказанное определение уже не фигурирует [7].
Следует обратить внимание на то, что дефиниция безопасности, приведенная в Законе № 2446-1, практически не решала вопрос законодательного понимания термина «безопасность», поскольку не указывала на степень защищенности, в рамках которой государству, обществу и гражданам следует находиться.
В толковых словарях безопасность толкуется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [8, с. 38]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова указывается, что при безопасности отсутствует опасность либо она заблаговременно предупреждена [10, с. 113]. Таким образом, безопасность — это и отсутствие опасности и условий ее наступления, и совокупность факторов, обеспечивающих состояние, при котором риск возникновения опасности сведен к минимуму.
Переходя к проблеме национальной безопасности, следует заметить, что необходимость ее обеспечения является приоритетом практически для каждой страны, однако в странах, нацеленных на поддержание и укрепление демократического режима, вопрос обеспечения национальной безопасности встает с особой остротой. Как утверждает известный израильский профессор Беньямин Нойбергер, «истоки национальной безопасности коренятся в очевидном противоречии между основополагающими ценностями демократии и теми действиями, которые совершаются с целью повысить обороноспособность страны» [5]. Из этого следует, что демократическое государство, находящееся под воздействием военной угрозы или в состоянии войны, постоянно борющееся за свое существование, не может считаться демократическим, поскольку в нем должным образом не обеспечена государственная безопасность. Нависание угрозы над любым государством заставляет его воспринимать свою безопасность как некую высшую и порой труднодостижимую цель.
В борьбе государства за обеспечение его полной обороноспособности часто попираются основные права, свободы и ценности человека и гражданина. Собственно говоря, вопрос заключается в необходимости осознания того, когда именно стоит жертвовать демократическими идеалами во имя обеспечения безопасности государства и стоит ли вообще ими жертвовать. Подобные жертвы и различные злоупотребления режимом во имя обороноспособности страны не могут рассматриваться как оправданные и своевременные.
С точки зрения национальной безопасности можно оправдать различные действия, особенно если они направлены против вооруженных нападений, различных столкновений, террористических актов и экстремизма, предотвращения шпионажа. Американскими и британскими исследователями поддерживается развернутое определение национальной безопасности, которое подразумевает не только оборонительные действия, но и активную внешнюю политику государства в целом [13, с. 106].
Отталкиваясь от данного определения, можно сделать вывод о том, что национальной безопасностью является деятельность, призванная обеспечить победу над врагом, а следовательно, предполагающая различные мероприятия в области внутренней и внешней политики, а также осмысленные действия, поддерживающие и укрепляющие дух нации. Общее определение национальной безопасности предполагает проведение государством в лице его полномочных органов мероприятий, направленных на противостояние внешним угрозам. Однако известный российский правовед И.С. Лапаев указывает, что при таком подходе к понятию «национальная безопасность» может быть отнесено все, что связано с «пресечением попыток переворота, свержением государственного строя, посягательством на целостность и стабильность государства и укреплением общественного порядка» [3, с. 138].
При всем изобилии дефиниций национальной безопасности открытым остается вопрос о том, кто в конечном итоге должен определять круг проблем, относящихся к сфере национальной безопасности, и на каких основаниях такой компетентный орган или должностное лицо будут действовать. Даже если разрешится задача понимания национальной безопасности, то останется еще ряд других сложностей, в частности, возникнут споры относительно таких понятий, как угроза государству от внешнего либо внутреннего врага или деятельность, нарушающая общественный порядок. Национальную безопасность нельзя однозначно отождествлять с национальными интересами, поскольку она является лишь их отражением, например, многие граждане считают избираемый ими демократический строй, власть и представленные свободы именно национальными интересами.
Беньямин Нойбергер подчеркивает, что в Государстве Израиль вопрос национальной безопасности является одним из самых актуальных [5]. При этом остается неясным, могут ли интересы армии и спецслужб быть неотъемлемой частью национальной безопасности, вправе ли власть ограничивать свободу слова или иные важнейшие права человека, могут ли, к примеру, военные следователи пользоваться незаконными методами борьбы с предателями и кто должен определять этих предателей. Данные вопросы имеют не теоретическое, а исключительно практическое значение, особенно когда вопрос касается совершенствования системы обеспечения внутренней безопасности Израиля.
Следует иметь в виду, что Израиль является относительно молодым государством. Территориально современное Государство Израиль располагается на юго-западе Азии у восточного побережья Средиземного моря, гранича с Ливаном, Сирией, Иорданией, Египтом, сектором Газа и территорией Западного берега реки Иордан. Фактически Израиль является уникальной страной, которая до сих пор воздерживается от того, чтобы официально провозгласить границы своих территорий, однако такая позиция находит поддержку в мировом сообществе, поскольку некоторые израильские политики уверены в том, что территория — это необязательный элемент государства. Израиль без указанного территориального элемента все-таки существует и развивается, но и проблем, связанных с его отсутствием, не всегда удается избежать. Официально границы между Ливаном, Сирией и Израилем не урегулированы, а существующее условное размежевание именуется «голубой (синей) линией». Это название граница получила благодаря усилиям ООН, установившей условную межу на границе Ливана и Израиля. При этом входящая туда территория Ферм Шебаа, имеющая площадь в 22 кв. км, остается спорной. Граница между Израилем и Сирией именуется «линией прекращения огня».
Отсутствие четких границ государства, высокий уровень терроризма и экстремизма стали причиной того, что Израиль в лице своих правоохранительных органов и спецслужб упорно работает над обеспечением национальной безопасности.
Национальная безопасность не может полностью гарантироваться в государстве, где не гарантирована внутренняя безопасность. Внутренняя безопасность является составной частью национальной безопасности Израиля. Система обеспечения внутренней безопасности представляет собой совокупность организованных институтов, деятельность которых направлена на достижение единой цели, заключающейся в своевременном устранении угроз и обеспечении полноценного функционирования органов государственной власти и общественных институтов. Объектами внутренней безопасности являются политическая и социально-правовая стабильность, территориальная целостность и полнота реализации власти, защита и охрана ценностей человека и гражданина.
Требуется отметить, что проблемы безопасности для Израиля как достаточно молодой и развивающейся державы являются самыми что ни на есть насущными. Некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности Израиля до сих пор остаются открытыми, к примеру, последствия израильско-палестинской конфронтации еще полностью не устранены.
А.В. Быков отмечает, что традиционными для Израиля следует считать три вида внешних и внутренних угроз: военные конфликты с арабскими странами; военные конфликты с возможным применением химического, биологического и ядерного оружия и конфликты на внутренних территориях, которые предполагают противостояние террористическим актам, прежде всего со стороны Палестины [1, с. 29].
Безусловно, чтобы полноценно противостоять таким конфликтам, Израиль использует целостную систему различных правоохранительных органов и спецслужб, которые тесно взаимодействуют друг с другом, но при этом обладают различными полномочиями. Система обеспечения национальной безопасности Израиля не просто представляет собой структуру компетентных органов, но и является комплексом ведомств, способных противостоять угрозам на внутреннем и внешнем уровнях при их слаженной, взвешенной и взаимосвязанной работе. Но при этом в Израиле нет органа, координирующего основные вопросы национальной безопасности, ответственного за результаты деятельности всех правоохранительных органов страны, призванных обеспечивать ее безопасность.
Органов и структур, занимающихся непосредственно вопросами национальной безопасности в Израиле, достаточно много. Наиболее значимыми среди них являются Министерство внутренней безопасности, включая полицию Израиля и комитет руководителей спецслужб «Ваадат», общая служба безопасности, Министерство обороны и Министерство внутренних дел, армия обороны Израиля и ее отдельные подразделения, различные разведывательные службы и формирования. Указанные структурные подразделения делают достаточно много для обеспечения безопасности Израиля. Ими разработаны и внедрены различные стратегические и тактические методики и комплексы мероприятий, способных предотвратить совершение опаснейших для страны преступлений. В процессе их работы постепенно вводятся в действие новые современные технологии, успешно противостоящие терроризму и экстремизму. Общественные организации, добровольные союзы и объединения тоже принимают активное участие в обеспечении безопасности Израиля, однако в систему органов национальной безопасности они не входят, а своими действиями лишь способствуют повышению правового сознания граждан.
Подводя итоги рассмотрения вопроса о национальной безопасности и ее обеспечении в Израиле, еще раз следует отметить, что данное государство является одной из немногочисленных стран, в которых обеспечение безопасности является более приоритетным, чем защита прав и свобод граждан. Безусловно, права и свободы человека как высшая ценность не игнорируются, но израильские власти уверены, что их реализация невозможна в государстве с несовершенной системой безопасности. Фактически Израиль на протяжении всей своей истории как государства неустанно работает над технологическим и методологическим совершенствованием системы обеспечения национальной безопасности, балансируя на грани демократического государства и военной хунты.
Таким образом, политика Израиля в области обеспечения национальной безопасности полна противоречий, но в то же время технологии и методы, используемые израильскими спецслужбами, признаются одними из наиболее передовых и действенных во всем мире.
Список литературы
1. Быков А.В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
2. Ведель Ж. Административное право Франции / под ред. М.А. Крутоголова. М., 1974.
3. Лапаев И.С. Юридическая безопасность как разновидность нормативной безопасности и ее социальная сущность // Право и государство: теория и практика. 2013. № 2 (98).
4. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
5. Нойбергер Б. Национальная безопасность и демократия — конфликты и дилеммы: Израиль в сравнительной перспективе. URL: http://ocw. openu.ac.il/russian/democracy-and-national security/volume1/article1.html#footnote-10101-1 (дата обращения: 16.04.2015).
6.О безопасности: закон РФ от 05.03.1992. № 2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
7. О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. Изд. 18-е, стереотип. М., 1986.
9. Опалева А.А. Безопасность личности в системе национальной безопасности // Взаимодействие международного и внутригосударственного права Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства: сб. тр. межвуз. науч. семинара. М., 2011.
10. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1994. Т. 1.
11. Шубников Ю.Б., Перевалова Ж.А. Экономическая безопасность и защита национальной безопасности // Проблемы защиты прав: история и современность: материалы шестой международной межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2011.
12. Deutsch К. Politics and government: how people decide their fate. Boston, 1974.
13. Zellick G. Free Speech and National Security. Dordrecht, 1991.
Вы можете подписаться на нашу рассылку. Мы рассылаем анонсы номеров журнала «Современное право», информируем о предстоящих и текущих событиях, конференциях и других мероприятиях. Также Вы будете регулярно получать письма с перечнем добавленных на сайт статей, постов в блогах пользователей и комментариях. Периодичность рассылки на данный момент 2-3 письма в месяц.