И.А. ТИХОНОВ,
аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Международного независимого эколого-политологического университета
Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» впервые легитимно разграничило результаты интеллектуальной деятельности по их оборотоспособности. Определены порядок закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, а также условия, в силу которых результаты подлежат закреплению за Россией.
В качестве одного из таких условий указывается, что за Россией закрепляются права на результаты интеллектуальной деятельности, если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте.
Гражданское законодательство рассматривает оборотоспособность как юридическое свойство, присущее всем объектам гражданских прав (ст. 129 ГК РФ). Объектами являются и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) (ст. 128). Результаты интеллектуальной деятельности — нематериальные объекты гражданских прав. Это произведения науки, искусства, литературы, программы для ЭВМ и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топология интегральных микросхем и др.
Все объекты гражданских прав свободны в обращении, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст. 129 ГК РФ). Ограничение гражданских прав допускается в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. Эти объекты могут принадлежать только России. В отношении таких объектов не могут быть совершены гражданско-правовые сделки, они не переходят от одного лица к другому. Ограниченные в обороте объекты должны быть определены в порядке, предусмотренном законом. Эти объекты могут принадлежать только определенным участникам оборота. Гражданско-правовые сделки с такими объектами допускаются по специальному разрешению.
Существуют законы, которые перечисляют изъятые из оборота объекты либо определяют порядок их ограниченной обротоспособности. В отношении результатов интеллектуальной деятельности указать законы, в которых прямо бы определялись изъятые из оборота результаты интеллектуальной деятельности или определялся бы порядок их ограничения в обороте, не представляется возможным. В качестве примера применения закрепленного в ст. 129 ГК РФ правила в отношении нематериальных объектов можно назвать только ст. 150, которая прямо указывает на их изъятие из оборота: нематериальные блага и личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Изъятие их из оборота вещей определено, например, в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В ст. 58 перечисляются следующие объекты, изъятые из оборота: государственные природные заповедники, государственные природные заказники и т. д., которые образуют природно-заповедный фонд, находящийся под особой охраной государства и которые не подлежат приватизации. Их переход в частную собственность не допускается.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» определяет собственность государства на все недра, включая подземное пространство, полезные ископаемые (ст. 1.2, 2, 2.1). Отчуждение участков недр по гражданско-правовым сделкам не допускается. Право пользование может отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Допускается оборот земли и других природных ресурсов в соответствии с законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК РФ). Например, Водный и Лесной кодексы РФ регулируют соответственно оборот водных объектов, находящихся в государственной собственности, и участков как входящих, так и не входящих, в лесной фонд.
В Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, указаны средства, подлежащие контролю, и средства, оборот которых в России запрещен в соответствии с законодательством России и международными договорами России.
Отдельные объекты изъяты из гражданского оборота и могут находиться в собственности только России в силу норм международного публичного права. Так, ядерное оружие изъято из гражданского оборота в силу Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» химическое оружие, объекты по его хранению и уничтожению являются объектами, изъятыми из оборота. Они находятся в исключительном ведении России, в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ. Ограничены в обороте только отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, которые могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно правовых форм в целях вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот.
Ограниченные в свободной реализации объекты определены Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». Этим Указом утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. К такой продукции отнесены вооружение и боеприпасы к нему, ракетно-космические комплексы, шифровальная техника, радиоактивные вещества, яды и другие объекты, а также результаты научно-исследовательских и проектных работ по созданию вооружения и военной техники.
Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» запрещает свободный оборот оружия в России. В соответствии с Законом Правительство РФ утвердило Правила оборота ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях (постановление от 15.10.1997 № 1314) и Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия (постановление от 21.06.2002 № 455).
В силу многообразия результатов интеллектуальной деятельности указать в законе все результаты, которые изъяты или ограничены в обороте, невозможно. Однако результаты интеллектуальной деятельности, являясь нематериальными объектами, могут быть воплощены в конкретном устройстве, изделии, веществе, свободная реализация которых может быть ограничена законом. Более того, сведения (информация) о таких результатах в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) подлежит засекречиванию, что ограничивает их доступ и распространение.
Отнесение сведений о результатах интеллектуальной деятельности к секретным сведениям практически ограничивает свободу в использовании таких результатов и сведений о них. Однако Закон о государственной тайне не содержит прямого указания на то, сведения о каких результатах подлежат изъятию из оборота и принадлежат России, а какие ограничены в обороте и могут принадлежать другим участникам гражданского оборота на основе специального разрешения.
Кроме того, по смыслу п. 4 постановления Правительства РФ «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» секретность сведений само по себе не переводит объект в разряд изъятого из оборота или ограниченного в обороте. Так, сведения о результатах науки и техники, связанные с обеспечением обороны, составляют государственную тайну. Однако права на такие результаты совместно закрепляются за Россией и исполнителем (абз. 3).
Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3518-I не исключает подачу и патентование секретного изобретения физическим и юридическим лицом. Секретное изобретение может принадлежать не только России, но и другим субъектам гражданских прав.
Таким образом, отнесение результата интеллектуальной деятельности к секретному результату может служить основанием для ограничения свободного обращения такого результата в гражданском обороте. Однако этого еще недостаточно для признания результата изъятым из оборота.
Если законодатель в постановлении Правительства РФ «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» в качестве критерия принадлежности России прав на результаты интеллектуальной деятельности указал изъятие из оборота либо ограничение в обороте таких результатов, то для определения в законодательстве понятия оборотоспособности результата интеллектуальной деятельности на уровне федерального закона в соответствии со ст. 129 ГК РФ должны быть определены критерии, в силу которых результаты интеллектуальной деятельности подлежат изъятию либо ограничению в обороте. В качестве такого критерия могут выступать предметы, в которых результат интеллектуальной деятельности воплощен.