Статья

Понятие принципа уважения чести и достоинства личности в деятельности государственного аппарата и пути повышения эффективности его реализации

Анализируется уважение чести и достоинства личности как принцип организации и деятельности государственного аппарата.

УДК 342.9 

Страницы в журнале: 52-56

 

В.Н. БАРСУКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии eva-kvestor@rambler.ru

 

Анализируется уважение чести и достоинства личности как принцип организации и деятельности государственного аппарата. Делается вывод, что на сегодняшний день указанный принцип занял свое место в системе принципов организации и деятельности государственного аппарата и нуждается в нормативном закреплении. Кроме того, данный принцип имеет две формы выражения: уважение закона, прав и законных интересов личности, а также уважение как форма проявления правовой культуры государственных служащих.

Ключевые слова: уважение чести и достоинства личности, правовой принцип, государственный аппарат, права человека, правовая культура.

 

The concept of the principle of respect for the honor and dignity in the work of government and ways to improve its implementation in modern conditions

 

Barsukova V.

 

Analyzed the dignity of the individual as the organizing principle of the state apparatus and. It is concluded that at present this principle has taken its place in the principles of organization and operation of government and regulatory needs fixing. In addition, this principle has two forms of expression: rule of law, the rights and legitimate interests of the individual and respect as a form of legal culture of public servants.

Keywords: the dignity of the individual, a legal principle, the state apparatus, human rights, legal culture.

 

Принцип уважения чести и достоинства личности является принципом организации и функционирования механизма государства. Практическая значимость четкой концепции принципов механизма государства неоспорима. Ее отсутствие ведет к неправильному определению компетенции органов власти, дублированию их функций и т. д. С точки зрения методологии принципы выполняют бесценную роль. С одной стороны, они выступают средством характеристики содержания механизма государства, а с другой — гносеологическим основанием проведения конкретно-научного исследования[1]. Нередко принципы способствуют выявлению тенденций развития и совершенствования механизма государства. Правильно отмечает С.С. Алексеев, что принципы исполняют роль правовых установок в деятельности правоприменительных органов государственной власти[2].

Принципы организации и деятельности государственного аппарата представляют собой динамическую категорию, так как они разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них были восприняты и получили дальнейшее развитие, другие по мере происходящих в ходе социальной эволюции изменений отпали.

Так, советская политико-юридическая теория и практика в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата называла следующие принципы: партийного руководства, подчинения госаппарата политике, демократизма, демократического централизма, социалистической законности, интернационализма, социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам), равноправия национальностей, научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата[3].

В современной России, вступившей в новую эпоху своего развития, соответственно сменились социально-правовые приоритеты и ориентиры, основы государственного и общественного устройства, векторы дальнейшего движения. Определяющими началами стали такие принципы, как разделение властей, господство права, верховенство закона, политический и идеологический плюрализм, рыночные отношения, частная собственность, экономическая свобода, правовое государство, гражданское общество, права человека, достоинство личности, многопартийность, суверенитет, единое правовое пространство[4].

К сожалению, на сегодняшний день в отечественной науке и законодательстве, в том числе и в Конституции РФ, практически не нашел отражение такой важнейший принцип организации и функционирования государственного аппарата, как принцип уважения чести и достоинства личности. Вместе с тем, на наш взгляд, данный принцип относится к принципам общего характера, т. е. пронизывающим всю деятельность механизма государства. Соответственно, имеется необходимость закрепления данного принципа на конституционном уровне наряду с принципом разделения властей, принципом федерализма и т. д.

Методологический статус категории уважения чести и достоинства личности заключается в том, что она многопланова по своей социальной природе, содержанию, формам выражения и базируется на концепции единства естественного и позитивного права. Тем самым уважение как принцип прав человека, принцип российского права воплощает в себе естественные законы, политические воззрения, юридические и иные требования. Обозначенная концепция раскрывает самое существенное, что характеризует уважительные отношения личности и общества, гражданина и государства, а именно: правомерное поведение.

С точки зрения исследования уважения как принципа организации и деятельности государственного аппарата необходимо выяснить, что представляет собой объект, предмет, субъекты уважения, характер взаимоотношений между ними, а также определиться с методом правового  регулирования.

На наш взгляд, объектом уважения в деятельности государственного аппарата являются права и интересы человека и гражданина, в том числе его честь и достоинство, охраняемые нормами права и морали.

Предметом уважения в деятельности государственного аппарата выступает личность вне зависимости от ее социального, политического статуса и должностного положения. Указанное мнение находит подтверждение в научной литературе. Так, например, А.Л. Анисимов отмечает, что предметом уважения со стороны государства является гражданин как таковой, гражданин вообще[5].

Субъекты уважения в деятельности государственного аппарата во многом совпадают с его предметом, в частности, к субъектам, реализующим принцип уважения, относятся система органов государственной власти в целом и ее отдельно взятые служащие, а также лица, вступающие во взаимодействие с органами государственной власти и ее работниками (физические, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их представители).

Метод правового регулирования указанного принципа, на наш взгляд, должен носить императивно-декларативный характер, поскольку очевидна недопустимость принятия таких правовых норм, которые допускали бы поведение государственных служащих, нарушающее права и законные интересы человека и гражданина, унижающее его честь и достоинство, не отвечающее требованиям высокого уровня правовой культуры и не сообразующееся с основами нравственности и морали.

Принцип уважения чести и достоинства личности в деятельности государственного аппарата выступает неоднозначным явлением и обнаруживается в уважении прав и свобод человека и гражданина и в правовой культуре государственных служащих.

В принципе уважения прав и свобод человека и гражданина наиболее зримо выражены процессы нравственной, религиозной, политической эволюции общества, взаимоотношения личности и государства. Цель каждого общественного союза, состоящая в признании и обеспечении естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, труднодостижима, если между их признанием и обеспечением нет связующего звена, цементирующего материала, каковым является уважение прав человека. Поэтому, как верно отмечают А.М. Мехович, А.С. Мордовец, А.В. Силантьева, в действующей формуле взаимоотношений личности и российского государства («признание — соблюдение — защита прав и свобод человека и гражданина») необходимо скорректировать заключительный элемент: «защита интересов индивидов через уважение их прав»[6].

Следует отметить, что уважение прав и свобод человека и гражданина неразрывно связано с такими категориями, как честь и достоинство личности. В связи с этим возникает необходимость разобраться в сущности указанных явлений. К сожалению, в настоящее время российское законодательство не содержит легальных определений указанных категорий.

В литературе верно отмечается, что честь и достоинство — понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага)[7].

В теории гражданского права честь определяется как общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина, объективное общественное свойство[8]. А.Л. Анисимов верно отмечает, что «гражданин пользуется и внешней честью, исходящей от государства. Предметом уважения со стороны государства является гражданин как таковой, гражданин вообще. Вот почему перед суждением государства все граждане совершенно равны, никто не пользуется преимуществом из-за своих индивидуальных особенностей. <...> Как правило, государство интересуют поступки людей лишь постольку, поскольку ими затрагивается его право. Уважение со стороны государства к гражданам отличается от уважения людей друг к другу. В уважении одними людьми других существует множество различных вариантов и суждений; в уважении государства существует только одна гражданская честь, которая оказывается в равной мере каждому лицу»[9].

В органическом единстве с честью находится категория достоинства. Достоинство определяется как самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения[10]. Следует подчеркнуть, что все граждане России как самоценные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, невмешательство в личную жизнь, индивидуальную свободу и самовыражение и т. д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества, что не исключает, разумеется, признание больших заслуг одних перед другими[11]. Категория достоинства являет собой органическое единство социального и индивидуального.

Таким образом, честь и достоинство личности рассматриваются как высшая ценность морально-этического характера.

Вместе с тем указанные категории неразрывно связаны с правом, ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в своих правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь и достоинство являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите.

Уважение является также неотъемлемым элементом правовой культуры государственных служащих. Проблема правовой культуры и профессиональной этики в деятельности государственного аппарата в условиях построения правового государства и гражданского общества приобретает особую остроту. Профессиональная деятельность государственного служащего только тогда будет полезна обществу, если будет опираться на нравственные принципы. Любой государственный служащий должен иметь четкое представление о том, что мораль и право — тесно взаимосвязанные и взаимодействующие явления социальной жизни. Нормы права должны соответствовать общепризнанным и апробированным всем ходом развития общества нормам морали.

Изложенное позволяет сделать вывод, что уважение как принцип организации и деятельности органов государственной власти — это объективно обусловленное исторически развивающееся нормативно закрепленное исходное начало организации и деятельности государственного аппарата, выражающееся в признании равного положения людей, их основных прав, свобод и законных интересов, проявлении чувства почтения к личности как высшей ценности.

На сегодняшний день, к сожалению, существуют многочисленные недостатки в реализации принципа уважения чести и достоинства личности в деятельности государственного аппарата, которые делятся, на наш взгляд, на две большие группы в зависимости от формы проявления указанного принципа: неуважительное отношение к правам и свободам человека и гражданина (чести и достоинству личности); неуважение как показатель низкой правовой культуры государственных служащих.

Формы обнаружения указанных недостатков многообразны.

Так, в частности, неуважительное отношение к правам и свободам человека и гражданина (чести и достоинству личности) со стороны государственных служащих проявляется:

1) в игнорировании или прямом нарушении принципа законности, выражающемся в нарушении или ограничении прав граждан без законных к тому оснований, в применении дискриминации к личности в зависимости от религиозных убеждений, расы, национальности и т. д.;

2) в игнорировании или нарушении иных принципов деятельности государственного аппарата (гласности, независимости и т. д.).

Неуважение как показатель низкой правовой культуры государственных служащих, на наш взгляд, проявляется в различных формах, в зависимости от субъекта, с которым государственный служащий вступает во взаимодействие, и выражается:

1) в неуважении к лицам, по каким-либо причинам вступившим во взаимодействие с органами государственной власти (заявителям, проверяемым, представителям органов власти и организаций независимо от формы собственности и т. д.);

2) в неуважении к руководству, подчиненным, коллегам.

Очевидно, что данные дефекты не возникают на пустом месте. В основе их возникновения лежат многочисленные факторы и причины. Эти факторы связаны как с государственным аппаратом, так и с устройством общества и государства в целом.

Представляется, что эффективность реализации принципа уважения чести и достоинства личности в деятельности государственного аппарата может быть достигнута при наличии следующих условий: построения гражданского общества и правового государства; повышения общей правовой культуры и преодоления правового нигилизма; совершенствования отечественного законодательства, ликвидации коллизий и пробелов, в том числе в части регулирования рассматриваемого принципа; разработки и реализации государственной целевой комплексной программы по воспитанию у государственных служащих позитивных правовых ценностных ориентаций и установок, профессионального чувства законности, осознанного стремления к правовому образу жизни и деятельности; создания контролирующих механизмов со стороны гражданского общества; повышения уровня кадровой работы в органах государственной власти; бескомпромиссной борьбы с коррупцией и преступностью внутри государственного аппарата; создания механизма неотвратимости юридической ответственности государственных служащих за допущенные нарушения не только законности, но и морально-нравственных правил.

Таким образом, граждане должны чувствовать себя безопасно, быть уверенными в том, что в случае проявления какой-либо несправедливости их защитят. Без этого правосознание общества будет по существу своего содержания правонигилистическим, а противоправное поведение «низов» будет морально оправдано правовым нигилизмом представителей государственной власти.

 

Библиография

1 См.: Витченко A.M. Теоретические проблемы исследования государственной власти. — Саратов, 1982. С. 7—8.

2 См.: Алексеев С.С. Советское право как система: методологические принципы исследования // Советское государство и право. 1974. № 7. С. 16—17.

3 См.: Новоселов В.И. Ленинские принципы управления государством. — М., 1967; Ленинские принципы организации и деятельности советского государственного аппарата: материалы межвуз. науч. конф. — Одесса, 1968. С. 56; Григорян Л.Л. Теоретические и конституционные основы механизма Советского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1989. С. 13; Козлов Ю.М. Ленинские принципы участия трудящихся в советском государственном управлении. — М., 1962. С. 14; Федосеев А.С. Демократический централизм — ленинский принцип организации советского государственного аппарата. — М., 1962. С. 35 и др.

4 См.: Матузов И.Н. Принципы права как объект научного исследования // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — Саратов, 2010.

5 См.: Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. — М., 2004. URL: http://www. library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc

6 См.: Мехович А.М., Мордовец А.С., Силантьева А.В. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. 1999. № 3. С. 23.

7 См.: Анисимов А.Л. Указ. раб.

8 См.: Сахапов Ю.З. Деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в системе объектов гражданских прав и особенности ее гражданско-правовой защиты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Казань. 2007. С. 12; Анисимов А.Л. Указ. раб.

9  Анисимов А.Л. Указ. раб.

10 См.: Блюмкин В.А. Честь, достоинство, гордость. — М., 1963.

 

11 См.: Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83—84.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Данная публикация посвящена неординарному событию глобального масштаба — Саммиту Будущего, состоявшемуся 22—23 сентября текущего года и призванному сыграть важную роль в подтверждении Устава ООН
Добавлено: 6 дней назад
В статье проанализированы подходы отечественных ученых к содержанию системы основных принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина. Основной акцент авторы сделали на регулятивном значении указанных принципов
Добавлено: 31.12.2024
В статье рассматриваются понятие и содержание права на цифровое самоопределение, а также перспективы его международно-правового регулирования
Добавлено: 06.10.2024
Цель данного исследования — выявление проблемных аспектов формирования современного гражданского общества в Российской Федерации. Применялись аналитический, диалектический и другие методы исследования
Добавлено: 05.07.2024
Автор приходит к принципиальному выводу обобщающего характера, согласно которому после завершения нынешнего этапа международной напряженности будет быстро меняться соотношение универсальных и региональных механизмов обеспечения прав человека: универсальные механизмы станут преобладающими
Добавлено: 09.06.2024