Статья

Поощрение государственных служащих — основа правового механизма противодействия коррупции

Рассматривается вопрос о поощрении государственных служащих как правовой основе механизма противодействия коррупции. Анализируется действующее законодательство в этой сфере.

УДК 342.95

Страницы в журнале: 57-60

 

Е.В. Хахалева,

доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Россия, Краснодар

В.В. Волкова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Россия, Краснодар www.truba.ru@mail.ru

 

Рассматривается вопрос о поощрении государственных служащих как правовой основе механизма противодействия коррупции. Анализируется действующее законодательство в этой сфере. Авторы делают вывод, что в целях укрепления режима законности в системе государственной службы было бы вполне оправданно разработать федеральные законы «О дисциплинарной ответственности государственных служащих» и «О поощрении государственных служащих Российской Федерации». Эти законодательные акты способствовали бы совершенствованию дисциплинарной практики в системе государственной службы, а тем самым формированию административно-правового режима предупреждения и пресечения коррупции в единой системе государственной службы Российской Федерации. Наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать совокупность использования  как положительной (поощрение), так и отрицательной (наказание) мотивации государственных служащих на антикоррупционное поведение.

Ключевые слова: антикоррупционное поведение, государственный служащий, государственная служба, режим законности, коррупция, правовой механизм, положительная мотивация, отрицательная мотивация, антикоррупционные стандарты, запреты, ограничения, должностные обязанности.

 

Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает следующее определение коррупции: «Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица» [4]. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властными полномочиями по распределению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а основным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

С 2008 года в Российской Федерации проводится планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающей новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления. Для государственных и муниципальных служащих установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение.

Установление единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции, выявление и разрешение конфликта интересов на государственной службе стало возможным через разработку и внедрение антикоррупционных стандартов.

Требование разработать и ввести антикоррупционные стандарты в виде установления для российских государственных и муниципальных служащих единой системы обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции, было формализовано в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» [6].

В действующем законодательстве антикоррупционные стандарты рассматриваются как совокупность установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих. При этом сам стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий [1, с. 522—525].

В целях поддержания высокого статуса и формирования основных правил поведения, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими должностных обязанностей в субъектах Российской Федерации самостоятельно разрабатываются и утверждаются антикоррупционные стандарты.

В антикоррупционных стандартах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации закрепляются нравственные обязательства государственного гражданского служащего, не позволяющие ему:

— заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

— выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

— осуществлять покровительство, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в корыстных или иных личных интересах;

— предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, рассматривая запреты как основную составную часть антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, которые, по сути, являются обязанностями и соблюдение которых необходимо, иначе государственная служба утратит свои социальные функции.

Однако практика показывает, что снизить уровень коррупции исключительно с помощью запретов нельзя. Запреты могут лишь в определенной степени сдержать коррупционную составляющую в деятельности гражданского служащего. Кроме сдерживания негативной активности государственных служащих необходимо побуждать их к активной позитивной деятельности, направленной на удовлетворение интересов личности, общества и государства. В настоящее время не обойтись без юридических стимулов, которые призваны заинтересовать и поднять правовое поведение государственных служащих на более высокий уровень, который будет отвечать потребностям общества и государства. 

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации (греч. motif, лат. moveo — «двигаю»), т. е. побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [7]. Зная, что движет человеком, какие мотивы лежат в основе его действий, можно построить управление трудовой деятельностью государственного служащего так, что он будет выполнять свои обязанности наилучшим образом. Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (т. е. получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состоит в познании и реализации путей удовлетворения их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации [9, с. 534—536].

Выделяют два вида методов стимулирования труда: материальные (экономические) и нематериальные (неэкономические). К материальным методам относятся оплата труда, денежные вознаграждения в виде премий и бонусов, участие в прибыли и др. [6]. Данный вид стимулирования труда считается одним из самых эффективных.

Денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности, поскольку законодательство накладывает определенные ограничения и запреты на возможность получения государственными служащими иных доходов помимо основного места работы. Так, в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, осуществлять предпринимательскую деятельность и т. д. [3].

Среди нематериальных методов стимулирования труда выделяют организационные и моральные [8]. Первые подразумевают вовлечение сотрудников в процесс принятия решений, делегирование полномочий, обогащение труда. Моральные методы стимулирования включают в себя объявление благодарности, награждение дипломами, грамотами или благодарственными письмами, вывешивание фотографии на доске почета и пр.

На государственной службе существуют особые виды нематериальных поощрений, такие как присвоение почетных званий, награждение знаками отличия, орденами и медалями Российской Федерации.

В настоящее время актуализируется необходимость  разработки  программы (мероприятий) по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, в особенности органов внутренних дел. В связи с этим представляет интерес  интервью статс-секретаря — заместителя министра внутренних  дел РФ С.П. Булавина газете  «Комсомольская  правда», в котором он рассказал о положительном опыте Республики Татарстан в данном направлении: «В МВД России по Республике Татарстан существует программа поощрений за отказ от взятки. Полицейский,  изобличивший  взяткодателя, получает премию в размере предложенной ему суммы вознаграждения. Она выплачивается лишь в том случае, если факт взятки документально подтвержден и по нему возбуждено уголовное дело». Заместитель министра  высказал мнение  о том, что такой подход заслуживает особого внимания [см.: 5, с. 66—70].

Практика зарубежных государств в области противодействия коррупции свидетельствует о необходимости применения сбалансированной системы мер финансового и нефинансового характера, направленных на поощрение лиц, замещающих должности государственной службы. Для государственных гражданских служащих может быть создана система нематериальной мотивации, при реализации которой обеспечивается применение поощрений (вручение почетных грамот, объявление благодарности) за безупречное исполнение своих полномочий,  честность и  неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, классным чинам и иным знакам отличия.

Статья 7 Конвенции ООН против коррупции 2003 года [9] предусматривает необходимость создавать, поддерживать и укреплять в публичном секторе такие системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц, которые:

— основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности;

— включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, считающихся особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации (в надлежащих случаях) таких кадров на таких должностях;

— способствуют выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учетом уровня экономического развития государства-участника;

— способствуют осуществлению образовательных и учебных программ, с тем чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций;

— обеспечивают этим лицам специализированную и надлежащую подготовку, с тем чтобы углубить осознание ими рисков, сопряженных с коррупцией и связанных с выполнением ими своих функций. Такие программы могут содержать ссылки на кодексы или стандарты поведения в применимых областях.

В целях укрепления режима законности в системе государственной службы было бы вполне оправданно разработать федеральные законы «О дисциплинарной ответственности государственных служащих» и «О поощрении государственных служащих Российской Федерации». Эти законодательные акты способствовали бы совершенствованию дисциплинарной практики в системе государственной службы и формированию административно-правового режима предупреждения и пресечения коррупции в единой системе государственной службы Российской Федерации.

Положительный эффект в борьбе с коррупцией в системе государственной службы способно дать материальное и моральное поощрение государственных служащих, активно участвующих в противодействии коррупции. Это также повысит инициативу служащих и уровень удовлетворенности от работы, привлечет потенциальных сотрудников. В целом наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать положительная (поощрение) и отрицательная (наказание) мотивация государственных служащих на антикоррупционное поведение.

Список литературы

 

1. Декке Д.А. Практика и проблемы внедрения антикоррупционных стандартов для государственных гражданских служащих на региональном уровне // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 522—525.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 31.10.2003 № 58/4// Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации:  федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

4. О противодействии коррупции:  федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

5. Полтарыгин Р.В., Сахапов И.Р. Стимулирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел поощрением за отказ от взятки (опыт МВД по Республике Татарстан) // Вестник Казанского юридического института МВД России.  2013. № 4 (14). С. 66—70.

6. Реформирование государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы): федеральная программа (утв. указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261)   // Собрание законодательства РФ. 2009. № 47. Ст. 4664.

7. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учеб. 5-е  изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2008.

8. Уткин Э.А., Бутова Т.В. Мотивационный менеджмент. М.: ТЕИС, 2004.

9. Ядоян В.О. Теоретические аспекты мотивации государственных гражданских служащих // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 534—536.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
При формировании и развитии государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации на основе конституционно-правовых норм необходимо учитывать опасность распространения религиозного экстремизма, религиозного терроризма и коррупции в конфессиональной сфере, угрожающую национальной безопасности
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена рассмотрению правоограничительных административно-правовых средств противодействия коррупции, основными из которых являются ограничения и запреты, установленные для лиц, проходящих службу на должностях государственной и муниципальной службы
Добавлено: 01.12.2024
В статье дается обзорный анализ теоретических основ правовых позиций Конституционного Суда РФ, вынесенных, в частности, по вопросам ограничения конституционного права на жилище в делах о несостоятельности (банкротстве) должников
Добавлено: 06.10.2024
Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса
Добавлено: 31.08.2024