С.Г. БУНИНА,
ассистент кафедры юриспруденции Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
В настоящее время термин «потребительское право» используется в литературе для обо-
значения системы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, одной из сторон которых являются граждане-потребители, а также специальной дисциплины, преподаваемой в учебных заведениях всех уровней. Выходят в свет учебники, монографии, статьи под таким названием, некоторые исследователи рассматривают потребительское право как комплексную отрасль российского права[1].
Редкое употребление термина «потребительское право» и предпочтение использовать формулировку «законодательство в сфере защиты прав потребителей» постепенно отходят на второй план по причинам, изложенным ниже. В настоящее время обновленный нормативный материал побуждает к исследованию существующих теоретических конструкций. Исторические и теоретические проблемы возникновения, развития потребительского законодательства и становления потребительского права в России в научной литературе освещаются недостаточно полно.
Зарождение правил должного и возможного поведения в сфере торгового, бытового обслуживания мы находим уже в «Русской Правде»[2]; элементы потребительского законодательства присутствуют во многих правовых памятниках России. Нормы, защищающие права и интересы потребителей, восходят к римскому праву, а затем через рецепцию находят отражение в иностранном и российском законодательстве. Период возникновения норм, защищающих права потребителей в России, достаточно длительный: только в начале XX века происходит динамичное законодательное регулирование торговли и бытового обслуживания. В конце XX века происходит выделение из всей массы нормативных правовых актов законодательства, защищающего права особой категории потребителей — граждан. При выяснении причин, способствующих этому процессу, необходимо определиться с самим понятием «потребитель». Этот термин, исходя из того что «потреблять» значит «расходовать, держать, издерживать, изводить, употреблять, истратить на какую надобность, на потребу»[3], можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под потребителями понимаются все лица, использующие продукцию, работы, услуги. Современные юридические словари дают узкое определение понятия «потребитель», обозначая его как «гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»[4].
Данное определение полностью соответствует действующему российскому законодательству. В теории права понятие «потребитель» появилось гораздо раньше, чем было дано его легальное определение. Под потребителями понимались и юридические, и физические лица, которые пользовались в предпринимательской или иной деятельности, домашнем хозяйстве товарами, услугами или результатами работ, предоставленными им третьими лицами. Законодательное разграничение потребителей физических и юридических лиц было введено Законом СССР от 22.05.1991 № 2184-1 «О защите прав потребителей». Прослеживая эволюцию этого понятия, видно, что круг лиц, подпадающих под него, постепенно расширяется. Потребитель — это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государства, его статус и положение исторически видоизменяются. Необходимость введения понятия «потребитель» возникла в том числе и для разграничения покупателя, как стороны договора, от лица, которое пользуется товарами или желает их приобрести. Например, в защите от недобросовестных продавцов и некачественных товаров нуждается не только сам покупатель — лицо, заключающее договор, но и иные лица, пользующиеся товарами, а также имеющие желание ознакомиться с товаром с целью приобретения. Экономическая же наука дает обобщающее определение потребителя, устанавливая, что это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги[5].
Существование отдельного законодательства, защищающего именно физических лиц, объясняется тем, что налаженный процесс удовлетворения нужд человека является важным условием нормального функционирования экономики. В. Зомбарт писал: «Исходным пунктом всей хозяйственной деятельности является потребность человека, то есть его естественная нужда во благах»[6]. В.В. Ильин говорит о потребителе как об «экономическом человеке»[7]. В отношениях по удовлетворению человеком своих потребностей находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные, этим объясняется их важность и значимость. Возможно также говорить, что в сфере удовлетворения своих потребностей юридические лица как участники экономических отношений более защищены, их статус в значительной степени отличается от статуса уязвимых физических лиц.
Обширный массив нормативных правовых актов, направленных на защиту граждан-потребителей, появился в России в ответ на злоупотребления профессиональных участников рыночных отношений, отсутствие у потребителей возможности защитить свои права в случае продажи им товаров, предоставления работ и оказания услуг ненадлежащего качества. В сложившихся условиях государственные органы вынуждены были предоставить защиту потребителю и побудить производителей, изготовителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров, работ и услуг. Такая защита могла быть гарантирована единственно возможным способом — правовым регулированием, необходимость в котором обусловлена задачами и целями, стоящими перед обществом в определенный период времени. Как писал Н.М. Коркунов, «…разграничивая сталкивающиеся интересы, юридическая норма, во-первых, устанавливает пределы, в которых данный интерес может быть осуществляем, — это право; во-вторых, устанавливает в отношении к другому сталкивающемуся с ними интересу соответственные ограничения — это обязанность»[8].
В СССР отношения в сфере бытового и торгового обслуживания регламентировались нормами права достаточно широко. Но законодатель стоял на защите в первую очередь государственных организаций и провозглашаемые в нормативных актах права на практике не реализовывались. Специальные подзаконные нормативные правовые акты Советского Союза ограничивали возможность их осуществления различными условиями и обстоятельствами. Правовое государство должно характеризоваться большим количеством законов, а не многочисленными подзаконными актами, противоречащими друг другу и служащими орудием удовлетворения потребностей определенного круга лиц.
После распада СССР в конце XX века в России кардинально изменилось гражданское законодательство, теперь оно призвано было урегулировать имущественные отношения на основе признания равенства их участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В условиях быстрого развития рыночных отношений в российской экономике росло число новых товаропроизводителей, исполнителей различных услуг, осуществлялось расширение сети реализаторов всех видов продукции, но вместе с тем качество продукции и услуг зачастую оставляло желать лучшего, и государство реагировало на это развитием нормативной базы. К этому времени потребительские отношения «созрели» для детальной правовой регламентации, которая позволила бы упорядочить данную сферу. Ведь нормативное регулирование применимо лишь к таким отношениям, сам характер поведения участников которых требует внешнего контроля.
7 апреля 1992 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). Согласно п. 1 ст. 1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Таким образом, Закон о защите прав потребителей неразрывно связан с другими нормативными актами Российской Федерации, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг и работ. В связи с этим понятие «российское законодательство в сфере защиты прав потребителей» не ограничивается Законом о защите прав потребителей и представляет собой достаточно последовательную и структурированную систему законодательных актов. На основании Закона о защите прав потребителей было принято большое количество постановлений Правительства РФ, дополняющих и более детально регламентирующих некоторые аспекты потребительских отношений. Существование и дальнейшее развитие обширной законодательной базы, регулирующей потребительские отношения, поднимает вопрос о месте потребительского права в системе российского права. Изучение внутренней структуры права позволяет систематизировать законодательство и как результат — обеспечить эффективную реализацию права. Разнообразие общественных отношений, регулируемых правом, обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Системное построение права позволяет всесторонне истолковывать и правильно применять нормы права. Гражданское право как отрасль российского частного права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Наряду с общими родовыми признаками общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, характеризуются специфическими особенностями, предопределяющими внутреннюю структурную дифференциацию гражданского права.
На основе правовых норм — первичных клеточек структуры — выделяются в теории правовые институты — обособленная группа норм права, регулирующих одно специфическое отношение внутри подотрасли или отрасли права. Образующие правовой институт нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного правового акта и выполняют присущую им функцию. В отрасли гражданского права можно, например, выделить институты отдельных договоров: купли-продажи, ренты, дарения, мены и т. д.
Потребительские отношения являются отношениями имущественными, входят в предмет правового регулирования гражданского права, однако обладают спецификой. Законодатель не использует формулировку «потребительские отношения», а выделяет сферу воздействия Закона о защите прав потребителей, определяя, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также регламентирует механизм реализации этих прав. Специфика этих отношений заключается в первую очередь в субъектном составе: потребительское законодательство направлено на защиту потребителей-граждан. Правоотношения, возникающие между юридическими лицами и продавцами, исполнителями, изготовителями, регулируются нормами ГК РФ. Обобщая предмет правового воздействия потребительского права, можно его свести к отношениям в сфере торгового и бытового обслуживания населения. При этом в однородных, по сути, отношениях можно выделить три относительно самостоятельных блока:
1) отношения, возникающие при заключении договора розничной купли-продажи;
2) отношения, возникающие при заключении договора выполнения работ;
3) отношения, возникающие при заключении договора оказания услуг.
На основании существования обособленного предмета правового регулирования законодательство в сфере защиты прав потребителей образует подотрасль гражданского права — потребительское право. Подотрасль права — это крупная составная часть отрасли права, объединяющая группу однородных правовых отношений (в данном случае отношения по торговому и бытовому обслуживанию). Потребительское право регулирует отношения, вытекаю-щие из договоров розничной купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ. Можно говорить о том, что оно соединяет в себе три института гражданского права: розничной купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ. Существование и развитие законодательной базы, регулирующей однородные общественные отношения, в данном случае потребительские, способствует формированию отрасли права. Однако говорить о том, что на основании этого можно делать выводы о возникновении новой отрасли права, нельзя. Ведь основной критерий для дифференцирования отраслей права — наличие собственного предмета.
Классическим является вариант дифференциации отраслей права с помощью предмета и метода, но в связи с возникновением комплексных отраслей права, имеющих сложный и смешанный набор способов правового регулирования, предмет остается единственно верным и возможным основанием классификации. Отрасль права регулирует обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни. Безусловно, потребительское право регулирует социально важные отношения, однако они входят в предмет гражданского права. Потребительское право — это целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования гражданского права. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института и подотрасли, регулятивные функции которых ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений.
А.А. Райлян, обозначая потребительское право как специальную комплексную правовую отрасль, выделяет следующие предпосылки его формирования:
· накопленный массив потребительского законодательства, непрекращающийся процесс дальнейшего расширения его объема;
· интернационализация потребительского законодательства, усиление взаимодействия российского потребительского законодательства с принципами и нормами международного права;
· дифференциация гражданского договорного права, его интернационализация;
· общественно-политическая значимость правового регулирования потребительских отношений;
· функционирование и дальнейшее углубление в России рыночной экономической системы, ее интеграция в мировую экономику;
· возведение потребительской политики в ранг государственной политики[9].
Появление и динамичное развитие любого нового правового явления порождает множество споров и мнений. Существование кардинально противоположных взглядов на место и роль потребительского права и потребительского законодательства говорит только о стремлении юристов создать четкую и непротиворечивую систему права и законодательства.
Говоря о потребительском праве как о системе нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, одной из сторон которых являются потребители, действительно можно поставить вопрос о возможности существования в настоящее время отдельной отрасли права — потребительского права.
Ведь одним из критериев для выделения в национальной системе права отрасли права является наличие особого предмета правового регулирования, т. е. круга однородных общественных отношений. Известно, что норма права структурирует не всякие отношения в обществе, а лишь те, которые в данных социально-политических условиях возможно и необходимо регулировать. Однако эти особые отношения входят в предмет правового регулирования уже существующей отрасли гражданского права.
Таким образом, потребительское право в настоящее время является подотраслью гражданского права, имеет недавнее происхождение и как современный элемент системы права — глубокие исторические корни.
В России только в конце XX века стала складываться система законодательства в сфере защиты прав потребителей, которая гарантирует потребителю права, соответствующие международному уровню, и в настоящее время потребительское законодательство представлено обширным набором законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Библиография
1 См., например: Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. — СПб., 2005. С. 453; Толпыгин Г.А., Антонова Н.А., Антонов В.В. Потребительское право и защита прав потребителей. — М., 2003.
2 См.: Русская Правда. Пространная редакция // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. — М., 2005. С. 6.
3 Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2006. С. 394.
4 Популярный юридический энциклопедический словарь. — М., 2000. С. 544.
5 См.: Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000. С. 11.
6 Зомбарт В. Избранные работы. Территория будущего. — М., 2005. С. 344.
7 См.: Ильин В.В. Поведение потребителей. — СПб., 2000.
8 Лизикова И.И. Теория государства и права: Хрест. — М., 2005. С. 266.
9 См.: Райлян А.А. Указ. соч. С. 24.