А.И. САЗОНОВ,
руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Рецензия на: РАЙЛЯН А.А. Потребительское право России: основные положения. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — 453 с.
Жить в эпоху перемен не только трудно, но и интересно. Для ученого — вдвойне. Исследователь-правовед, анализирующий изменение общественных отношений в новой России, часто оказывается в роли первопроходца, фиксирующего пройденный путь и намечающего направление дальнейшего развития. Именно в такой завидной роли первооткрывателя выступил автор монографии «Потребительское право России: основные положения» А.А. Райлян. Он фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права Российской Федерации и вскрыл основные проблемы его практического применения.
Долгое время хрестоматийная фраза классика «Человек — это звучит гордо» была не более чем декларацией, а слова «потребитель» и «мещанин» являлись почти синонимами. Перестройка сознания от принципа «бери, что дают» к осознанию возможности выбора происходила параллельно с переориентацией экономики на потребительские нужды. Казавшиеся несбыточной сказкой положения Федерального закона «О защите прав потребителей» сегодня реально работают. Можно без преувеличения сказать, что нет для россиянина более востребованного законодательства.
В сферу научных интересов профессора А.А. Райляна потребительское право вошло не случайно. Более 10 лет назад на возглавляемом им юридическом факультете Вологодского государственного педуниверситета он ввел в программу обучения курс потребительского права, а в 1997 году совместно с А.Е. Тарховым издал учебно-методическое пособие «Основы защиты прав потребителей», рекомендованное Департаментом общего среднего образования Министерства образования и науки России.
Созданию монографии способствовал анализ правоприменительной практики защиты прав потребителей в Вологодской области. В Вологде уже полтора десятка лет успешно работает общественная организация «Союз потребителей», выходит тематическая страница в одной из областных газет; в 1993—1994 гг. создана система защиты прав потребителей во всех муниципальных образованиях области.
Наиболее значительная по объему часть книги посвящена предпосылкам возникновения потребительского права в России, его позиционированию в системе правовых отношений, исследованию соотношений потребительского права с другими отраслями.
Автор выявляет правовую природу понятия «потребительское право» и на основе всестороннего анализа зарубежного опыта и публикаций российских исследователей приходит к выводу, что потребительское право нужно рассматривать как правовую отрасль. Он убедительно показывает, что развитие этой отрасли будет способствовать повышению эффективности правового регулирования потребительских отношений.
Более того, А.А. Райлян считает, что потребительское право нужно рассматривать как специальную правовую отрасль по отношению к гражданскому законодательству. Часть потребительских отношений регулируется нормами публичных отраслей права, поэтому он правомерно определяет потребительское право и как комплексную отрасль, имеющую признаки и частного, и публичного права.
Особого внимания заслуживает попытка автора обосновать потребительское право как находящуюся в процессе становления науку, которая в будущем должна занять достойное место в ряду других «наук о жизни».
В главе «Потребительское право как учебная дисциплина» автор обобщает опыт преподавания предмета в Вологодской области и в других регионах России.
Следует отметить обширный библиографический материал монографии, включающий нормативные правовые акты — от международных до региональных, постановления судебных органов, отечественные и зарубежные источники, а также публикации в периодике.
Думается, монография будет полезна не только исследователям и преподавателям, но и практикам — всем, кто профессионально связан с защитой прав потребителей.
Увеличение числа законов и подзаконных актов и усложнение их содержания делают достаточно проблематичной возможность самостоятельной защиты гражданами своих прав. В этих условиях развитие системы защиты потребительских прав граждан, включая общественную, частную, муниципальную, государственную и судебную, трудно переоценить. Проводимая в стране административная реформа и реорганизация местного самоуправления пока не способствуют укреплению этой системы.
Хотелось бы высказать автору пожелание в будущих публикациях уделить внимание анализу правозащитной системы в сфере потребительских отношений и обосновать предложения по ее развитию и укреплению в интересах граждан.