УДК 341.231.14
Страницы в журнале: 138-144
В.А. Карташкин,
доктор юридических наук, профессор, член Консультативного комитета Совета ООН по правам человека, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Россия, г. Москва v.kartashkin@mail.ru
А.М. Солнцев,
кандидат юридических наук, доцент, зам. зав. кафедрой международного права Российского университета дружбы народов Россия, г. Москва a.solntsew@gmail.com
Анализируется международно-правовой статус особой категории индивидов — неграждан, и выделяются отдельные группы неграждан в зависимости от их конкретной жизненной ситуации. На основе изучения международно-правовых актов и практики обосновывается тезис о наличии у государств обязательств по защите прав неграждан.
Ключевые слова: международное право, права человека, неграждане, беженцы, мигранты.
The Rights of Certain Groups of Non-Citizens in International Law
Vladimir А. Kartashkin,
Doc. in Law, prof., member of Advisory Committee of the UN Human Rights Council, principal scientific fellow in the Institute of State and Law of the Russian Academy of Science Russia, Moscow v.kartashkin@mail.ru
Аleksandr М. Solntsev,
Cand. in Law, assoc. prof., Dep. head of Dept. of International Law of The Peoples’ Friendship University of Russia Russia, Moscow a.solntsew@gmail.com
The article analyzes the international legal status of a special category of individuals — non-citizens. The particular groups of non-citizens are described. On the basis of examination of international legal acts and practices the author substantiates the thesis that the state has obligations to protect the rights of non-citizens.
Keywords: international law, human rights, non-citizen, refugee, migrants.
Различные категории неграждан без должным образом оформленных документов (лица без гражданства; беженцы и просители убежища; экономические мигранты; женщины, являющиеся объектом торговли и предназначенные для проституции; дети) должны рассматриваться в юридической науке с учетом их конкретной жизненной ситуации [11].
Некоторые неграждане являются лицами без гражданства. Они либо никогда не получали гражданство страны своего рождения, либо утратили свое гражданство и не претендовали на гражданство другого государства. Эта категория неграждан включает уроженцев страны проживания, которые не зарегистрировались для получения гражданства в течение установленного периода и которым с тех пор было отказано в нем [9, с. 235]; детей, родившихся в государствах, которые признают лишь принцип jus sanguinis для приобретения гражданства, от родителей-неграждан государств, которые признают лишь принцип jus soli[2].
Права лиц без гражданства перечислены в ряде международных договоров, включая Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенцию о статусе апатридов и Конвенцию о сокращении безгражданства. Статус лиц без гражданства, особенно лиц без гражданства, которые были лишены возможности ходатайствовать о получении вида на жительство или о приеме в гражданство, должен быть урегулирован, например, путем упрощения процедур подачи ходатайства о получении вида на жительство или путем проведения кампаний, разъясняющих, что лица без гражданства не будут подвергнуты высылке, если они сами предстанут перед властями. Государства должны также стремиться сокращать число лиц без гражданства, прежде всего детей, среди прочего путем стимулирования подачи родителями ходатайств о приеме в гражданство от имени детей[3]. Лица без гражданства не должны вопреки их воле репатриироваться в страны происхождения их предков[4]. Лица, которые получили гражданство иной страны, нежели их страна рождения, должны иметь возможность приобрести гражданство своей родной страны.
В соответствии со ст. 12 (4) Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года лица без гражданства не могут быть произвольно лишены своего права на въезд в страну своего проживания или в страну, с которой они имеют долгосрочные связи.
Пять документов ООН образуют в международном праве базу для защиты прав беженцев [14, с. 13]: Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней от 1967 года; Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года; Декларация о территориальном убежище 1967 года; Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев [8]. Международные стандарты, касающиеся беженцев и просителей убежища, должны применяться одинаково независимо от гражданства просителя убежища или беженца. Условия в центрах для беженцев и условия содержания под стражей иммигрантов, не имеющих документов, и просителей убежища должны отвечать международным стандартам[5]. Государства должны следить, чтобы с лицами, находящимися на нелегальном положении, такими как просители убежища, которые находятся в стране незаконно и требования которых власти считают недействительными, не обращались как с преступниками.
Доклад Специального докладчика о правах человека мигрантов (2003)[6] сосредоточил особое внимание на задержании мигрантов и условиях их содержания под стражей. Беспокойство, в частности, высказывалось о содержании под стражей просителей убежища; продолжительных сроках содержания под стражей; произвольном характере решений о содержании под стражей; содержании под стражей на основе неконкретных утверждений, связанных с терроризмом и национальной безопасностью; содержании под стражей жертв торговли людьми; содержании под стражей детей мигрантов; отсутствии правовой помощи и судебной процедуры обжалования; содержании в камерах вместе с обычными преступниками; содержании под стражей в одиночных камерах; применении спецсредств, ставящих под угрозу физическую неприкосновенность[7]; содержании под стражей в ненадлежащих помещениях; перенаселенности и плохих санитарных условиях; отсутствии медицинского ухода; отсутствии условий для образования малолетних задержанных и других проблемах.
Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней от 1967 года предусматривают, что беженцы должны иметь право по меньшей мере на столь же благоприятное обращение, как и граждане страны.
Лицам, признанным беженцами, не должно быть отказано в трудоустройстве, жилье и социальной помощи, особенно на основании их этнической принадлежности. Государства должны обеспечивать более строгий контроль над применением мер, нацеленных на облегчение интеграции беженцев, особенно на местном уровне. Некоторые государства предприняли ряд мер по созданию всеобъемлющего плана интеграции для вновь прибывших.
Некоторые права предоставляются конкретно просителям убежища. Право на получение убежища не должно зависеть от этнического или национального происхождения просителей (ст. 12 Африканской хартии прав человека и народов 1981 года [2, 3] и ст. 3 Конвенции о статусе беженцев 1951 года). Просители убежища не должны оставаться в состоянии нужды в период ожидания рассмотрения своего ходатайства о предоставлении убежища, поскольку такие бедственные условия могут усилить предубеждение, стереотипное отношение и враждебность по отношению к лицам, ходатайствующим о получении убежища. Процедура установления прав на получение убежища не должна быть слишком медленной, и государства должны стремиться к тому, чтобы просителям был обеспечен доступ к достаточной правовой помощи. Государствам следует рекомендовать предоставлять заявителям бесплатные юридические консультации. Сроки регистрации для подачи просьбы о предоставлении убежища не должны быть настолько ограниченными, чтобы лишать лиц защиты, на которую они имеют право согласно международным правовым нормам.
Международное право прав человека является также уместным в контексте определения адекватных стандартов приема просителей убежища. Просителям убежища должно предоставляться право на труд. Права человека просителей убежища также охраняются региональными договорами по правам человека в Африке (Африканская хартия прав человека и народов 1981 года и Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 года) [10], Европе (Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, протоколы № 1, 2, 3, 4 и 5 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Европейская социальная хартия 1961 года) и на Американском континенте (Американская конвенция о правах человека 1969 года; Каракасская конвенция о территориальном убежище ОАГ 1954 года и Каракасская конвенция о дипломатическом убежище ОАГ 1954 года; резолюция 2312 (ХХII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1967 года в отношении Декларации о территориальном убежище 1967 года) [6], которые применяются ко всем лицам, проживающим под юрисдикцией соответствующих государств-участников, независимо от правового статуса этих лиц в стране убежища. Насколько это возможно, следует избегать содержания просителей убежища под стражей, особенно в случае лиц, прибывающих с семьями. Если все же содержание под стражей имеет место, то оно не должно продолжаться неопределенный период, и особое внимание следует уделять размещению и средствам, предоставляемым семьям, особенно детям просителей убежища, содержащихся под стражей. Просители убежища и беженцы не должны содержаться вместе с осужденными преступниками и не должны содержаться под стражей по причине отсутствия документов, подтверждающих их личность, или неясности их перемещения в принимающем государстве. Когда это возможно, просителям убежища следует гарантировать свободу передвижения.
Каждый, независимо от наличия гражданства, имеет право на труд, и правительства обязаны принимать реальные меры по обеспечению гарантии этого права (ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года). Неграждане, которые на законном основании находятся в государстве, имеют право на равное с гражданами обращение в сфере занятости и труда. Каждый, включая неграждан, имеет право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года), и международные стандарты, которые предусматривают защиту в обращении и условиях труда по таким критериям, как безопасность, медицинский уход, рабочее время и вознаграждение, применяются ко всем трудящимся независимо от их гражданства или положения. Государства должны обеспечивать право каждого на создание профсоюзов и присоединение к ним. Рабочим-негражданам не должно запрещаться занимать выборные должности в профсоюзах, и их право на забастовку не должно ограничиваться[8].
Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) (например, о ведении коллективных переговоров, о дискриминации в области труда, о равном вознаграждении, социальном обеспечении, условиях труда и окружающей среде, отмене принудительного труда и детского труда), как правило, защищают права всех трудящихся, независимо от гражданства. Восемь основных конвенций МОТ[9] и сопровождающие их рекомендации применяются ко всем трудящимся, независимо от гражданства. Несколько документов МОТ особо защищают трудящихся-мигрантов и членов их семей [4]. Наиболее значительными являются: Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (далее — Конвенция № 97) 1949 года; Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения 1978 года (далее — Конвенция № 143) и Конвенция МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 года. Во многих случаях конвенции гарантируют некоторые права, например равное вознаграждение и минимальную зарплату с учетом занятости в прошлом и сохранение пособий социального обеспечения (ст. 9 Конвенции № 143 (Дополнительные положения)), негражданам, независимо от законности присутствия мигрантов на территории. Другие права предоставляются только тем лицам, которые находятся на территории на законном основании, например право на равные возможности и профессиональную подготовку [7].
Конвенция № 143 дает особые указания в отношении обращения с незаконными мигрантами и с теми мигрантами, которые незаконно трудоустроены. Излагая минимальные нормы, применяемые к таким лицам, ст. 1, например, устанавливает, что государства-участники должны «уважать основные права человека всех трудящихся-мигрантов», независимо от их миграционного статуса или правового положения. Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций истолковал эти права как основные права человека, закрепленные в Международном билле о правах человека, в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года[8].
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, базой для которых стали конвенции МОТ № 97 и 143, защищает всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, но обычно не включает служащих международных организаций, беженцев, лиц без гражданства, учащихся и стажеров (ст. 1 и 3).
Межамериканский суд по правам человека подтвердил применимость международных стандартов в области труда к негражданам, и особенно к негражданам с неоформленным статусом. В заключении, принятом в сентябре 2003 года, Суд утверждал, что недискриминация и право на равенство — это нормы jus cogens, которые применяются ко всем жителям независимо от иммиграционного статуса. Поэтому правительства не могут использовать иммиграционный статус как оправдание для ограничения трудоустройства или трудовых прав нелегальных рабочих, таких как право на социальное обеспечение. Суд счел, что правительства имеют право депортировать отдельных людей и отказывать в работе лицам, которые не имеют разрешения на работу, но утверждал, что сразу после начала трудовых отношений нелегальные рабочие получают право на труд и трудовые права, которые имеются у легальных рабочих. Суд заявил: «…Статус мигранта какого-либо лица не может служить оправданием для лишения этого лица возможности осуществлять права человека, в том числе права, связанные с его трудовой деятельностью. Вступая в трудовые отношения, мигрант приобретает права, которые должны быть признаны и обеспечены, поскольку он является служащим, независимо от его оформленного или неоформленного статуса в государстве, где он трудоустроен. Эти права являются результатом трудовых отношений» [12]. Комитет по ликвидации расовой дискриминации часто выражает обеспокоенность в связи с тем, что к негражданам, работающим в качестве домашней прислуги, применяется практика долговой кабалы, иные виды незаконной практики в области занятости, они лишаются паспортов, подвергаются незаконному задержанию, изнасилованиям, физическим оскорблениям[9]. Государствам настоятельно рекомендуется покончить с практикой изъятия работодателями паспортов их иностранных работников, в частности домашней прислуги [5, с. 10].
Неграждане часто становятся объектом торговли. Лица, въезжающие по незаконным каналам, таким как сети незаконного ввоза людей и торговли людьми, рискуют задохнуться в контейнерах или утонуть в случае крушения перегруженного судна[10]. Жертвам торговли людьми должны быть обеспечены адекватное содействие и поддержка, включая официальную защиту, помощь и информирование. Ст. 2 Конвенции о правах ребенка 1989 года (далее — Конвенция о правах ребенка) предусматривает, что «государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации…» Комитет по правам ребенка призывает государства продолжать и активизировать свои усилия по включению права на недискриминацию, которое закреплено в ст. 2, в полной мере во все соответствующие законодательные акты и обеспечивать, чтобы это право реально применялось во всех политических, судебных и административных решениях и проектах, программах и услугах, которые затрагивают всех детей, в том числе детей-неграждан и детей, принадлежащих к группам меньшинств[10]. Комитет рекомендует государствам разработать всеобъемлющую и скоординированную политику по урегулированию растущего явления миграции, включая информационные кампании с целью развития в обществе терпимости; осуществлять мониторинг и собирать данные о мотивированных расизмом действиях и изучать ситуацию детей-неграждан, особенно в рамках школьной системы, а также эффективность мер, принятых для их интеграции[11]. Государства должны также принять эффективные меры по исключению дискриминационного отношения или предубеждений, в частности, в отношении детей-неграждан в полном объеме, эффективно применять правовые меры по пресечению дискриминации и обеспечивать, чтобы их законодательство в полной мере соответствовало ст. 2 Конвенции о правах ребенка[15].
Предоставление гражданства на основе места рождения стало важнейшей международной нормой, регулирующей гражданство детей, родившихся у родителей-неграждан, особенно если в ином случае они стали бы лицами без гражданства. Дети неграждан имеют право на имя и право получить гражданство. В соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка ребенок «регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства… Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав…, в частности если ребенок в ином случае будет лицом без гражданства». С учетом практически повсеместной ратификации этой конвенции принцип jus soli (гражданство по месту рождения) оказался основной международной нормой, регулирующей гражданство детей, родившихся у родителей-неграждан, в частности если иначе ребенок не имел бы гражданства. Право родителей передавать свое гражданство своим детям должно осуществляться без какой-либо дискриминации в отношении пола родителя. Ст. 7 указанной конвенции также требует передачи гражданства от родителя его или ее усыновленному ребенку[16]. Ст. 7 должна толковаться в совокупности со ст. 8 (сохранение индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи), ст. 9 (предотвращение разлучения с родителями), ст. 10 (воссоединение семьи) и ст. 20 (продолжение ухода за детьми, лишенными своего семейного окружения) [13, с. 155]. В рамках глобального подхода, рекомендуемого Комитетом по правам ребенка для толкования конвенции, эти статьи должны пониматься в соответствии с общими принципами конвенции, отраженными в ст. 2 (право на недискриминацию), ст. 3 (принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка), ст. 6 (право на жизнь и развитие) и ст. 12 (право на уважение мнения ребенка по всем вопросам, затрагивающим ребенка, и возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка).
Дети неграждан имеют право на те меры охраны, которые требуются в соответствии с их статусом несовершеннолетних. Дети неграждан без правового статуса не должны исключаться из школ[17], и должны поощряться школы, которые разрешают детям неграждан получать образование по программам, разработанным в их стране происхождения. Касаясь конкретно просителей убежища детей, Конвенция о правах ребенка предусматривает важное указание о разработке и осуществлении политики приема с учетом принципа «наилучшего обеспечения интересов». Государства должны гарантировать специальную охрану и уход для детей — просителей убежища — в отношении их особых потребностей; исключение содержания под стражей просителей убежища в возрасте моложе 18 лет и доступ детей к правовой и психологической помощи, включая возможность для них установления контактов с неправительственными организациями, предлагающими такую помощь[18]. Дети — просители убежища и дети-беженцы не должны помещаться в учреждения, которые не имеют возможности оказывать особый уход, который им требуется. Такие дети не должны подвергаться дискриминации при осуществлении экономических, социальных и культурных прав, таких как доступ к образованию, медицинскому уходу и социальным услугам[19]. Государства должны обеспечивать в полном объеме экономические, социальные и культурные права всем детям-негражданам, содержащимся под стражей, без какой бы то ни было дискриминации, особенно право на образование, и обеспечивать их право на интеграцию в общество[20].
Итак, проведенный нами анализ показал, что практически вся защита неграждан делается на правах обособленных групп, таких как просители убежища, беженцы, лица без гражданства, лица, являющиеся объектом торговли, и т.д. Однако, к сожалению, мало делалось для того, чтобы выявить общее положение, нужды и подходы к улучшению положения различных групп неграждан. Действительно, различные группы неграждан и соответствующие группы защиты их интересов традиционно рассматривали себя как раздельные, а свои проблемы — как уникальные, несмотря на схожие цели и общие обстоятельства. Кроме того, международное право и механизмы, касающиеся неграждан, до недавнего времени концентрировали свои усилия на подгруппах неграждан, пренебрегая обеспечением более широкой защиты неграждан в целом. Например, различные учреждения ООН назначали специальных докладчиков по таким темам, как торговля людьми, мигранты, коренные народы, беженцы, расовая дискриминация и ксенофобия. Подобным образом было разработано несколько договоров для защиты лиц, являющихся объектом торговли, трудящихся-мигрантов, коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, беженцев и лиц без гражданства. Хотя все эти меры являются важными и не дублируют друг друга настолько, чтобы стать излишними, тем не менее необходимы объединенные усилия по защите неграждан.
Первоочередная цель любых международных усилий по защите прав неграждан состоит в том, чтобы продемонстрировать, как указано в этой публикации, что без ясных всеобъемлющих стандартов, регулирующих права неграждан, без их выполнения государствами и без более эффективного контроля за их соблюдением дискриминационное обращение с негражданами в нарушение соответствующих международных договоров по правам человека сохранится и впредь.
К тому же, поскольку основные договоры по правам человека рассматривают многие проблемы, с которыми сталкиваются неграждане, государства должны продолжить процесс ратификации и осуществления положений этих договоров, особенно Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года [3]. В необходимых случаях государства должны также ратифицировать и осуществлять и другие соответствующие договоры: Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 года; Конвенции МОТ № 97, 118, 143 и т.д.; Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 года; Конвенцию о статусе апатридов 1954 года; Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 года и факультативные протоколы к ней; Протоколы № 4 и 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 года.
Государства должны поощрять соблюдение положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Поскольку проблемы, касающиеся обращения с негражданами, возникают в связи с каждым из девяти основных договоров по правам человека, было бы желательно, чтобы договорные органы более эффективно координировали свою работу. Один из подходов предусматривает подготовку договорными органами совместных замечаний общего порядка/рекомендаций с целью установления последовательного структурированного подхода к защите прав неграждан. По меньшей мере договорные органы, принявшие конкретные стандарты, должны рассмотреть вопрос об их обновлении, а те органы, которым еще предстоит дать толкование в отношении неграждан, должны это сделать. Кроме того, договорные органы должны активизировать свой диалог с государствами-участниками относительно прав, предоставляемых негражданам, и фактического положения неграждан в соответствующих областях, представляющих для них интерес.
Список литературы
1. Абашидзе А., Солнцев А. Международно-правовые гарантии по обеспечению прав неграждан // Закон и право. 2011. № 11. С. 79—83.
2. Абашидзе А.Х., Алисиевич Е.С., Солнцев А.М. Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / отв. ред. А.Х. Абашидзе. — М.: РУДН, 2012. С. 170—275.
3. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Юбилей африканской системы прав человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45).
С. 22—25.
4. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М., 2011. С. 269—276.
5. Карташкин В.А. Учреждение совета по правам человека и реформирование конвенционных органов // Международное право — International Law. 2008. № 2 (34). С. 10.
6. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии // Государство и право. 2010. № 7. С. 37—45.
7. Киселева Е.В. Международно-правовая защита прав трудящихся-мигрантов // Правовая защита уязвимых слоев населения Республики Таджикистан и стран СНГ: материалы междунар. конф. — Душанбе: Фонд Ф. Эберта, 2011. С. 68—78.
8. Международное гуманитарное право / под ред. А.Я. Капустина. — М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.
9. Международное право / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. — М: Норма: Инфра-М, 2010.
10. Солнцев А.М., Самаке А. Вклад межрегиональных и субрегиональных международных организаций в защиту прав женщин в Африке // Евразийский юридический журнал. 2013. № 5. С. 48—51.
11. European Commission against Racism and Intolerance, Second report on Croatia (CRI (2001) 34, para. 31).
12. Inter-American Court of Human Rights, Advisory Opinion OC—18/03 on the juridical condition and rights of undocumented migrants, 17 September 2003.
13. Hodgkin R., Newell P. Implementation Handbook for the Convention on the Rights of the Child (fully revised edition) / United Nations Children’s Fund. New York, 2002.
14. Steinhardt Ralph G. The United Nations and refugees: 1945—1988 // Human Rights, the United Nations and Amnesty International. New York, Amnesty International, 1988.
References
1. Abashidze A., Solntsev A. Mezhdunarodno-pravovye garantii po obespecheniiu prav negrazhdan // Zakon i pravo. 2011. № 11. S. 79—83.
2. Abashidze A.Kh., Alisievich E.S., Solntsev A.M. Regional’nye sistemy zashchity prav cheloveka: ucheb. posobie / otv. red. A.Kh. Abashidze. M.: RUDN, 2012. S. 170—275.
3. Abashidze A.Kh., Solntsev A.M. Iubilei afrikanskoi sistemy prav cheloveka i narodov // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal. 2012. № 2 (45). S. 22—25.
4. Kartashkin V.A. Prava cheloveka: mezhdunarodnaia zashchita v usloviiakh globalizatsii. M., 2011. S. 269—276.
5. Kartashkin V.A. Uchrezhdenie soveta po pravam cheloveka i reformirovanie konventsionnykh organov // Mezhdunarodnoe pravo ? International Law. 2008. № 2 (34). S. 10.
6. Kartashkin V.A., Lukasheva E.A. Mezhdunarodno-pravovye standarty prav cheloveka: universalizm, regionalizm, realii // Gosudarstvo i pravo. 2010. № 7. S. 37—45.
7. Kiseleva E.V. Mezhdunarodno-pravovaia zashchita prav trudiashchikhsia-migrantov // Pravovaia zashchita uiazvimykh sloev naseleniia Respubliki Tadzhikistan i stran SNG: materialy mezhdunar.
konf. — Dushanbe: Fond F. Eberta, 2011. S. 68—78.
8. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo / pod red. A.Ia. Kapustina. — M.: Vysshee obrazovanie; Iurait-Izdat, 2009.
9. Mezhdunarodnoe pravo / otv. red. V.I. Kuznetsov, B.R. Tuzmukhamedov. 3-e izd., pererab. — M: Norma: Infra-M, 2010.
10. Solntsev A.M., Samake A. Vklad mezhregional’nykh i subregional’nykh mezhdunarodnykh organizatsii v zashchitu prav zhenshchin v Afrike // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal. 2013. № 5. S. 48—51.
11. European Commission against Racism and Intolerance, Second report on Croatia (CRI (2001) 34, para. 31).
12. Inter-American Court of Human Rights, Advisory Opinion OC—18/03 on the juridical condition and rights of undocumented migrants, 17 September 2003.
13. Hodgkin R., Newell P. Implementation Handbook for the Convention on the Rights of the Child (fully revised edition) / United Nations Children’s Fund. New York, 2002.
14. Steinhardt Ralph G. The United Nations and refugees: 1945—1988 // Human Rights, the United Nations and Amnesty International. New York, Amnesty International, 1988.
Библиография
1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ (проект № 11-03-00117а).
2 См., например, док. ООН А/56/38, пп. 97—144. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года гласит: «Каждое государство-участник предусматривает в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства детьми, родившимися на его территории, которые не приобретают при рождении другого гражданства…» (п. 2 ст. 6). Преобладающим подходом к гражданству является принцип jus soli, т.е. гражданства на основе места рождения, но некоторые государства предусматривают применение принципа jus sanguinis, т.е. гражданства на основе национальности родителей ребенка. Некоторые государства применяют оба подхода.
3 Док. ООН CRC/C/15/Add.146, п. 24.
4 Док. ООН А/56/18, пп. 321—342.
5 Док. ООН А.57/18, п. 380.
6 Док. ООН E/CN.4/2003/85.
7 Док. ООН А/57/40 (т. I), п. 76 (13).
8 Док. ООН Е/1994/23.
9 Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 года, Конвенция МОТ № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 года, Конвенция МОТ № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров 1949 года, Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года, Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда 1957 года, Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 года, Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года и Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 года.
10 Согласно Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года все члены МОТ обязаны в силу самого факта своего членства в организации «уважать, поощрять и осуществлять… принципы, касающиеся основополагающих прав», изложенные в ее восьми основных конвенциях, даже если они не ратифицированы ими.
11 Док. ООН А/48/18, пп. 359—381.
12 Док. ООН E/CN.4/Sub.2/2002/25/Add.3.
13 Док. ООН CRC/C/15/Add.201, п. 29.
14 Док. ООН CRC/C/15/Add.203, п. 23.
15 Док. ООН CRC/C/15/Add.199, п. 26.
16 Док. ООН CRC/C/15/Add.149, п. 40.
17 Конвенция о правах ребенка призывает государства-участники «признавать право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование…» (ст. 28). Далее она предусматривает, что «государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от… положения ребенка, или его или ее родителей, или законных опекунов» (ст. 2 (1)), что включает незаконный статус.
18 Док. ООН CRC/C/15/Add.227, пп. 30—31 и 53—54.
19 Док. ООН CRC/C/15/Add.195, п. 26.
20 Док. ООН CRC/C/15/Add.198, п. 21.