Статья

Права человека и нравственная ответственность

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии (Фрагмент выступления на X Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке»)

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии

(Фрагмент выступления на X Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке»)

 

С 1991 года страны, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, юридически закрепили права и свободы человека в качестве центральной нормы общественно-политических отношений. И сегодня этот выбор не ставится под сомнение. Напротив, политическое руководство и общественные лидеры постоянно подтверждают верность этим принципам. Однако в последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которые оцениваются верующими людьми по меньшей мере как двойственные. <...> Сегодня, к сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели. <...> Вне нравственного контекста человечество жить не может. Никакими законами мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств. Когда человек не видит, что он совершает грех, то ему все позволено, если перефразировать известное речение Ф.М. Достоевского. Бесспорно, что непрочным и античеловечным является то общество, в котором человек презирается, а всеми правами над человеком обладает государство и коллектив. Но античеловечным становится и то общество, в котором человеческие права становятся инструментом раскрепощения инстинкта, а понятия добра и зла смешиваются и вытесняются идеей нравственной автономии и плюрализма. Такое общество теряет рычаги нравственного воздействия на личность. В цивилизованном обществе (назовем его так) должен соблюдаться баланс между этими полюсами. Оно должно исходить из понимания того, что каждый человек по природе своей обладает непреходящей ценностью, и в то же время из того, что каждый человек призван возрастать в достоинстве и нести ответственность как перед законом, так и нравственную ответственность за свои поступки. <...> Вероятно, было бы неправильным  устанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм, но и нельзя принимать их в качестве законодательной нормы, и что еще более важно, в качестве общественно одобряемой нормы. <...> Задача концепции прав человека состоит в том, чтобы защищать ценность человека и способствовать возрастанию его достоинства... Очень плохо и греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык, культуру, ограничиваются свобода вероисповедания и право верующих на свой образ жизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве. Наше нравственное чувство не может молчать, когда личность подвергается произволу чиновников и работодателей, когда солдат оказывается бесправным перед своими сослуживцами, ребенок и пожилой человек становятся объектами издевательств в социальных учреждениях. Недопустимы и требуют отпора манипуляция сознанием со стороны деструктивных сект, вовлечение людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию. Подобным явлениям надо противодействовать, потому что такие поступки удаляют человека от его достоинства. <...>

В июле прошлого года Собор получил консультативный статус при Социальном и экономическом совете ООН. Это открывает для нас дополнительные возможности для диалога и сотрудничества на глобальном уровне во имя выработки совместного подхода к решению ключевых проблем современности: подлинно универсального понимания прав и достоинства человеческой личности.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Это может вас заинтересовать

Уважаемые коллеги!

Вы можете подписаться на нашу рассылку. Мы рассылаем анонсы номеров журнала «Современное право», информируем о предстоящих и текущих событиях, конференциях и других мероприятиях. Также Вы будете регулярно получать письма с перечнем добавленных на сайт статей, постов в блогах пользователей и комментариях. Периодичность рассылки на данный момент 2-3 письма в месяц.

ПОДПИСАТЬСЯ

Оцените статью
0 человек проголосовало.
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье установлено, что привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве является серьезным преступлением, которое наносит ущерб не только потерпевшим, но и обществу в целом
Добавлено: 05.04.2025
В статье рассматриваются аспекты технико-юридического конструирования норм о мародерстве (статья 356.1 Уголовного кодекса РФ). Анализируются конструкция исследуемой нормы, способ изложения ее элементов, конструкция состава преступления
Добавлено: 05.04.2025
В статье рассматривается вопрос включения в конкурсную массу должника цифровых финансовых активов в рамках процедур банкротства, в том числе вопрос выявления «нового» вида имущества в контексте законодательства о банкротстве
Добавлено: 05.04.2025
В статье исследуется существо предиальных сервитутов в Своде законов Российской империи, проводится сопоставление сервитутов как обременений права собственности с ограничениями последнего
Добавлено: 05.04.2025
В истории российского права можно выделить два основных типа правовых актов: обобщающие и проектные. Обобщающие правовые акты направлены на систематизацию и закрепление уже существующих правовых норм и управленческих практик
Добавлено: 05.04.2025