Статья

Правовая система Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации

Опыт развития конституционно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, исследование происходящих в республике процессов, обусловленных как общегосударственными преобразованиями, так и собственными политическими явлениями, поиск механизмов решения внутрирегиональных проблем — все это представляет интерес для понимания аналогичных процессов, имеющих место в других субъектах Российской Федерации, для совершенствования государственной региональной политики в России.

УДК 342.24

Страницы в журнале: 38-41 

 

И.Б. МАГОМЕДОВ,

аспирант кафедры конституционного и административного права Российского государственного социального университета

 

Опыт развития конституционно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, исследование происходящих в республике процессов, обусловленных как общегосударственными преобразованиями, так и собственными политическими явлениями, поиск механизмов решения внутрирегиональных проблем — все это представляет интерес для понимания аналогичных процессов, имеющих место в других субъектах Российской Федерации, для совершенствования государственной региональной политики в России.

Ключевые слова: Конституция РФ, Конституция  Республики Дагестан, конституционно-правовое развитие, правовой и национальный режим, государственная целостность, законодательная инициатива.

 

Legal System of The Republic of Dagestan as a Subject of Russian Federation

 

Magomedov I.

 

The experience of development of the constitutional-legal status of the Republic of Dagestan as a subject of the Russian Federation, the study taking place in the Republic of processes, stipulated by the national transformations, and their own political phenomena, the search for mechanisms for the solution of regional problems – all this is of interest for the understanding of similar processes taking place in the other subjects of the Russian Federation, to improve the state regional policy in Russia.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the Constitution of the Republic of Dagestan, the constitutional-legal development, legal and national treatment, the state integrity, the legislative initiative.

 

Республика Дагестан — одна из наиболее многонациональных республик Северного Кавказа, с характерной сложной этнополитической обстановкой, которая не раз за последние годы грозила привести республику к состоянию вооруженного конфликта.

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Характеристика государственно-правового статуса республики должна основываться в первую очередь на положениях обеих конституций. При этом содержание правового статуса республики составляют закрепленные в Конституции РФ, конституции республики и предусмотренных ими законах права, гарантии, обязанности и ответственность республики[1].

Общепринятой проблемой федерализма государства является конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция РФ исходит из асимметричности статуса субъектов Российской Федерации[2]. Например, если ч. 1 ст. 5 Конституции РФ устанавливает фактическое равноправие всех субъектов, то ч. 2 ст. 5 определяет статус республик уже как государств.

В Конституции Республики Дагестан (далее — Конституция РД), принятой в 1994 году, было закреплено, что Республика Дагестан есть суверенное государство в составе Российской Федерации.

Однако в действующей Конституции РД 2003 года[3] республика уже не признается суверенной. Данное положение является, несомненно, соответствующим Конституции РФ. Таким образом, конституционно-правовой статус республик должен определяться Конституцией РФ и конституциями республик, которые, следуя демократическим принципам государственного строительства, внесли существенные изменения в концепцию развития отечественного федерализма.

Соответствие республиканского законодательства Конституции РФ является одним из фундаментальных условий укрепления единства Российской Федерации, сохранения ее территориальной целостности.

Республика Дагестан обладает большинством атрибутов, которые свойственны государству. Однако республика не суверенное государство, а составная и неразрывная часть Российской Федерации, и ее статус, согласно ч. 1 ст. 66 Конституции РФ, определяется совместно с Российской Федерацией. Конституция РФ обеспечивает юридическую основу развития законодательства республик как по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так и по вопросам, которые входят в компетенцию республик.

Развитие правовой системы Республики Дагестан должно быть связано с научным исследованием ее региональной специфики и особенностей, а также с реальным воплощением ее основных положений в системе права, в судебной и иной правоприменительной практике, в деятельности всех государственных органов по созданию и реализации действующих в республике правовых норм, в формирующих современную правовую идеологию трудах ученых и специалистов, в правосознании и правовой культуре граждан[4].

Бесспорно, процесс формирования правовой системы Республики Дагестан и других субъектов Российской Федерации должен идти в направлении дальнейшей координации их места и роли в рамках единой правовой системы Российской Федерации, что требует согласованной работы всех политических институтов Российской Федерации и ее субъектов, формирования необходимого координационного механизма согласования интересов субъектов в рамках Российской Федерации. В сфере правотворчества данный процесс может быть реализован путем:

— разработки концепции правовой реформы и соответствующих программ, планов законодательных работ и законодательных приоритетов;

— разработки модельных законов и подзаконных актов органов исполнительной власти;

— контроля и координации республиканских нормативных актов с федеральными и, наоборот, федеральных нормативных актов с республиканскими.

Большую роль в законотворческом процессе должно играть социальное партнерство органов власти и общественных организаций. Создаваемые в регионах проекты законов должны быть скорректированы и приведены в соответствие с международными стандартами прав человека. При этом заложенный в Конституции РФ и Конституции РД механизм координации правовых систем Российской Федерации и республики укрепляет сущностную основу федерализма и способствует реализации международных стандартов прав человека.

При отсутствии полного государственного суверенитета, который принадлежит лишь государственному образованию в целом, т. е. Российской Федерации, тем не менее ее субъекты обладают достаточно широкими полномочиями в сфере собственного законодательства, создания своего регионального, учитывающего местные условия, традиции, национальные и иные особенности права и законодательства с учетом общих принципиальных положений единого российского правового пространства. В частности, речь идет о включении отдельных норм и принципов обычного права народов Дагестана в действующее законодательство Республики Дагестан.

Развитие концепции правовой системы отдельного субъекта Российской Федерации имеет важное практическое значение, поскольку дает возможность взаимодействия национального и международного права, непосредственного внутреннего действия норм международного права. При этом следует иметь в виду, что в процессе исторического развития правовая система России должна стать частью общемировой. Основным направлением развития России является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступают права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Следует иметь в виду, что гносеологическая ценность понятия «правовая система» видится, прежде всего, в его направленности на проблему бытия права, т.е. это понятие должно представлять динамический, пространственно-временной, системно-организационный срезы существования права в их единстве. Более того, оно имеет значимость для практики и позволяет устанавливать реальные правовые механизмы решения конкретных жизненных проблем, направляет нас к поиску механизмов самоорганизации системы, ее приспособления к окружающей среде, путей формирования способности системы самостоятельно решать проблемные ситуации, не прибегая по мере возможности к внеправовым средствам и способам.

Основные проблемы развития правовой системы Дагестана во многом обусловлены тем, что она выступает составной частью общероссийской правовой системы. В этой связи важно отметить, что если в историческом прошлом единство и целостность Российского государства обеспечивались преимущественно силовыми методами, то в нынешних условиях они должны обеспечиваться преимущественно правовыми средствами: путем формирования отвечающей современным требованиям правовой основы и соответствующей правовой системы и осуществления комплекса мер по ее реализации на практике. Надо заметить, что в силу ряда причин, в том числе организационного характера, с этой задачей федеральная власть в нашей стране справляется далеко не лучшим образом. Федеральная власть, рассчитывая преимущественно на властные методы решения социальных проблем, эффективность которых на деле нередко оказывалась весьма сомнительной, фактически действует по старинке. К сожалению, она еще не научилась, как это принято в цивилизованных странах мира, открыто и последовательно, максимально уважая на деле политические, национальные, религиозные интересы проживающих на ее территории людей и, главное, без обмана формировать и осуществлять государственную политику. В государстве, где уровень жизни людей по регионам различается в десятки раз, вряд ли уместна положительная оценка деятельности властных структур федерального центра.

Разработанные юридической наукой рекомендации, несомненно, способствуют дальнейшему развитию правовой системы, хотя надо иметь в виду, что характерные для нашей страны социально-экономические предпосылки препятствуют реализации содержащихся в ее элементах требований по реформированию Российского государства, обеспечению демократических процессов и конституционных прав человека.

Перспективы социально-экономического развития Дагестана в немалой степени связаны с экологическим благополучием республики и всего Каспийского бассейна и Кавказского региона. Однако предпринимаемые в этой области меры со стороны государственных органов должны быть, по нашему мнению, более последовательными и эффективными. Особенно это касается вопросов использования ресурсов Каспийского моря и обеспечения его защиты. Позиция Республики Дагестан как прикаспийского государства по указанным вопросам должна быть достаточно активной, особенно в нынешних условиях, когда еще не определен правовой режим Каспийского моря и идет повсеместное разграбление его природных ресурсов. Выдвигаемые предложения со стороны отдельных прикаспийских государств по секторальному разделению единого моря на части с последующим распространением на них национального правового режима вытекают, скорее, из экономических интересов и впоследствии могут привести к непредсказуемым экологическим последствиям в бассейне моря[5].

Таким образом, правовая система Республики Дагестан в настоящее время является иерархически организованной совокупностью функционально взаимосвязанных юридических средств, оказывающих правовое воздействие на общественные отношения, сложившиеся в результате государственно-политического, экономического, социально-духовного, национального своеобразия региона. В результате сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включения западных правовых ценностей, современная правовая система Дагестана оказалась в состоянии эволюции, что, однако, не устраняет ее исконных культурно-национальных основ. В настоящее время дагестанская правовая система является составной частью российской правовой системы, следовательно, имеет все признаки романо-германской правовой системы. В то же время она испытывает серьезное влияние религиозно-традиционной правовой системы, которая сформировалась в глубокой древности на территории Дагестана и существовала почти на всех этапах развития республики.

 

Библиография

1 См.: Кудрявцев В.Н. Российское конституционное право. — М., 2003. С. 198.

2 См.: Васильев А.М. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2008. С. 154.

3 См.: Казимирчук В.П. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2009. С. 178.

4 См.: Баглай М.В., Габричидзе К.Н. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1996. С. 281.

 

5 См.: Правовая система Дагестана: материалы межвузовской конференции. — Махачкала, 2005. С. 3—20.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В работе исследованы особенности конституционно-правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в различных сферах жизни общества. Рассмотрено действующее правовое регулирование, проанализированы позиции ученых-юристов, а также выявлен ряд проблем в правовой регламентации данной технологии.
Добавлено: 26.05.2024
Доказывается, что обоснованность, последовательность и продуманность конституционных реформ предопределяют качественное состояние и динамику развития конституционной доктрины, законодательства и практики, цементируют предмет конституционного права России.
Добавлено: 07.10.2023
Статья посвящена рецензированию монографического исследования известного ученого, маститого конституционалиста и практика профессора Юрия Ильича Скуратова «Евразийская парадигма России и современные проблемы её конституционно-правового развития» (М. Проспект, 2021. - 416 с.).
Добавлено: 01.02.2022
Авторы рассматривают особенности отдельных положений конституционных ограничений прав и свобод человека, а также ограничений, предусмотренных гражданским, налоговым и бюджетным законодательством.
Добавлено: 01.10.2021
В статье доказывается социальная детерминированность внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ в соответствии с осуществленными корректировками в ст. 67 Конституции РФ.
Добавлено: 05.07.2021