Статья

Правовое обеспечение публичных интересов при пользовании недрами

К.И. НАЛЕТОВ, кандидат юридических наук, старший юрисконсульт ООО «Юнилекс» Мировая практика добычи полезных ископаемых все сильнее обнаруживает тенденцию к закреплению в законодательстве, регулирующем отношения в сфере пользования недрами, лицензиях и концессионных договорах так называемых публичных интересов. Актуальна она и для России. На совещании с членами Совета Федерации в ноябре 2005 года Президентом РФ В.В. Путиным было подчеркнуто следующее: «Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами должно идти во благо всего российского народа, каждого гражданина нашей страны. И при этом отвечать интересам населения, проживающего на территории, где национальные богатства осваиваются той или другой компанией»[1].

К.И. НАЛЕТОВ,
кандидат юридических наук, старший юрисконсульт ООО «Юнилекс»
 
Мировая практика добычи полезных ископаемых все сильнее обнаруживает тенденцию к закреплению в законодательстве, регулирующем отношения в сфере пользования недрами, лицензиях и концессионных договорах так называемых публичных интересов. Актуальна она и для России. На совещании с членами Совета Федерации в ноябре 2005 года Президентом РФ В.В. Путиным было подчеркнуто следующее: «Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами должно идти во благо всего российского народа, каждого гражданина нашей страны. И при этом отвечать интересам населения, проживающего на территории, где национальные богатства осваиваются той или другой компанией»[1].
 
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ недра и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению О.И. Крассова, ст. 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования отношений охраны окружающей среды и отношений по поводу использования и охраны объектов природы[2]. Положение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ в качестве единственного ограничения субъективного права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами устанавливает права и законные интересы других лиц и охрану окружающей среды.
Как было верно подмечено С.А. Сосной, публичный интерес не тождествен интересу государственному[3]. Более того, он может даже противоречить ему. Так, государственный орган, руководствуясь сиюминутным интересом в получении прибыли и развитии промышленной инфраструктуры за счет недропользователя, может пойти на заключение концессионного договора, где публичные интересы в смысле интересов населения будут выражены весьма слабо или вообще никак.
Нам представляется верным двоякое понимание термина «публичные интересы» — как в смысле интересов государства, так и в смысле интересов лиц, чьи права и интересы затрагиваются деятельностью горнопромышленных предприятий. Это выражается в закреплении прав (в том числе экологических)[4] третьих лиц и отражении в правах инвестиционных условий, которые ставят целью развитие национальной экономики принимающего государства. Причем эти условия могут быть как связанными с нефтедобывающей промышленностью, так и не имеющими к ней никакого отношения. В зарубежной юридической литературе такие условия именуются economic development provisions. Указанная тенденция стала настолько явной, что, например, концессионные договоры стали относить к так называемым договорам экономического развития — economic development agreements.
Небезынтересной в этой связи представляется точка зрения Ю.А. Тихомирова, который подчеркивает принципиальную важность п

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024