Статья

Правовое обеспечение развития электронного направления информационной деятельности органов государственной власти

Е.С. УСТИНОВИЧ, кандидат политических наук, доцент, проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы В наши дни никто не станет оспаривать тот факт, что информационные технологии, применяемые в государственной сфере, способны концептуально изменить характер взаимодействия государства и общества, стать основой для кардинальных изменений механизмов реализации права на информацию и доступ к ней, совершив, таким образом, значительный прорыв в дальнейшем развитии демократии в России. Вполне вероятно, что это произойдет в ближайшем будущем, поскольку соответствующий опыт уже накоплен некоторыми информационно развитыми странами. Российская Федерация, как мировая держава, не может не занять среди этих стран достойное место.

Е.С. УСТИНОВИЧ,
кандидат политических наук, доцент, проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы
 
В  наши дни никто не станет оспаривать тот факт, что информационные технологии, применяемые в государственной сфере, способны концептуально изменить характер взаимодействия государства и общества, стать основой для кардинальных изменений механизмов реализации права на информацию и доступ к ней, совершив, таким образом, значительный прорыв в дальнейшем развитии демократии в России. Вполне вероятно, что это произойдет в ближайшем будущем, поскольку соответствующий опыт уже накоплен некоторыми информационно развитыми странами. Российская Федерация, как мировая держава, не может не занять среди этих стран достойное место. 
 
Основное бремя ответственности за организацию полноценного взаимодействия власти и общества на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий лежит на органах государственной власти Российской Федерации, и прежде всего на федеральных органах исполнительной власти. Сегодня мы становимся свидетелями развития электронного направления их информационной деятельности. Для программного обеспечения этих процессов основополагающее значение имеет федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (далее — Программа). Так, в самой Программе при оценке эффективности социально-экономических последствий от ее реализации указан ряд преимуществ, которые Программа может предоставить обществу.
Во-первых, подчеркивается, что развитие информационно-телекоммуникационных технологий будет важным шагом на пути реального обеспечения всем гражданам России равных прав в области информации, а значит, и развития демократии. Индикатором здесь выступает число пользователей сети Интернет и объемы услуг, предоставляемых с помощью систем удаленного доступа.
Во-вторых, на базе развития современных методов информационного обмена между государством и обществом будут созданы принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и государством. У граждан России появятся условия для сокращения затрат времени на реализацию своих конституционных прав и обязанностей. При этом в надежде, что применение информационных технологий в практике взаимодействия власти и общества предоставит совершенно новые, невиданные ранее возможности реализации гражданами своих конституционных прав, Российская Федерация как государство (в лице органов власти) уже сталкивается с целым рядом проблем. Прежде всего речь идет об обеспечении органов государственной власти Российской Федерации современными компьютерами, оснащении их новейшим программным обеспечением и о постоянной поддержке их высокого технологического уровня. Закупка информационных технологий и услуг — это одна из проблемных процедур. Повседневные потребности в этой сфере изменяются из года в год, поэтому достаточно сложно в этой связи определить предполагаемые расходы[1]. Возникают также и экономические проблемы, связанные прежде всего с уровнем жизни населения. Взаимодействие власти и общества с применением информационных технологий — это двусторонний процесс, который предполагает наличие соответствующей технической и технологической базы с обеих сторон. Поэтому если информатизация органов государственной власти Российской Федерации сегодня является заботой государства, на что расходуются соответствующие целевые средства, то вопрос информатизации общества преимущественно решается гражданами самостоятельно и напрямую зависит от уровня их материального благополучия. Именно по этой причине для России важен достаточно высокий жизненный уровень населения, что возможно только в условиях благоприятной и стабильной социально-экономической обстановки в стране и развития государством своей социальной политики. В настоящее время ситуация такова, что значительная часть российских граждан воздерживаются от пользования информационными технологиями из-за высоких затрат или отсутствия телекоммуникаций, веб-связи и самих компьютеров[2]. Поэтому на данном этапе своего информационного развития государство вынуждено предпринимать определенные шаги по созданию для граждан России возможностей универсального доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Последние несколько лет на территории Российской Федерации уже предоставляются такие услуги, чаще всего в почтовых отделениях связи населенных пунктов, где проживает более 10 тыс. человек. Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа является одной из принципиальных проблем реализации Программы. Как отмечается в Программе, при решении задач доступа должна максимально полно использоваться существующая инфраструктура российских сетей связи общего пользования (в том числе ведомственного назначения), российских научно-образовательных сетей, российской национальной научной компьютерной сети.
Территориальная неоднородность условий доступа к информационно-телекоммуникационной сети порождает проблемы цифрового разрыва. В Российской Федерации, государстве с большой территорией, с разным социально-экономическим уровнем отдельных регионов страны, информационно-телекоммуникационная инфраструктура недостаточно развита, причем определенно ограничена крупными и средними городами. Такое положение дел, в свою очередь, создает предпосылки для неравномерности распространения Интернета, что сказывается на неравном распределении экономических и социальных выгод, которые обусловливают информационные технологии, порождая, таким образом, цифровое и социальное неравенство[3]. При информационном взаимодействии органов власти и граждан такое положение также будет порождать неравенство и некоторый дисбаланс в возможностях реализации информационных прав российских граждан.
Эффективное взаимодействие посредством интернет-технологий, в частности сервиса электронной почты, будет возможно только при условии наличия у государственных служащих определенной информационно-технологической компетенции. Современное информационное развитие российского общества и государства предполагает значительно более суровые профессиональные требования к государственным служащим, чем это было ранее. Однако, как известно, информационные технологии в государственной сфере — это инновации, внедрение или необходимость использования которых вызывает порой определенное сопротивление, часто — из-за отсутствия персональной заинтересованности сотрудников государственного аппарата в их освоении.
Сегодня названным требованиям может удовлетворить лишь часть государственных служащих, что обусловлено:
· менталитетом и забюрократизированной моделью поведения государственных служащих. К сожалению, государственная сфера не лишена такого негативного явления, как коррупция, основанная на использовании чиновниками своих властных полномочий в корыстных целях. Электронное взаимодействие лишает чиновничества почвы для извлечения собственной экономической выгоды, так как в таком взаимодействии отсутствует элемент посредничества, и оно носит не личный, а интерактивный характер. На сегодня определенная часть российских государственных служащих просто не готова к интерактивному общению с гражданами — ни морально, ни профессионально;
· психологическими аспектами деятельности государственных служащих в условиях новых информационных возможностей и требований. Это связано в первую очередь с необходимостью ломки сложившегося стереотипа модели поведения чиновника, характеризующейся дистанцированием от проблем конкретного человека, и зачастую настолько формальным подходом к решению проблем граждан, что это переходит в откровенное нежелание следовать главной цели всех административных учреждений — служить гражданам и обществу.
К сожалению, приходится признавать, что именно последние из рассмотренных проблем будут, на наш взгляд, определенным образом тормозить развитие электронного направления информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы, а также регламентов взаимодействия государственных служащих и граждан. Ведь даже в проекте федерального закона № 386525-4 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в состав информации, обязательной к размещению в сети Интернет, не входит адрес электронной почты, имя и фамилия должностного лица органа власти. Таким образом, даже в современном законотворческом процессе при разработке необходимых законов для развития основ демократического, на равных, общения власти и общества в информационной сфере, прослеживаются явные недоработки. Во всяком случае, названный проект закона об открытости власти не предоставляет правовых возможностей реализации данного принципа деятельности органов государственной власти в полной мере. Из чего следует определенный вывод о том, что государственные служащие пока еще не готовы к полноценной работе с гражданами посредством электронных технологий. А это может привести к еще большему недоверию к власти со стороны общества и отчуждению от нее.
В этой связи существует также опасность затратного технологического решения в развитии электронного направления информационной деятельности органов государственной власти, а не новой информационной концепции управления государством. Поэтому очень важно понимать, что прозрачность структур государственного управления и эффективность их деятельности не могут быть достигнуты простым подключением к сети Интернет и информированием общества органами государственной власти Российской Федерации через официальные сайты о своей деятельности.
 
Библиография
 
1 См.: Холмс Д. Стратегии электронного бизнеса для государства / Пер. с англ. А.В. Короткова. — М., 2004. С. 64.
2 См. там же. С. 281.
3 См. там же. С. 280.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024