Статья

Правовое обеспечение электронного таможенного декларирования товаров личного пользования, перемещаемых физическими лицами на территории Евразийского экономического союза

Одной из важных задач информатизации таможенной деятельности является повышение эффективности таможенного контроля на границах, а также обеспечение контроля движения товаров после таможенного контроля.

 

УДК 341.1/8:342.95  

Страницы в журнале: 143-146

 

Л.М. Шехматов,

преподаватель кафедры информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия Россия, Москва leo1310@bk.ru

 

Одной из важных задач информатизации таможенной деятельности является повышение эффективности таможенного контроля на границах, а также обеспечение контроля движения товаров после таможенного контроля. Анализ специальной литературы и национального законодательства показывает, что многие теоретические, методологические, организационно-технические и правовые вопросы информатизации системы таможенных органов сегодня не решены. В частности, отсутствует процедура подачи пассажирской таможенной декларации физическими лицами о товарах для личного пользования, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации и государств — членов Таможенного союза, в электронной форме. Автор подробно анализирует правовые аспекты указанной проблемы и предлагает возможные пути ее решения, в частности, концептуально-логическую модель электронного таможенного декларирования физическими лицами.

Ключевые слова: таможенное право, таможенная декларация, Таможенный союз, таможенный контроль, информатизация таможенной деятельности.

 

Таможенный кодекс Таможенного союза  сегодня предусматривает всего две формы таможенного декларирования [2]: письменную и электронную (п. 3 ст. 179 ТК ТС), в отличие от Таможенного кодекса РФ, который предусматривал четыре формы декларирования: устную, конклюдентную, письменную и электронную.

Следует заметить, что электронное декларирование активно используется в таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление юридических лиц, в особенности крупных участников внешнеэкономической деятельности. Однако нормативные правовые акты в области таможенного дела Таможенного союза и Российской Федерации не содержат информации и правовых норм по поводу электронного таможенного декларирования в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами. Традиционная письменная форма декларирования не отвечает современным потребностям информационного общества, в том числе в части предоставления государственных услуг в электронном виде [3].

Таким образом, наблюдается определенный разрыв при совершении таможенных операций в электронной форме в таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, и в таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление юридических лиц.

Решение этих актуальных задач невозможно без разработки нормативно-правового и организационного обеспечения указанных процессов, основанного на единых для всех участников таможенных операций принципах и правилах. Это, в свою очередь, требует теоретического обоснования правил и норм, регулирующих отношения в сфере электронного таможенного декларирования физическими лицами в формате Евразийского экономического союза.

В настоящее время отсутствует адекватное правовое обеспечение процедуры подачи электронной пассажирской таможенной декларации физическими лицами, пересекающими таможенную границу Российской Федерации и стран — членов Евразийского экономического союза. Для решения этой задачи следует выработать единый подход к физическим лицам как к участникам внешнеэкономической деятельности и участникам электронного таможенного декларирования.

Анализ совершаемых таможенных операций лицами и таможенными органами и изучение процесса таможенного оформления и контроля физических лиц позволил разработать адекватную концептуально-логическую модель электронного таможенного декларирования физическими лицами, позволяющую конкретизировать этапы электронного декларирования, раскрыть специфику формируемых информационных отношений, определить субъектно-объектный состав информационных отношений, выявить пробелы в действующем организационно-правовом обеспечении электронного таможенного декларирования в таможенных органах, осуществляющих таможенные операции в отношении физических лиц. Согласно указанной модели основными объектами информационных отношений в сфере электронного декларирования физическими лицами являются электронная пассажирская таможенная декларация (ЭПТД) и процедура подачи пассажирской таможенной декларации в электронной форме, а также ее регистрация. Хотя законодательно определение ЭПТД и электронного учета электронных пассажирских деклараций на сегодняшний день не регламентировано, под ЭПТД понимается электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 № 287.

В юридической доктрине существуют различные точки зрения на состав субъектов отношений в сфере электронного таможенного декларирования. Для систематизации существующих подходов и установления единых принципов и правил электронного таможенного декларирования следует на уровне Федеральной таможенной службы внести изменения в Инструкцию о порядке подачи и регистрации пассажирской таможенной декларации.

Прежде чем закрепить за участниками электронного таможенного декларирования тот или иной статус, необходимо уяснить, какие действия с ЭПТД выполняет каждый из них. В качестве основных действий можно назвать формирование ЭПТД, проверку подлинности квалифицированной электронной подписи (ЭП) ЭПТД, отправку и получение ЭПТД. С учетом этого можно предложить следующий субъектный состав участников электронного таможенного декларирования:

1. Организатор электронного таможенного декларирования — орган государственной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области электронного таможенного декларирования.

2. Уполномоченный удостоверяющий центр (информационный оператор) — лицо, которое на договорной основе с организатором ЭПТД осуществляет обеспечение оборота электронных документов для таможенных целей, выдачу ЭП, но не правомочно осуществлять непосредственную работу с ЭПТД и участвовать в таможенных операциях.

3. Декларант — лицо, правомерно осуществляющее процедуру электронного таможенного декларирования.

4. Представитель декларанта — лицо в системе электронного таможенного декларирования, которое от имени или по поручению декларанта совершает таможенные операции с ЭПТД.

5. Уполномоченное должностное лицо — лицо в системе электронного таможенного декларирования, которому электронный документ направлен декларантом или представителем декларанта.

С учетом разработанной концептуально-логической модели электронного таможенного декларирования физическими лицами предлагается в правовом статусе за указанными субъектами закрепить следующие права и обязанности.

Декларант или представитель декларанта в сфере электронного таможенного декларирования обязан:

— представлять документы и сведения в электронном виде, а в случае использования системы управления рисками представлять документы и сведения на бумажном носителе при проведении таможенного контроля;

— выполнять всю совокупность действий, необходимых для получения допуска к осуществлению электронного таможенного декларирования, предусмотренных инструкцией электронного таможенного декларирования, на основании указанных выше нормативных актов и ГОСТ;

— устанавливать необходимые аппаратные и программные средства, необходимые для электронного декларирования, и в дальнейшем поддерживать их в работоспособном состоянии;

— выполнять требования по плановой смене ключей ЭП;

— принимать необходимые меры для защиты ключа ЭП от несанкционированного доступа, обеспечивая уровень безопасности эксплуатации и хранения ключей, предусмотренный соответствующими нормативными документами;

— своевременно уведомлять организатора электронного таможенного декларирования о компрометации ключей ЭП и требовать приостановления действия сертификата ключа подписи;

— осуществлять процессы электронного таможенного декларирования в соответствии с Правилами электронного таможенного декларирования;

— при обмене электронными документами соблюдать их форматы и сроки предоставления, установленные действующим законодательством, организатором электронного таможенного декларирования (ФТС России), правилами и соглашениями между организатором и участником электронного таможенного декларирования;

— не производить декомпиляцию, модификацию программных средств электронного декларирования или другие действия, нарушающие действующее законодательство Российской Федерации;

— соблюдать порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров, установленный законодательством Российской Федерации и положением об электронном таможенном декларировании.

Декларант или представитель декларанта имеет право:

— представлять документы и сведения на бумажном носителе и в электронном виде;

— производить подписание ЭПТД квалифицированной электронной подписью;

— требовать от субъектов, организующих процесс электронного таможенного декларирования и (или) выдающих программное обеспечение для создания и использования средств защиты информации, организацию работы с указанными средствами электронного таможенного декларирования в объеме и в соответствии с порядком, определяемым законодательством Российской Федерации, государств — членов Таможенного союза и положением об электронном таможенном декларировании:

— временно, до исключения причин невозможности осуществления электронного документооборота, использовать способы традиционного бумажного документооборота при условии согласования форматов предоставления документов со всеми участниками таможенного декларирования.

Уполномоченное должностное лицо в сфере электронного таможенного декларирования обязано:

— провести форматно-логический контроль соответствия ЭПТД определенным ФТС России структуре и формату данных;

— в случае успешного прохождения указанного контроля зарегистрировать ЭПТД в базе данных таможенного органа и присвоить ей регистрационный номер;

— формировать и вести электронный архив ЭПТД;

— принять решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к ЭПТД.

Решение задачи совершенствования правового обеспечения электронного таможенного декларирования физическими лицами достигается путем разработки функционально достаточного комплекса организационно-правовых регламентов (семейства правовых протоколов) [1] осуществления электронного таможенного декларирования, которые определяют порядок информационного взаимодействия субъектов-участников. Применение разработанных регламентов обеспечит контролируемость выполнения таможенных операций в электронной форме и согласованность процедур для формирования межведомственного электронного документооборота.

Внедрение разработанной совокупности правовых протоколов (включая протоколы создания и обработки ЭПТД, защиты документа средствами криптографической защиты информации, передачи и получения ЭПТД, проверки подлинности ЭПТД, подтверждения получения адресатом ЭПТД, отзыва ЭПТД, хранения ЭПТД — законодательно не регламентировано, уничтожения ЭПТД — законодательно не регламентировано, передачи информации в открытую информационную систему) в практическую деятельность Внуковской таможни [4] дало положительные результаты, в частности, привело к упрощению таможенных формальностей, ускорению пассажиропотока на красном канале, минимизации временных затрат на совершение таможенных операций, устранению конфликтных ситуаций с пассажиром при его убытии за пределы Российской Федерации или прибытии в Российскую Федерацию; предоставлению качественной услуги в рамках проведения таможенной реформы и концепции таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе.

Следует заметить, что проведение системного анализа правовых вопросов информатизации пассажирских таможенных постов и совершения таможенных операций в электронной форме будет способствовать проработке новых механизмов, которые повысят эффективность деятельности таможенных органов и оперативность таможенного контроля и оформления ЭПТД, ускорят пассажиропоток, сократят время регистрации пассажирских таможенных деклараций и дальнейшего выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение на территории Таможенного союза или фактического пересечения таможенной границы Таможенного союза, в частности, пассажирских таможенных постов, что требует дальнейшего совершенствования правового обеспечения процессов информатизации таможенных органов.

 

Список литературы

 

1. Ловцов Д.А., Дементьева А.В., Шибаев Д.В. Технология системного легитимного электронного документооборота // Труды XXX Всерос. науч.-техн. конф. «Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем»: в 5-и т. / РАН, РАО. Серпухов, 2011. Т. 4.

2. Ловцов Д.А., Лобан А.В. Система информационного обеспечения технического регулирования Таможенного союза // Труды VII Междунар. науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве» / РАО. Протвино, 2012.

 

3. Ловцов Д.А. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Информационное право. 2005. № 2.

4. Регламент о порядке подачи электронной пассажирской декларации в электронной форме: утв. начальником Внуковской таможни 25.05.2012.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В XX веке комплексное межотраслевое правовое регулирование стало одной из ведущих тенденций развития системы законодательства, что послужило стимулом для теоретического осмысления этой тенденции. Отдельные проблемы комплексного правового регулирования затрагиваются в рамках рассмотрения системы права и системы законодательства в трудах известных теоретиков права.
Добавлено: 25.03.2018
Рассматривается межгосударственный механизм правового обеспечения деятельности пограничных органов в условиях Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Добавлено: 08.09.2017
Приводится анализ проблем современного евразийского интеграционного правопорядка, в том числе проблем право— и дееспособности управляющих органов Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
Добавлено: 19.07.2017
Проводится сравнительно-правовой анализ основных характеристик исполнительных органов Европейского союза и зарождающегося Евразийского союза. Рассматриваются порядок формирования этих органов, их компетенция, процесс принятия ими решений. Формулируются предложения по созданию наднациональной Евразийской комиссии.
Добавлено: 12.09.2016
Проводится исследование механизма нормативно-правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации по осуществлению административных процедур.
Добавлено: 08.09.2016