Статья

Правовое регулирование азартных игр в РСФСР

А.В. СОХАН, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Рассматриваются ключевые моменты правового регулирования азартных игр в РСФСР, сравниваются основные направления правового регулирования азартных игр в советском и дореволюционном законодательстве.

УДК 343.56(091)

Страницы в журнале: 162-165 

 

А.В. СОХАН,

аспирант кафедры теории и истории государства и права  юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

 

Рассматриваются ключевые моменты правового регулирования азартных игр в РСФСР, сравниваются основные направления правового регулирования азартных игр в советском и дореволюционном законодательстве.

Ключевые слова: азартные игры, правовое регулирование.

 

The legal regulation of gambling in the RSFSR

 

Sohan A.

 

The article deals with the key points of the legal regulation of gambling in the RSFSR, the author compares guidelines for the legal regulation of gambling in the Soviet legislation and the legislation before the October revolution of 1917.

Keywords: gambling, legal regulation.

 

До Октябрьской революции 1917 года в России действовал общий запрет на азартные игры, однако они все же существовали и были весьма распространены, о чем содержатся сведения в преамбулах многочисленных нормативных правовых актов, которые часто издавались, повторяя ранее установленные запреты, а также во многих памятниках культуры. Отдельно законодательно регулировались организация и проведение лотерей. Новая власть внесла определенные изменения в сферу правового регулирования азартных игр.

Рассмотрим основные направления правового регулирования азартных игр в РСФСР, сравним их с существовавшими в Российской империи.

Постановлением Петроградского военно-революционного комитета от 24.11.1917 была сформулирована задача «закрыть все клубы и притоны, где производится игра в карты»[1]. Игральные карты и другие «инструменты азарта» должны безвозмездно изыматься, а деньги — передаваться в распоряжение местных Советов. «На месте закрытых игорных клубов власти создают иные, в основном социальные и культурные учреждения»[2]. В дальнейшем запреты на азартные игры были установлены в отдельных российских губерниях.

9 ноября 1921 г. было издано постановление Совета Труда и Обороны РСФСР «О продаже игральных карт на внутреннем рынке»[3]. Совет постановил допустить продажу игральных карт на внутреннем рынке по ценам, установленным Комитетом цен, а постановления административных органов, воспрещавшие держание и продажу игральных карт, отменить. Следовательно, продажа игральных карт в РСФСР, как и в Российской империи, допускалась, но была поставлена под особый контроль: цены на игральные карты устанавливались государством. В марте 1922 года для усиления фонда Центральной комиссии по борьбе с последствиями голода при ВЦИК Народным комиссариатом финансов РСФСР была установлена надбавка к продажной стоимости игральных карт в размере 50%. В дальнейшем эта надбавка была сохранена[4].

Декретом СНК РСФСР от 11.08.1922 «О разрешении частных заведений с неазартными играми» закреплялось, что открытие заведений для платной игры в неазартные игры, как то бильярд, кегли и т. п., а равно для физических развлечений (карусели, качели и т. п.) разрешается лишь с особого в каждом случае разрешения губернского или уездного управления[5]. При этом в примечании 1 к декрету указывалось, что открытие заведений для игры в карты и лото не разрешается, а в примечании 2 уточнялось вышеизложенное правило: места для платной игры в неазартные игры, открываемые при существующих предприятиях (кафе, ресторанах и т. п.), не освобождаются от получения особого разрешения и патента, согласно данному декрету. В рассматриваемом декрете затрагивался и вопрос о разграничении понятий «азартные игры» и «неазартные игры». Игры в карты и лото однозначно определялись как азартные. К неазартным относились бильярд, кегли, физические развлечения.

1 августа 1924 г. было издано постановление ЦИК СССР, СНК СССР «О государственной монополии на производство игральных карт»[6], действовавшее до издания Указа Президиума ВС СССР от 19.01.1961. Так, на производство игральных карт устанавливалась общесоюзная государственная монополия, осуществляемая Народным комиссариатом финансов СССР. Управление предприятиями, занятыми производством игральных карт, организовывалось на основании декрета от 10.04.1923 «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)»[7]. Воспрещалась торговля игральными картами, изготовленными с нарушением данного декрета, а также картами игранными, необандероленными и с поврежденной обложкой или бандеролью. Ввоз карт иностранного производства из-за границы без разрешения НКФ СССР воспрещался; необандероленные НКФ СССР иностранные карты подлежали конфискации и передаче в распоряжение НКФ СССР. Нарушение вышеизложенных правил каралось по соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик. Так, в РСФСР незаконное производство игральных карт, а также незаконная торговля ими подлежали ответственности в соответствии со ст. 136 УК РСФСР 1922 года: нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий, каралось принудительными работами или лишением свободы на срок не менее 6 месяцев[8]. В целом указанные правила относительно производства и продажи игральных карт воспроизводили принципы правового регулирования данной сферы, которые действовали в России в имперский период.

Важное место среди нормативных правовых актов советского периода, регулирующих азартные игры, занимает постановление СНК СССР от 08.05.1928 «О закрытии игорных заведений»[9]. В этом документе СНК СССР постановил: советам народных комиссаров союзных республик принять меры к немедленному закрытию всех заведений для игры в карты, рулетку, лото и другие азартные игры.

31 декабря 1947 г. Министерством сельского хозяйства СССР утверждаются Правила взаимных пари (тотализатор) на ипподромах, включающие некоторые формы азартных игр на бегах и рысистых скачках, а именно взаимные пари (тотализаторы). Поступления от тотализаторов направлялись на поддержку коневодства и коннозаводства в СССР[10].

27 октября 1960 г. ВС РСФСР утверждает УК РСФСР, в котором содержится несколько статей, устанавливающих ответственность за деяния, связанные с азартными играми. Статья 210 «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность» гласила: вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, а равно использование несовершеннолетних для целей паразитического существования, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. В соответствии со ст. 226 «Содержание притонов и сводничество» содержание игорных притонов наказывалось лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества или без таковой.

В 1986 году в КоАП РСФСР, утвержденном ВС РСФСР 20.06.1984, появилась ст. 164.1 «Азартные игры» (введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986). Так, участие в азартных играх (в карты, рулетку, «наперсток» и др.) на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 руб. с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года уже подвергалось административному взысканию за одно из вышеперечисленных нарушений, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 300 руб. с конфискацией или без таковой игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре. Организация азартных игр влечет наложение штрафа в размере от 100 до 500 руб. с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре. Таким образом, азартные игры были вообще запрещены под угрозой административного наказания, административная ответственность была также установлена за их организацию.

Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде сфер. Однако в соответствии со ст. 16 данного правового акта содержание игорных заведений, организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях запрещались.

Указом Президиума ВС РСФСР от 11.08.1988 в УК РСФСР были внесены изменения. Так, появилась статья 208.1 «Организация азартных игр», согласно которой организация азартных игр (в карты, рулетку, «наперсток» и др.) на деньги, вещи и иные ценности лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение, наказывалась лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда с конфискацией имущества или без таковой. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за данное преступление, наказывались лишением свободы на срок до 3 лет с конфискацией имущества. Злостные нарушители запретов в отношении азартных игр подлежали уголовной ответственности.

В постановлении Совмина СССР от 29.12.1988 № 1468 «О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом о кооперации в СССР» в перечне видов деятельности, которыми не вправе заниматься кооперативы, указаны организация и содержание игорных заведений, а также организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях. 31 мая 1990 г. данный перечень был дополнен: кооперативы не вправе были также заниматься изготовлением и реализацией игральных карт[11].

Отдельно следует упомянуть о правовом регулировании лотерей в РСФСР. Установленный сразу после революции запрет на организацию и проведение лотерей был вскоре заменен разрешительным порядком. В целом в РСФСР были восстановлены принципы, действовавшие в Российской империи: исключительно социальный характер допускаемых лотерей, необходимость соответствующих разрешений со стороны власти, строгий контроль над организацией и проведением лотерей. Проведение лотерей в советское время помогало государству собрать необходимые денежные средства на социально-культурное развитие той или иной сферы: обустройство стадионов, популяризацию произведений советского искусства, патриотическое воспитание молодежи и т. п. Учредителями лотерей выступало государство в лице Совета Министров, Министерства культуры и пр. Непосредственное участие в проведении лотерей принимал Госплан.

Таким образом, негативное отношение государства к азартным играм в советский период привело к тому, что азартные игры были вообще запрещены. Исключение составляли только лотереи и тотализаторы на конных бегах, которые рассматривались как спортивные мероприятия. Основные направления правового регулирования азартных игр в РСФСР оставались теми же, что существовали в Российской империи.

 

Библиография

1 См.: Ковтун Е.В. История правового регулирования азартных игр в России. — М., 2009. С. 83.

2 Там же.

3 СУ РСФСР. 1921. № 74. Ст. 609.

4 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18.01.1923 «О дополнительном обложении торговых и промышленных предприятий на проведение мероприятий по борьбе с последствиями голода» // СУ РСФСР. 1923. № 4. Ст. 77.

5 СУ РСФСР. 1922. № 51. Ст. 651.

6 СЗ СССР. 1924. № 4. Ст. 51.

7 СУ РСФСР. 1923. № 29. Ст. 336.

8 Постановление ВЦИК РСФСР от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с УК РСФСР) // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

9 СЗ СССР. 1928. № 27. Ст. 249.

10 Ковтун Е.В. Указ. соч. С. 109.

 

11 Постановление Совмина СССР от 31.05.1990 № 540 «О дополнении Перечня видов деятельности, которыми не вправе заниматься кооперативы» // СП СССР. 1990. № 14. Ст. 80.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье анализируются особенности правового регулирования международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики, исследуется его современное состояние и рассматриваются перспективы развития
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена формированию терминологического аппарата, выявлению характерных признаков, присущих молодежному предпринимательству, изучению законодательства, поиску путей решения проблемных вопросов, с которыми сталкиваются молодые предприниматели
Добавлено: 01.12.2024
Пятнистые олени являются ценным элементом биосферы, что обусловлено их устойчивым положением как в пищевой цепи, так и в экономике государства.
Добавлено: 31.08.2024
Статья посвящена рассмотрению вопроса о необходимости криминализации деяния, связанного с вовлечением несовершеннолетних в занятие азартными играми, обусловленной наличием общественной опасности данного деяния
Добавлено: 31.08.2024
В статье рассматриваются особенности правового регулирования наследования цифровых активов (сайтов, личных блогов, цифровой валюты и цифровых активов (токенов), аккаунтов в социальных сетях) в странах Евразийского экономического союза
Добавлено: 02.08.2024