Статья

Правовое регулирование залогового счета при банкротстве залогодателя

Рассматриваются проблемы использования нового для российского законодательства понятия «залоговый счет». Анализируются некоторые юридические вопросы правового регулирования залоговых счетов в ходе процедуры банкротства залогодателя.

УДК 347.466:347.736 

Страницы в журнале: 57-59

 

А.А. Ерофеев,

аспирант кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов Россия, Москва Alexander-A.Erofeev@yandex.ru

Рассматриваются проблемы использования нового для российского законодательства понятия «залоговый счет». Анализируются некоторые юридические вопросы правового регулирования залоговых счетов в ходе процедуры банкротства залогодателя.

Ключевые слова: залоговый счет, залогодатель, банкротство, конкурсное управление, основное обязательство.

 

Вопрос о залоге денежных средств является спорным. В юридической литературе существовали три позиции по данной проблеме:

1) залог денежных средств невозможен в принципе [4]; 2) залог невозможен, за исключением наличных денежных средств [3]; 3) деньги могут быть предметом залога [1]. Существо противоположных позиций было обусловлено правовой природой денег как объекта гражданских прав, поскольку законодатель распространял на деньги правовой режим вещи; а также тем обстоятельством, что реализация предмета залога в силу ст. 350 Гражданского кодекса РФ в первоначальной редакции осуществлялась лишь путем продажи с публичных торгов, если иное не было предусмотрено законом.

Значительные корректировки ГК РФ в части регулирования института залога кардинальным образом изменили правовую природу денег и залога денежных средств.

В литературе обосновывается точка зрения о том, что договор залогового счета следует рассматривать в качестве разновидности договора банковского счета [2].

В июле 2014 года законодатель ввел в ГК РФ новый институт — договор залога прав по договору банковского счета, однако определения такого договора в законодательных нормах не содержится. Мы предлагаем следующий вариант: договор залога прав по договору банковского счета — это соглашение, в силу которого владелец счета (залогодатель) обязуется передать залогодержателю (банку или иному лицу) при условии открытия залогового счета в банке в залог права по договору банковского счета для исполнения какого-либо основного обязательства.

Залог прав по договору банковского счета регулируется различными нормативными правовыми актами, среди которых: ГК РФ, федеральные законы от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 72.1), от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) (ст. 18.1), от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (статьи 27.3 и 27.3-1), от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 145).

Нормы законодательства (ст. 358.12 ГК РФ) в части операций по залоговому счету имеют следующую иерархию: в первую очередь подлежат исполнению нормы о залоге (параграф 3 главы 23 ГК РФ); во вторую очередь — положения глав 44 и 45 ГК РФ; в третью — другие нормы законодательства; затем — банковские правила и законодательство и, наконец, положения договора залога прав.

В практической деятельности банков часто актуализируются вопросы, связанные с необходимостью одновременного применения гражданского законодательства, а также иных федеральных законов и новых видов банковских счетов.

Например, у банков в процессе их деятельности возник вопрос о юридической судьбе залогового счета в ситуации, когда залогодатель был признан банкротом и в отношении него начата процедура конкурсного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один, основной счет должника в банке. Иные счета должника должны быть закрыты, а имеющиеся на них средства переведены на основной счет должника.

Однако средства, находящиеся на залоговом счете, имеют специальный правовой режим (статьи 358.9—358.14 ГК РФ), поэтому их перечисление на основной счет должника может привести к нарушению прав залогодержателя. Кроме того, ст. 138 Закона о банкротстве предусмотрена возможность открытия специального банковского счета должника, на который должны зачисляться денежные средства, оставшиеся после распределения сумм, вырученных от реализации предмета залога, и выплаты залогодержателю 70% полученной суммы.

Из этого следует, что законодательство о банкротстве также обеспечивает приоритетность требований залогодержателя, однако немного иным образом, чем общее законодательство о залоге, включая статьи 358.9—358.14 ГК РФ.

Представляется, что порядок распределения сумм, вырученных от реализации предмета залога, предусмотренный ст. 138 Закона о банкротстве, должен быть применен и в случае несостоятельности залогодателя-владельца залогового счета, права по которому заложены.

 

Однако действующее законодательство не содержит правового механизма, позволяющего применить ст. 138 Закона о банкротстве к залоговым счетам, права по которым заложены, принимая во внимание, что в Закон о банкротстве не внесено никаких изменений в связи с появлением в гражданском законодательстве понятия залогового счета.

Рассмотрим подробнее две ситуации, возникающие в банковской деятельности применительно к проблеме работы с залоговыми счетами, права по которым заложены.

Залогодатель-банкрот является должником по основному обязательству, а средства, имеющиеся на залоговом счете, заложены по договору о залоге прав по договору банковского счета.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

Отсюда следует, что требование кредитора-залогодержателя по основному обязательству к залогодателю-должнику является срочным, и залогодержатель имеет право обратить взыскание на заложенное имущество залогодателя-банкрота.

Теперь возникает вопрос: должен ли залоговый счет быть закрыт после признания должника-залогодателя банкротом, а остаток счета — перечислен на основной счет должника, либо на специальный банковский счет для учета средств от реализации предмета залога?

Ответ на этот вопрос видится таким: если залогодатель-банкрот является должником по основному обязательству, в обеспечение исполнения которого права по договору банковского счета переданы в залог, требования кредитора должны быть удовлетворены в порядке, установленном для удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом прав по договору банковского счета, согласно п. 2.2 ст. 138 Закона о банкротстве.

При этом имеет значение, заключен договор залога прав по договору банковского счета в отношении всей денежной суммы, находящейся на залоговом счете, или же в отношении твердой денежной суммы.

В последнем случае, по нашему мнению, в качестве предмета залога следует рассматривать находящиеся на залоговом счете денежные средства в сумме, не превышающей указанный в договоре залога размер. Денежные средства в размере, превышающем определенную в договоре залога твердую денежную сумму, подлежат перечислению на основной счет должника, обязанность использования которого конкурсным управляющим установлена п. 1 ст. 133 Закона о банкротстве.

Залогодатель-банкрот не является должником по основному обязательству, а средства на залоговом счете заложены по договору о залоге.

В данной ситуации срок исполнения основного обязательства может наступить либо на момент признания залогодателя банкротом, либо чуть позже.

В соответствии с п. 5 ст. 138 Закона о банкротстве требования залогодержателей по договорам залога, заключенным с должником в обеспечение исполнения обязательств иных лиц, также удовлетворяются в порядке, предусмотренном данной статьей. Указанные залогодержатели обладают правами конкурсных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, во всех процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, важна позиция, изложенная в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя» (п. 22.2), согласно которой возбуждение дела о банкротстве залогодателя, не являющегося должником по обеспеченному залогом обязательству, является основанием для требования о досрочном исполнении обеспеченного залогом обязательства применительно к пп. 2 п. 2 ст. 351 ГК РФ. Требования залогодержателя удовлетворяются из доходов, полученных от реализации заложенного имущества, в таком же порядке, что и при удовлетворении требований кредиторов по собственным обязательствам должника, обеспеченным залогом его имущества. При этом учитывается, что право требования на получение выручки от продажи предмета залога принадлежит залогодержателю лишь в той мере, в какой его требования не погашены должником по основному обязательству.

Если средства на залоговом счете не заложены, залоговый счет практически ничем не отличается от обычного банковского счета, и денежные средства с залогового счета подлежат перечислению на основной счет должника.

Список литературы

 

1. Гонгало Б.М. Обеспечение исполнения обязательств. М., 1999.

2. Карчевский С.П. Новые виды банковских счетов: открытие и функционирование // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. № 2.

3. Маковская А.А. Залог денег и ценных бумаг. М., 2000.

4. Рубанов А.А. Залог и банковский счет в договорной практике // Хозяйство и право. 1997. № 9.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Представленная вниманию читателей статья продолжает цикл авторских материалов о различных аспектах правового регулирования в сфере арбитражного судопроизводства
Добавлено: 03.11.2024
В современном мире, в котором банкротство является стандартной ликвидационной процедурой, все чаще возникает вопрос о правовом статусе участника контролирующего должника лица в процедуре банкротства юридического лица
Добавлено: 06.10.2024
В статье рассматривается институт субсидиарной ответственности и особенности его применения в процедурах банкротства. Автор рассуждает о природе этого древнего вида гражданско-правовой ответственности, дает анализ дискурса по вопросу определения субсидиарной ответственности в современной научной российской теории
Добавлено: 06.10.2024
Цель исследования — проблемы налогообложения в рамках процедуры банкротства юридического лица и физического лица. Изучаются правовые тенденции и судебная практика Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ за 2023 и 2024 годы, судебная практика судов нижестоящих инстанций по следующим вопросам: очередность уплаты налога на прибыль, исчисленного с продажи имущества банкрота
Добавлено: 05.07.2024
Статья посвящена особенностям применения обеспечительных мер в судопроизводстве по делам о несостоятельности (банкротстве). Судебная практика показывает, что по делам о банкротстве заявлений о применении обеспечительных мер подается меньше, чем по иным арбитражным спорам, но процент удовлетворения таких заявлений намного выше
Добавлено: 26.05.2024