УДК 347.44:330.322.3К
Страницы в журнале: 77-80
А.А. БЕЛЕЦКАЯ,
аспирант кафедры трудового и предпринимательского права юридического факультета Белгородского государственного университета, юрисконсульт Управления образования администрации г. Белгорода
научный руководитель:
В.Ю. ТУРАНИН,
кандидат юридических наук, докторант, доцент кафедры трудового и предпринимательского права юридического факультета Белгородского государственного университета
Статья посвящена анализу правовой основы привлечения инвестиций в научную область; сделан вывод о том, что комплексные экономико-правовые исследования вложений в научную сферу являются основой для разработки эффективной модели инвестиционного договора.
Ключевые слова: инвестиции, нанотехнология, инновационный процесс, правовое регулирование.
Article is devoted the analysis of a legal basis of attraction of investments in scientific area. The conclusion that complex economic-legal researches in the field of investment in scientific sphere are a base basis for working out of effective model of the investment contract is drawn.
Keywords: investments, nanotechnology, innovative process, legal regulation.
Анализ нормативно-правовой основы привлечения инвестиций при решении крупных государственных задач, способных поднять экономику страны на качественно новый уровень, становится все более востребованным. Сегодня экономическая стратегия Российской Федерации основана на необходимости вложения средств в инновационный сектор экономики, в частности, в одну из наукоемких областей — развитие нанотехнологий. Следует отметить, что доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения не превышает 1%, а к 2015 году за счет прорыва в сфере нанотехнологий должна возрасти как минимум в три раза[1].
В настоящее время в Российской Федерации действует федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 568), согласно которой из средств федерального бюджета предусмотрено выделить 43 920 млн руб. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это свидетельствует о значимой роли средств федерального бюджета в развитии процессов инвестирования в научную сферу. К примеру, по словам А. Фурсенко, за три года объем внутренних затрат на науку в высшей школе планируется удвоить. «Мы создадим такие условия, при которых получение значительной финансовой поддержки на развитие отечественной науки станет реальностью», — заявил министр образования России, выступая 11 мая 2009 г. на выездном заседании Совета Российского союза ректоров, проходившем в Белгородском государственном университете.
Необходимо отметить рост не только бюджетного финансирования в науку, но и попытки привлечения частных инвесторов в инновационную сферу. Поэтому совершенствование инвестиционного законодательства в научной сфере, внедрение комплексного системного подхода является значимой и актуальной задачей. Отсутствие необходимого правового обеспечения служит сдерживающим фактором в разработке современных инвестиционных проектов.
Наиболее значимыми нормативными актами на федеральном уровне, регламентирующими правоотношения в сфере науки, являются нормы Конституции РФ о правовых основах научной деятельности и об использовании ее результатов, федеральные законы от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
К этой области исследований относятся также нормативные акты, определяющие отдельные сферы существования общества, связанные с наукой. Дополнительно на уровне субъектов Федерации имеется обширное законодательство, которое обеспечивает решение региональных проблем в научной сфере и инвестиционной деятельности. Однако следует отметить, что на сегодняшний день сложившийся нормативный блок — явление, не обособленное в системе отечественного права и не имеющее четкого механизма регулирования.
Основной регулятор отношений между субъектами научной деятельности, государством и потребителем научной продукции — инвестиционный договор, поэтому очевидна необходимость развития инвестиционного законодательства в научной области.
Несмотря на то что легальный термин закреплен в законе[2], по мнению одних юристов, инвестиции не являются правовой категорией[3]; с точки зрения других, дефиниция, содержащаяся в законе, не позволяет раскрыть экономическую сущность возникающих отношений.
Следует отметить, что в период коренной перестройки экономических основ государства осмысление новых терминов часто происходило уже после вступления в силу использующих их нормативных правовых актов. Такая ситуация сложилась, в частности, в отношении категорий «инвестиции» и «инновации». Нельзя не согласиться с мнением Т.Я. Хабриевой, которая отмечает, что «юридическая наука должна определять понятийный аппарат», подчеркивая, что «речь идет именно о развитии исследований новых научных проблем, по возможности опережающих, а не следующих за принятием правовых актов»[4].
Для установления точного содержания понятия инвестиций и формирования его правовой дефиниции большое значение имеет анализ работ российских и зарубежных авторов[5]. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) понятие инвестиций отражает действие — вложение. Однако процесс вложения может охватывать достаточно разноплановые аспекты и в момент осуществления вложений трудно провести грань, к примеру, между потребительскими расходами и инвестициями;
2) инвестиции представляют собой часть процесса оборота капитала, конечная экономическая цель этого оборота — извлечение прибыли;
3) инвестиционная прибыль является результатом уже осуществленных вложений и мониторинга результатов процесса инвестирования;
4) помимо этого, к инвестициям можно отнести затраты, которые имеют конечной экономической целью не только возрастание стоимости капитала, но и простое его сохранение, а также затраты, прибыль от которых в принципе не может быть оценена.
Последнее положение, на наш взгляд, имеет ключевое значение для установления точного содержания понятия инвестиций и формирования его правовой дефиниции, особенно применительно к научной деятельности.
У русских слов «инвестиция», «инновация» латинская этимология. В современных языках лингвисты отмечают наличие обширной лексической группы, использующей латинские словообразовательные модели. Так, латинская приставка in- придает глаголу смысловой оттенок сближения, аналогичный по значению русской приставке в-; а с помощью суффикса -tio от основы глагола образуется существительное со значением деятельности. По данной модели, от латинского in-vestire — «одевать, покрывать, окружать» — образовалось существительное investio.
В свою очередь инновация — это нововведение, которое качественно повышает эффективность действующей системы. В термин «инновация» в настоящее время вкладывается два понятия: во-первых, это новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, технология, услуга, внедренные в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, процесс осуществления изменений или внедрения новшеств.
Интересным, на наш взгляд, является анализ понятия innovatio. Оно представляет собой синтез двух слов: investio и novatio. Инновация создается в результате исследований и открытий, материализуя научные и практические решения. Ее основное свойство — новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, так и с позиций рынка по коммерческой результативности. В привычном для нас понимании новизна определяется совокупностью свойств, характеризующих радикальность изменений объекта.
Потребность в инновациях возникает в результате воздействия различных факторов, имеющих как экономический, так и политико-правовой характер. Установка на активизацию и эффективное использование инновационного потенциала стала для нашей страны стратегической. Решение этой задачи может обеспечить научный прогресс. Интеллектуальные разработки, наукоемкие технологии, внедренные в производство, являются непременными составляющими инновационного характера отечественной экономики.
Известно, что научные исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и опытно-конструкторские разработки. Инновационный процесс охватывает весь цикл от формирования идеи до ее реализации на коммерческой основе. Базис инновационного процесса составляет деятельность, связанная с трансформацией идеи в результаты научных исследований, а затем в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый в производство или реализуемый на ранке.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» создана государственная корпорация «Роснанотех». Объектом ее деятельности является реализация государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.
Согласно Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года (одобрена Правительством РФ 18 ноября 2004 г. № МФ-П7-6194) нанотехнология определяется как совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы большего масштаба. Таким образом, нанотехнология является одним из наукоемких производств. Использование в нанотехнологии передовых научных достижений позволяет относить ее к высоким технологиям.
Выигранные в последние годы гранты и госконтракты на сумму около 1 млрд руб. позволили создать на базе Центра наноструктурных материалов и нанотехнологий Белгородского государственного университета учебно-научный инновационный комплекс «Материаловедение и нанотехнологии». Комплекс занимается исследованиями, разработкой и созданием наноматериалов и покрытий технического и медицинского назначения. К примеру, реализация проекта «Разработка опытно-промышленных технологий получения нового поколения медицинских имплантатов на основе титановых сплавов» с общим объемом финансирования 323 млн руб. предполагает, что с 2011 года объем продаж составит 648 млн руб. Деятельность БелГУ на рынке наукоемкой конкурентоспособной продукции осуществляется и в рамках исследовательской работы по проектам федеральной целевой программы и по договорам с хозяйствующими субъектами Белгородской области и других регионов России.
Следует отметить, что на всех этапах цепочки «наука — производство — внедрение» принимают участие разные субъекты: органы государственной власти, научные и образовательные коллективы, предприятия и т. д. По нашему убеждению, сложность и многообразие субъектного состава инвестиционных отношений требует комплексного системного подхода к установлению их правового статуса, предопределяет разработку механизмов и гарантий реализации прав всех участников инвестиционного договора. Потребуется также уточнение понятия инвестиций применительно к каждому из субъектов договора.
По нашему мнению, долгосрочные наукоемкие инвестиционные проекты, приносящие колоссальный эффект (в том числе связанные с развитием нанотехнологий), не могут быть осуществлены в чисто рыночной экономике в короткий и средний периоды времени. Они не соответствуют критериям рентабельности и потому малопривлекательны для частных инвесторов. Эффективная реализация подобных проектов возможна только на основе государственного финансирования в форме госзаказов, а это уже проявление не полностью либерализованной рыночной экономики.
На наш взгляд, вполне очевидна необходимость сочетания принципов экономического либерализма и методов государственно-правовой регламентации в сфере инвестиций, т. е. возможность использования комбинированной модели инвестиционной деятельности, особенно в области наукоемких технологий. В рамках такой комбинированной модели определяющим является место и роль государства в управлении капиталооборотом, осуществляется разграничение функций и распределение полномочий между государственными и негосударственными субъектами инвестиционных правоотношений, устанавливаются пределы государственного вмешательства в инвестиционную деятельность негосударственных субъектов. Участие в инвестиционном процессе субъектов с разными интересами является для всех выгодным. Государство, привлекая к участию в инвестиционной деятельности частные структуры, получает возможность сосредоточить усилия на решении приоритетных задач, определяемых инвестиционной политикой. В свою очередь негосударственные субъекты инвестиционных отношений могут реализовать свои интересы, направленные на извлечение прибыли. Помимо этого, негосударственные субъекты инвестиционной деятельности, создавая экономическую базу и являясь финансовой опорой государства, одновременно выступают в качестве конкурентов, стимулирующих развитие соответствующих государственных структур.
Конструктивное сосуществование государственного и негосударственного секторов инвестиционной сферы — основное, но далеко не единственное требование создания эффективной модели инвестиционного договора. Инвестиционный процесс, воплощенный в конкретный проект, в ходе его реализации нуждается в наличии средств. При этом необходимо продуманное привлечение и эффективное комбинирование внутренних и внешних инвестиционных ресурсов.
Как уже отмечалось нами ранее, инвестиции в фундаментальную науку, сферу образования, культуру и здравоохранение, в социальное обеспечение должны осуществляться преимущественно при государственном финансировании с предпочтительным использованием планово-распределительного механизма. Так, в США, Японии, ФРГ в результате использования преимуществ подобной схемы инвестирования развита мощная сфера наукоемких технологий и производств. Россия, обладающая колоссальными природными богатствами и обширной территорией, не сможет обойтись без создания современных наукоемких технологий, развития науки и образования, а это предполагает государственное финансирование, масштабные бюджетные инвестиции.
Подводя итог, необходимо отметить следующее.
Одной из приоритетных задач развития общества является инвестирование в фундаментальную науку, в развитие наукоемких технологий и производств.
Проведенный анализ свидетельствует о перспективности комплексных экономико-правовых исследований в области инвестирования для разработки эффективной модели инвестиционного договора и решения важных государственных задач.
Библиография
1 См.: Нарышкин С.Е. Привлечение иностранных инвестиций: экономическая стратегия и развитие регионов России. — М., 2009. С. 163.
2 Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 2—3.
3 См., например: Инвестиции: Учеб. / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. — М., 2003. С. 20—22.
4 Хабриева Т.Я. Правовое измерение научного прогресса // Журнал российского права. 2009. № 8. С. 24.
5 См., например: Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). — М., 2007. С. 28—29; Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. — М., 2003. С. 10—39.