Статья

Правовое регулирование исполнительного производства в государствах—членах Евразийского экономического сообщества: сравнительный анализ

А.Р. ГОЛУБЕВА, начальник Правового управления Федеральной службы судебных приставов, кандидат юридических наук И.Ю. МОГИЛЕВА, советник отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления Федеральной службы судебных приставов Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) представляет собой международную экономическую организацию, основные задачи которой — сближение и гармонизация национальных законодательств, обеспечение взаимодействия правовых систем государств—членов ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

А.Р. ГОЛУБЕВА,
начальник Правового управления Федеральной службы судебных приставов, кандидат юридических наук 
И.Ю. МОГИЛЕВА,
советник отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления Федеральной службы судебных приставов
 
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) представляет собой международную экономическую организацию, основные задачи которой — сближение и гармонизация национальных законодательств, обеспечение взаимодействия правовых систем государств—членов ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества. 
 
В сфере деятельности данной организации немаловажными представляются вопросы, касающиеся унификации законодательства, регламентирующего принудительное исполнение судебных решений и актов иных органов и должностных лиц, в целях обеспечения эффективной защиты прав участников исполнительного производства в государствах—членах  ЕврАзЭС.
Сравнительный анализ законодательства об исполнительном производстве государств—членов ЕврАзЭС позволил выявить различия, особенности и недостатки правового регулирования принудительного исполнения судебных и иных актов, а также обозначить пути  возможного развития правового регулирования этой сферы правоотношений.
В настоящее время в государствах—членах ЕврАзЭС действует как государственная, так и смешанная система принудительного исполнения.
Государственная система принудительного исполнения характерна для Российской Федерации, Республики Беларусь, Киргизской Республики и Республики Таджикистан. В Российской Федерации и Республике Таджикистан органы принудительного исполнения входят в систему органов исполнительной власти.
В Республике Беларусь, Киргизской Республике принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.
Впервые в рамках ЕврАзЭС, в частности, в Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения.
В Российской Федерации организация деятельности в сфере исполнительного производства регулируется федеральными законами от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Функции по принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц возложены на Федеральную службу судебных приставов, подведомственную Министерству юстиции РФ. Службу возглавляет директор — главный судебный пристав Российской Федерации. Структуру Службы образуют территориальные органы (управления, возглавляемые главными судебными приставами субъектов Российской Федерации), которые состоят из структурных подразделений (районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемых старшими судебными приставами).
В Киргизской Республике действует Закон от 18.03.2002 № 39 «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Киргизской Республике».  Полномочия по принудительному исполнению судебных и иных юрисдикционных актов возложены на Судебный департамент Киргизской Республики, который возглавляет директор — главный судебный исполнитель Киргизской Республики.
В Республике Беларусь исполнительное производство осуществляется в соответствии с постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству», а также постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 17 «Об утверждении Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам». Организацию деятельности судебных исполнителей районных (городских) судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов. Министерство юстиции РБ осуществляет контроль за работой судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач, а также (как и главные управления юстиции) в пределах компетенции рассматривает жалобы на действия судебных исполнителей.
Исполнительные действия на территории Республики Беларусь совершаются судебными исполнителями, состоящими при соответствующих судах. В судах, где имеется два и более судебных исполнителя, назначается старший судебный исполнитель. Общее руководство деятельностью судебных исполнителей возлагается на председателей судов.
Непосредственный контроль за выполнением возложенных на судебных исполнителей задач осуществляется судьями и старшими судебными исполнителями. Исполнение судебных решений, вынесенных хозяйственными судами Республики Беларусь, возложено на Службу судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, которая состоит при Высшем хозяйственном суде Республики Беларусь. Служба судебных исполнителей хозяйственных судов входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам в порядке, установленном законодательством. Службу возглавляет начальник управления контроля — главный судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь. Председатель Высшего хозяйственного суда осуществляет общее руководство деятельностью хозяйственных судов по исполнению судебных и иных актов.
В Республике Казахстан вопросы организации деятельности в сфере исполнительного производства регулируются Законом от 02.04.2010 № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», согласно которому функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей. Уполномоченным государственным органом, обеспечивающим обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, является Комитет по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан.
Исполнение исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей территориальных органов и отделов уполномоченного органа по обеспечению исполнения исполнительных документов. Систему органов исполнительного производства образуют: уполномоченный государственный орган по обеспечению исполнения исполнительных документов, территориальные органы уполномоченного органа в областях, городах Астана и Алматы и отделы территориальных органов в районах и городах (территориальные отделы).
Контроль за деятельностью государственного судебного исполнителя осуществляет уполномоченный орган и его территориальные органы (Комитет по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан).
Кроме того, в Республике Казахстан создана республиканская коллегия частных судебных исполнителей, которая является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение региональных коллегий частных судебных исполнителей. Каждая из региональных коллегий частных судебных исполнителей избирает в порядке, предусмотренном уставом Республиканской коллегии частных судебных исполнителей, представителей в состав Республиканской коллегии частных судебных исполнителей. Территория деятельности частного судебного исполнителя, а также количество частных судебных исполнителей в пределах исполнительного округа определяются уполномоченным органом совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей. Контроль за законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, Республиканской и региональными коллегиями частных судебных исполнителей. Контроль за соблюдением налогового законодательства частным судебным исполнителем осуществляют органы налоговой службы Республики Казахстан. Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.
В Республике Таджикистан в рамках реализации программы судебно-правового производства полномочия по принудительному исполнению, ранее возложенные на работников судов, были переданы Министерству юстиции  Республики Таджикистан. В Министерстве юстиции образовано Управление по организации деятельности судебных исполнителей, на которое возложены следующие функции: проверка деятельности судебных исполнителей; подготовка для них методических и практических рекомендаций; обобщение практической работы судебных исполнителей; разработка предложений об улучшении организации деятельности судебных исполнителей и т. д.
Руководитель Управления назначается  на должность и освобождается от должности приказом министра юстиции Республики Таджикистан и подчиняется непосредственно министру юстиции. Деятельность в сфере исполнительного производства регулируется Законом Республики Таджикистан от 20.03.2008 № 373 «Об исполнительном производстве».
Права судебных исполнителей государств—членов ЕврАзЭС, а также возложенные на них обязанности в основном схожи. Вместе с тем имеются и различия в вопросах правового закрепления полномочий лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных и иных юрисдикционных актов.
Например, в Российской Федерации судебный пристав-исполнитель наделен  правами:
—запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
—с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
—производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
—обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание;
—по заявлению взыскателя или собственной инициативе принимать решение о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В Республике Казахстан судебный исполнитель имеет право быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами государственных органов, организаций по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов.

Читать полностью...

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024