Статья

Правовое регулирование использования федеральной недвижимости, находящейся за рубежом

А.В. CМЕТАНИН, аспирант МГЮА Российская недвижимость за рубежом в настоящее время представляет собой сложно поддающийся систематизации набор объектов недвижимого имущества, права собственности на которые возникали на протяжении нескольких столетий.

А.В. CМЕТАНИН,

аспирант МГЮА

 

Российская недвижимость за рубежом в настоящее время представляет собой сложно поддающийся систематизации набор объектов недвижимого имущества, права собственности на которые возникали на протяжении нескольких столетий.

Так, недвижимое имущество СССР было предназначено в основном для обеспечения деятельности дипломатических и торгово-экономических представительств. Кроме того, часть недвижимого имущества была передана различным органам исполнительной власти, государственным органам и организациям для функционирования их представительств.

В настоящее время состав недвижимого имущества, расположенного за рубежом, можно представить следующим образом:

· недвижимое имущество, приобретенное царской Россией, РСФСР и СССР в довоенные годы;

· недвижимое имущество, принадлежащее Русской Православной Церкви;

· недвижимое имущество, приобретенное министерствами и ведомствами бывшего СССР в послевоенные годы;

· недвижимое имущество, приобретенное на основе «оккупационного права» после Второй мировой войны.

До недавнего времени управлением федеральным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, занималось множество учреждений: Минимущество России, МИД России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минкультуры России, Управление делами Президента РФ, огромное количество подведомственных им учреждений, а также организации, давно уже ставшие коммерческими (такие, как Росзарубежцентр, Морской Регистр, РИА «Вести», «Совэкспортфильм», Госкомрыболовство, ИТАР-ТАСС и др.).

Наиболее полной информацией о недвижимости СССР располагало Главное управление советским имуществом за рубежом (ГУСИМЗ), которое до 25.04.1947 входило в Минвнешторг СССР, а с 1947 по 1953 год являлось самостоятельным Главкомом при Совмине СССР.

В настоящее время ключевым документом в распределении функций управления указанным имуществом является Указ Президента РФ от 23.10.2000 № 1771 «О мерах по повышению эффективности использования федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом» (далее — Указ № 1771), который уполномочил только два ведомства работать с госзагрансобственностью: Управление делами Президента РФ и МИД России, обязав остальных «балансодержателей» передать им все зарубежные активы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 214 Гражданского кодекса РФ, федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации право собственности осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

С теоретической точки зрения, следует, наверное, согласиться с утверждением известного ученого-юриста В.К. Андреева о том, что «поскольку согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти, следовательно, федеральная государственная собственность в Российской Федерации принадлежит ее многонациональному народу». Однако непосредственно управление государственной собственностью осуществляется с помощью властных полномочий органов государства (в отношении заграничной собственности, как отмечалось выше, такими органами являются МИД России и Управление делами Президента РФ).

Федеральное недвижимое имущество, находящееся за рубежом, является неотъемлемой частью государственной собственности, поэтому управление им является составляющей всего процесса управления государственной собственностью. Учитывая объемность федеральной собственности, от эффективности использования и управления государственным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, в немалой степени зависит состояние экономики России в целом.

Прежде всего необходимо определиться с самим термином «управление». Для этого обратимся к одному из основателей теории государственного управления экономикой — академику А.В. Венедиктову. Он понимал под управлением, возложенным на госорган в отношении предоставленного ему государством имущества, всю совокупность функций и, соответственно, обязанностей и прав, осуществляемых им в отношении этого имущества, и всю совокупность правовых действий, совершаемых госорганом по поводу этого имущества, а не только административно-правовые функции и административно-правовые акты управления.

Организация управления любой государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области госсобственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение госсобственностью; учет объектов госсобственности и распределение ее объектов между субъектами; осуществление непосредственного управления.

Конституция РФ исходит из того, что управление федеральной собственностью относится к ведению органов Федерации. Дословно об управлении федеральной собственностью в Основном законе говорится всего дважды. В частности, подп. «д» ст. 71 определяет, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, а ст. 114 устанавливает, что Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

В ранее действовавшей Конституции от 12.04.1978 (в ред. от 10.12.1992) федеральная государственная собственность и управление ею были отнесены к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Что касается правового акта, регламентировавшего вопросы управления и распоряжения собственностью советского государства, находящейся за рубежом, то здесь следует отметить, например, Постановление Совета Министров СССР от 25.11.1980 «О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета». Согласно этому Постановлению приобретение и строительство зданий и сооружений на земельных участках, предоставляемых в пользование на условиях взаимности, могли осуществляться только на основе межгосударственных и межправительственных договоров СССР.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации могли приобретать и отчуждать здания и сооружения, находящиеся за границей, а также осуществлять строительство зданий и сооружений за границей только с разрешения Совета Министров СССР. Кроме того, следует отметить, что курирующие министерства, комитеты и ведомства должны были предварительно согласовывать предложения по указанным вопросам с МИД СССР и Минфином СССР.

С распадом СССР необходимо было решить вопрос о собственности бывшего СССР, в том числе недвижимости, расположенной за рубежом. Соглашением глав государств СНГ от 30.12.1991 «О собственности бывшего Союза ССР за рубежом» (далее — Соглашение о собственности) устанавливалось, что государства — участники Содружества взаимно признают, что каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего СССР за рубежом. Для выработки критериев и принципов в отношении распределения всей зарубежной собственности бывшего СССР была создана межгосударственная комиссия.

6 июля 1992 г. в соответствии с Соглашением о собственности (подписанным еще 10 государствами — участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Украина) доля Российской Федерации в движимой и недвижимой собственности была признана равной 61,34 % от движимой и недвижимой зарубежной собственности СССР. Это Соглашение не было ратифицировано Верховной Радой Украины, которая 19 февраля 1997 г. отложила ратификацию до выполнения Россией ряда условий, в числе которых предоставление полной информации о составе и балансовой и рыночной стоимости зарубежной собственности СССР, подтвержденной выводами международного аудита; погашение перед юридическими и физическими лицами Украины задолженности Внешэкономбанка СССР; применение Россией в отношении Украины режима свободной торговли в полном объеме. При этом Киев в июне 1992 года на-правил в зарубежные страны дипломатические ноты с заявлениями своих претензий на объекты недвижимости.

Все это значительно затормозило признание прав собственности России на имущество СССР за рубежом. По этой причине права собственности так и не были перерегистрированы в ряде европейских стран — Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Турции, Японии, Индии и др. Многие из этих государств отказываются регистрировать объекты в собственность Российской Федерации, объясняя это необходимостью политического урегулирования взаимоотношений России с республиками бывшего Советского Союза. Такое решение, например, вынес Верховный суд Лондона относительно «предупреждения», направленного посольством Украины по комплексу зданий Торгового представительства РФ в Великобритании (Лондон, Хайгейт Вест Хилл, 32). Решением суда Земельный Регистр внес в титулы собственности обременения на данный объект в виде признания за Украиной прав сособственника и обязательного отчисления в ее пользу 16 % доходов с объекта.

В связи с подписанием Соглашения о собственности Указом Президента РФ от 08.02.1993 № 201 было принято решение о том, что Российская Федерация как государство — продолжатель СССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности. Кроме того, Правительству РФ было поручено решать все вопросы, связанные с реализацией Соглашения о собственности, на двусторонней основе.

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 17.09.1993 № 5727-1 «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом» (далее — Постановление) находящееся за пределами Российской Федерации имущество СССР является федеральной собственностью Российской Федерации, если иное не установлено соглашениями Российской Федерации с другими государствами. В соответствии с п. 2 Постановления представителем Российской Федерации по совершению сделок (купля-продажа, дарение, аренда, залог) в отношении этого имущества является Российский фонд федерального имущества, осуществляющий контроль за его эффективным использованием.

Однако ни Положение о Российском фонде федерального имущества (утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 03.07.1991 № 153-1), ни аналогичное Положение об указанном специализированном учреждении (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1993 № 2173) не предусматривали соответствующих полномочий. В связи с этим полномочия, указанные в п. 2 Постановления, так и не были закреплены за фондом.

Как было указано выше, система правового регулирования федерального имущества в Российской Федерации строится на основах, закрепленных в Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. ГК РФ в ст. 214 устанавливает два уровня государственной собственности: федеральная собственность и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем статьи 71 и 72 Конституции РФ не устанавливают юридических принципов и механизма разграничения и регулирования федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 214 ГК РФ разграничение госсобственности осуществляется в порядке, установленном законом. В настоящее время такого закона нет; до его принятия действует и будет действовать Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Конституция РФ (статьи 71—73) и Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 14) устанавливают: федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации; разграничение государственной собственности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ управление федеральной собственностью в целом, и за рубежом в частности, возложено на Правительство РФ.

ГК РФ, определяя в статьях 214, 215 госсобственность (федеральная собственность и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность, устанавливает органы и лица, которые осуществляют права собственника от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать своим территориальным органам часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Это относится и к полномочию Правительства РФ по управлению федеральной собственностью в силу п. «г» ст. 114 Конституции РФ.

В п. 11 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 10.02.1994 № 96 указывалось, что порядок управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определяется специальными постановлениями Правительства РФ. В 1995 году Правительством РФ в рамках его конституционных полномочий были приняты организационно-правовые меры по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом. Так, 5 января 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» (далее — Постановление № 14) были определены полномочия Правительства РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления и распоряжения объектами федеральной собственности, находящейся за рубежом. В частности, было установлено, что Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей Российской империи, бывшего СССР, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств Российской Федерации, в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти и организациям и учреждениям, а также осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на указанное имущество и управляет им. Кроме того, Постановлением № 14 на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом был возложен контроль за сохранностью, использованием по назначению, а также за эффективностью использования федеральной зарубежной собственности.

Постановление № 14 было принято в целях обеспечения надлежащего управления федеральной собственностью и более действенного контролирования эффективности ее использования и сохранности. В соответствии с Постановлением № 14 решения о приобретении в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета недвижимого имущества за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах принимаются Правительством РФ на основании совместного представления Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в приобретении этого имущества, согласованного с Минфином России.

В Постановлении № 14 предусмотрен также и особый порядок сдачи в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и находящегося за рубежом, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений. Сдача в аренду на срок до одного года осуществляется указанными государственными предприятиями и учреждениями самостоятельно, на срок до 5 лет — по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, на срок свыше 5 лет — по решению Правительства РФ. Продление срока действия договоров о сдаче в аренду указанного имущества на срок до 5 лет производится по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, свыше 5 лет — по решению Правительства РФ.

Установленный в п. 2 Постановления № 14 порядок сдачи в аренду не распространяется на отдельно стоящие здания, сооружения, неиспользуемые земельные участки. Из данных условий можно предположить, что для этого вида федеральной собственности за рубежом должен быть предусмотрен отдельный порядок сдачи в аренду, однако до настоящего времени он так и не разработан. Для исключения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть при сдаче в аренду указанных объектов, разработка порядка сдачи такого рода объектов федерального недвижимого имущества становится актуальной задачей.

В соответствии с п. 5 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 № 1190, с изм. от 14.10.1996 № 1189) одной из основных задач этого комитета является управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1211 Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом по согласованию с рядом министерств и ведомств было поручено провести инвентаризацию собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.1996 № 1135 «О мерах по улучшению использования недвижимого имущества, закрепленного за Министерством внешних экономических связей Российской Федерации» Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом и Министерству внешних экономических связей РФ поручено передать Управлению делами Президента РФ в оперативное управление служебные здания, сооружения, жилые дома, а также другое недвижимое имущество, находящееся на балансах представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Кроме того, этим же Указом было установлено, что Правительство РФ должно поручить Минфину России выделять Управлению делами Президента РФ на указанные цели средства из федерального бюджета, в том числе в иностранной валюте, а также предусматривать указанные затраты при разработке проектов федерального бюджета.

Для проведения анализа эффективности использования зданий, сооружений и помещений, закрепленных и используемых федеральными органами и бюджетными организациями, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.12.1997 № 1839-р Мингосимуществу России было поручено провести до 1 апреля 1998 г. инвентаризацию федерального недвижимого имущества. Для исполнения данного поручения была создана соответствующая комиссия.

Правительство РФ своим Постановлением от 03.07.1998 № 696 утвердило Положение об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества (далее — Положение об учете). Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, в соответствии с Положением об учете являются:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недра, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;

в) федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

г) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

д) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по другим основаниям.

Кроме того, в указанном документе отражено, что ведение государственной базы данных федерального имущества, расположенного за рубежом, производится Мингосимуществом России.

Согласно Положению об учете собственником реестра является Российская Федерация. Право собственности от имени Российской Федерации в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ.

В соответствии с п. 19 Положения об учете информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с российским законодательством (физическим лицам — по письменному заявлению при предъявлении документа, удостоверяющего личность).

Распоряжением Мингосимущества России от 30.07.1998 № 800-р Департаменту собственности за рубежом совместно с Департаментом государственного реестра федеральной собственности было поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок ведения государственных баз данных имущества Российской Федерации, расположенного за рубежом, и предоставления их для автоматизированного объединения в единый банк данных Реестра федерального имущества. Соответствующий порядок был утвержден Распоряжением Мингосимущества России от 30.10.1998 № 1415-р. Ведение указанной базы данных было возложено на Департамент собственности за рубежом Мингосимущества России.

В целях осуществления мер по упорядочению использования зарубежного имущества Российской Федерации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите имущественных интересов Российской Федерации за рубежом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 № 1154 была образована межведомственная комиссия. Основными ее задачами являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и разработка предложений по:

а) повышению эффективности использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом;

б) поиску и оформлению прав собственности Российской Федерации на имущество, находящееся за рубежом, включая недвижимое имущество, вклады и акции в зарубежных компаниях, драгоценные металлы и иные ценности;

в) защите имущественных интересов Российской Федерации в судебных и иных инстанциях за рубежом.

Для повышения эффективности использования государственного имущества Российской Федерации, находящегося за границей, Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 № 1025 был утвержден соответствующий план мероприятий. Основными из них являлись:

· подготовка актов инвентаризации госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· подготовка решения Правительства РФ о перераспределении закрепления между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· подготовка отчетов независимых аудиторских проверок и оценок рыночной стоимости не используемого по назначению госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· решение Правительства РФ по совершенствованию управления госимуществом Российской Федерации, находящимся за границей, путем оптимизации распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти по управлению и распоряжению этим имуществом.

Соответствующие методические рекомендации по оформлению результатов инвентаризации госимущества Российской Федерации, находящегося за границей, были утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 и Распоряжением Мингосимущества России от 04.11.1998 № 1434-р.

В Постановлении Правительства РФ от 18.06.2000 № 536 в связи с преобразованием Министерства государственного имущества РФ в Министерство имущественных отношений РФ было установлено, что вновь создаваемое министерство осуществляет, помимо прочего, управление и распоряжение государственным имуществом в пределах своей компетенции.

23 октября 2000 г. Указом № 1771 было установлено, что Правительству РФ и Управлению делами Президента РФ необходимо обеспечить передачу в установленном порядке Управлению делами Президента РФ расположенных за рубежом служебных зданий, сооружений, жилых домов, другого недвижимого имущества, находящегося на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации. Из состава передаваемого имущества были исключены лишь объекты, необходимые Министерству иностранных дел РФ для осуществления его функций.

При рассмотрении Указа № 1771 следует обратить внимание на то, что он не решил судьбу недвижимого имущества, расположенного за рубежом и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениям, указав лишь органы государства, которым поручается управление недвижимым зарубежным имуществом. Речь в Указе идет только о недвижимом имуществе, находящемся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации.

Единственным документом, касающимся указанного имущества, закрепленного за госпредприятиями, является Постановление № 14, где говорится, что при приватизации госпредприятий Российской Федерации закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, приобретенное в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета, в том числе ценные бумаги, доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах. Таким образом, данное имущество не подлежит приватизации.

Кроме того, Указом № 1771 Правительству РФ было поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить нормативы площадей, необходимых для размещения представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах и других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом. Однако на разработку и утверждение указанных нормативов потребовалось почти 7 месяцев: необходимые нормативы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 400.

Поскольку до издания Указа № 1771 инвентаризация федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, в полной мере так и не была проведена, на ее организацию был дан 3-месячный срок со дня издания Указа.

Важность Указа № 1771 состояла также и в том, что наконец были определены полномочные представители Российской Федерации в отношении расположенного за пределами страны недвижимого имущества бывшей Российской империи и СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации. Ими стали уже названные ранее Управление делами Президента РФ и МИД России. Кроме того, Указ № 1771 за данными органами исполнительной власти закрепил организацию поиска, защиту названного имущества, а также надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него.

Потребность урегулирования правоотношений, возникающих в процессе использования федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, вызвала необходимость законодательного закрепления порядка отчуждения этого имущества. В связи с этим согласно Указу № 1771 Правительству РФ было дано соответствующее поручение по утверждению такого порядка. Поскольку определение нормативов площадей, необходимых для размещения представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах и других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом, уже было заложено в Указе № 1771, следующим поручением, которое было дано Управлению делами Президента РФ, стала передача не используемого для размещения представительств федеральных органов исполнительной власти и других органов расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» для его коммерческого использования.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 № 44 было установлено, что Управление делами Президента РФ осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, находящимися в его ведении, включая имущество, закрепленное за подведомственными Управлению организациями, а также полномочия по обеспечению обмена, мены и купли-продажи жилых помещений. Кроме того, Управлению были предоставлены полномочия по учету и ведению реестра указанного имущества, а также по выдаче свидетельств о внесении этого имущества в Реестр федерального имущества с последующим предоставлением сведений в Министерство имущественных отношений РФ.

Министерством имущественных отношений РФ совместно с Управлением делами Президента РФ был разработан соответствующий порядок организации учета (утв. Распоряжением Минимущества России и Управления делами Президента РФ от 16.08.2001 № 2426-р/13). В соответствии с данным порядком методическое обеспечение организации учета имущества закреплено за Министерством имущественных отношений РФ, а изготовление и выдача бланков свидетельств о внесении этого имущества в Реестр федерального имущества — за Управлением делами Президента РФ.

Во исполнение Указа № 1771 было издано Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2003 № 192-р, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти предписывалось передать в ведение Управления делами Президента РФ расположенные за пределами России служебные здания, сооружения, жилые дома и иное недвижимое имущество, находящееся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации (за исключением объектов, необходимых МИД России для осуществления его функций). Минимуществу России было поручено обеспечить в установленном порядке оформление передаваемого имущества.

Указ Президента РФ от 02.08.1995 № 797 наделил Правительство РФ необходимыми полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности. Аналогичные полномочия были даны Управлению делами Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 25.01.1996 № 59.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2000 № 1444 на Управление делами Президента РФ было возложено управление подведомственными ему организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями), а также управление и распоряжение объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями.

Как уже отмечалось, в настоящее время функцию по коммерческому использованию федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, осуществляет ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом», которому Управление делами Президента РФ передало недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения.

Отмечая важность осуществления управления зарубежным федеральным недвижимым имуществом, следует сказать, что закон об управлении федеральной недвижимой собственностью до настоящего времени не принят, хотя необходимость в нем назрела уже давно. Это следует из подготовленного совместного Решения Правительства РФ и Банка России «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране»[1], где предусмотрены усиление роли государства в развитии инфраструктуры рынка, повышение эффективности работы федеральных предприятий, усиление контроля за управлением и использованием государственной собственности.

В законе об управлении федеральной недвижимой собственностью должны быть четко определены объекты и субъекты права федеральной государственной собственности, расположенной за рубежом; вопросы приобретения и прекращения права собственности; особенности ответственности госпредприятий, управляющих госсобственностью; оформление объектов госсобственности с учетом стран ее местонахождения; защита госсобственности, ее поиск и учет.

 

Библиография

1 См.: Российская газета. 1998. 17 нояб.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024