Статья

Правовое регулирование контроля таможенной стоимости товара

УДК 347.7:339.543 В.Г. СВИНУХОВ, доктор географических наук, профессор Российской таможенной академии Согласно п. 1 ст. 323 Таможенного кодекса РФ (далее — ТамК РФ) таможенная стоимость товаров устанавливается декларантом согласно методам определения таможенной стоимости и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (п. 2 ст. 323 ТамК РФ). Данный принцип закреплен также в п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», в соответствии с которым декларант при заявлении таможенной стоимости обязан располагать достоверной, количественно определяемой, документально подтвержденной информацией.

УДК 347.7:339.543
В.Г. СВИНУХОВ,
доктор географических наук, профессор Российской таможенной академии
 
Согласно п. 1 ст. 323 Таможенного кодекса РФ (далее — ТамК РФ) таможенная стоимость товаров устанавливается декларантом согласно методам определения таможенной стоимости и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (п. 2 ст. 323 ТамК РФ). Данный принцип закреплен также в п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», в соответствии с которым декларант при заявлении таможенной стоимости обязан располагать достоверной, количественно определяемой, документально подтвержденной информацией.
 
Поскольку таможенная стоимость является налоговой базой для расчета таможенной пошлины, НДС, акциза и таможенных сборов за оформление товара, то ее величина должна быть установлена на основании количественно определяемой информации. Таким образом, данные для расчета таможенной стоимости должны подтверждаться соответствующими документами, которые предъявляются в таможенный орган. К таковым относятся учредительные документы лица, перемещающего товары через таможенную границу; договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они имеются); счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара; транспортные документы (в зависимости от условий поставки); страховые документы; таможенная декларация страны отправления (если имеется); упаковочные листы; сертификат о происхождении товара; сертификат соответствия товара и другие документы.
Таможенная стоимость заявляется в таможенный орган при декларировании товаров двумя способами. Первый предполагает использование специальной формы декларации таможенной стоимости (далее — ДТС) (приказ ФТС России от 01.09.2006 № 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости», а второй допускает заявление таможенной стоимости в грузовой таможенной декларации (далее — ГТД).
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации формы ДТС-1 и ДТС-2 применяются в случае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизы) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если декларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения, таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД. Однако таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной ДТС при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости. ДТС является  приложением к ГТД и без нее недействительна.
Таким образом, декларант несет ответственность за все сведения, указанные в ДТС и в документах, представленных для подтверждения таможенной стоимости; декларант самостоятельно заполняет все графы ДТС. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее проверку и оформление ДТС, не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе декларанта вписывать или исправлять какие-либо данные о заявляемой таможенной стоимости в графах, заполняемых декларантом. ДТС должна отвечать всем техническим требованиям, предъявляемым к таможенным документам, заполняется на пишущей машинке, не должна содержать подчисток и поправок. Любое исправление заявленных сведений производится только самим декларантом и должно быть заверено его подписью. Каждый лист ДТС обязательно подписывается декларантом.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом приказом ГТК России от 05.12.2003 № 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», путем проведения проверки:
— наличия оснований для выбора метода определения таможенной стоимости, т. е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
— правильности установления декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (включение всех предусмотренных Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» для данного метода оценки компонентов и, в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости, — их обоснованность);
— документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
— достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.
По результатам проверки уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:
— принять заявленную декларантом таможенную стоимость;
— запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) получить пояснения по условиям продажи товаров, которые могли изменить цену сделки, и пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;
— скорректировать таможенную стоимость путем изменения ее величины в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.
Таможенная стоимость принимается, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость. Приняв таможенную стоимость, таможенные органы могут продолжить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленным порядком. Уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости требуется, если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными. В зависимости от условий конкретной сделки уполномоченные должностные лица таможенных органов проводят все или некоторые из нижеперечисленных мероприятий:
— запрашивают у декларанта дополнительные пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, сведения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров (с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации);
— в целях выпуска товаров направляют декларанту оформленное по установленной форме  (утв. приказом ГТК России от 02.10.2003 № 1096 «Об утверждении форм документов») требование с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.
После получения и анализа дополнительных документов и сведений или письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение 3 рабочих дней соглашаются принять указанную декларантом таможенную стоимость или заявляют о необходимости ее корректировки путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.
Если в установленные сроки декларантом не представлены запрошенные дополнительные документы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение 3 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений.
При принятии решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товара уполномоченные должностные лица таможенных органов приводят обоснование принятого решения о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном указании декларантом структуры заявленной таможенной стоимости либо предлагают декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или установить ее с использованием другого метода.
При корректировке таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов после выпуска товара направляют декларанту копию соответствующего листа ДТС или ГТД с изложением обстоятельств неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерного определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (в том числе с направлением акта таможенной ревизии, если она проводилась), и предложением произвести пересчет таможенной стоимости и (или) установить ее с использованием другого метода; устанавливают декларанту срок прибытия в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости, а также дату проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров (если декларанту предлагается определить таможенную стоимость другим методом). Указанный срок должен составлять не более 45 дней (статьи 131 и 135 ТамК РФ).
После получения уведомления о принятом решении о необходимости корректировки таможенной стоимости декларант передает в таможенный орган ответное письменное решение либо об уточнении структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода и (или) об определении ее с использованием другого метода, либо о своем несогласии уточнить заявленную таможенную стоимость в рамках выбранного метода и (или) определить ее с использованием другого метода определения таможенной стоимости товаров с обязательным объяснением причин отказа.
Если декларант принял решение о необходимости проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров, то такая консультация проводится в срок не более 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения таможенным органом соответствующего письменного заявления декларанта, за исключением случаев, когда этот срок продлевается по письменному заявлению декларанта. Если таможенный орган располагает информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе данными о справочных ценах на товары, обращающиеся во внешней торговле, а также данными по идентичным или однородным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее, то в ходе консультаций уполномоченные должностные лица таможенных органов представляют декларанту имеющиеся у них данные. Информацию о стоимости товаров по отдельной сделке таможенные органы представляют только в обезличенном виде, обеспечивающем соблюдение конфиденциальности используемой информации (т. е. без указания продавца, покупателя, декларанта и прочих данных, позволяющих идентифицировать сделку).
В случае согласия декларанта скорректировать заявленную таможенную стоимость в рамках выбранного метода и (или) определить ее с использованием другого метода, декларант в течение 15 дней со дня принятия такого решения самостоятельно производит корректировку таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком. При этом декларант заполняет ДТС (в том числе повторно) с определением таможенной стоимости по другому методу и (или) с изменением ее структуры. В случае принятия скорректированной декларантом таможенной стоимости на первом листе вновь поданной ДТС в поле «Для отметок таможни» производится запись «ТС принята». Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости выставляется требование об уплате таможенных платежей. Если декларант отказался произвести корректировку таможенной стоимости (в том числе после выпуска товаров), не направил в таможенный орган решение по вопросу корректировки таможенной стоимости и (или) не явился в установленный срок, а также если уполномоченные должностные лица таможенных органов не согласились с вновь заявленной декларантом таможенной стоимостью, уполномоченные должностные лица таможенных органов самостоятельно устанавливают таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы ее определения, в течение 3 рабочих дней со дня:
— получения решения декларанта о несогласии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости;
— истечения установленного декларанту срока для прибытия в таможенный орган с целью корректировки таможенной стоимости;
— заявления декларантом таможенной стоимости, определенной иным методом таможенной оценки.
При самостоятельном определении таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов в обязательном порядке заполняют ДТС и уведомляют декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, с направлением ему ДТС. Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости выставляется требование об уплате таможенных платежей.
Таким образом, при контроле таможенной стоимости можно выделить три этапа. Первый этап — контроль при производстве таможенного оформления — включает в себя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление по контролю таможенной стоимости (в том числе процедуру корректировки таможенной стоимости, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости.
Второй этап — контроль при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами в отношении таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль). Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при таможенном оформлении от банка, перевозчика, страховой компании и др. Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то осуществляется ее корректировка.
Третий этап — контроль, проводимый при целевых и комплексных проверках финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД. По результатам контроля таможенной стоимости таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (ст. 323 ТамК РФ).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024