И.А. ГАЗИЕВА,
соискатель Московской академии экономики и права
В конце 2001 года Китай стал членом ВТО, взяв на себя обязательства, предусмотренные рядом существующих соглашений ВТО, связанных с торговлей, лицензированием импорта, торговли аспектами прав интеллектуальной собственности и др. Обязательным условием для стран — членов ВТО является гармонизация национального законодательства в области правовой охраны интеллектуальной собственности. В 1995 году вступило в силу Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В нем предусматривается механизм реализации прав на интеллектуальную собственность и предложена специальная процедура разрешения споров. Для вступления в ВТО в Китае пересмотрели специальное и общее национальное законодательство по охране интеллектуальной собственности и внесли ряд изменений во многие законы. К примеру, в Конституцию КНР 1982 года были внесены три серии значительных поправок — в 1988, 1993 и 1999 годах, что означало существенный отход от командно-административной модели управления экономикой. Однако самого понятия интеллектуальной собственности в Конституции КНР не закреплено. В ней имеются лишь понятия социалистической, государственной и частной собственности: «государство охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и другую законную собственность» (ст. 13).
Основным акцентом в ТРИПС является создание эффективного механизма судебной защиты прав на интеллектуальную собственность. Предусмотрен режим, обеспечивающий эффективные действия против нарушения прав интеллектуальной собственности в виде гражданских, уголовных и административных наказаний. Кроме того, восстановление нарушенных прав должно происходить без необоснованной задержки и усложненной процедуры. Предписывается стремиться к снижению затрат на административные и судебные процедуры и добиваться возможности пересмотра административного решения в судебном порядке. Судам необходимо предоставить полномочия о вынесении решения о прекращении нарушения прав на интеллектуальную собственность и приостановлении проникновения контрафактных товаров на рынок. Национальное законодательство должно предусматривать предотвращение импорта поддельной продукции средствами таможенных органов вплоть до конфискации, а правообладатель должен иметь возможность добиваться запрета пропуска таких товаров на таможенную территорию страны для свободного обращения.
Возникает вопрос: насколько же законодательство Китая соответствовало положениям ТРИПС в ходе присоединения к ВТО?
12 апреля 1986 г. на IV сессии Всекитайского собрания народных представителей (далее — ВСНП) были приняты Общие положения гражданского права КНР, своего рода гражданский кодекс[1]. Глава 3 посвящена праву на результат интеллектуальной деятельности. Данному праву отведено всего 4 статьи, где речь идет об авторском (издательском) праве, которым могут обладать граждане и юридические лица (включая право на имя, на выпуск произведения в свет, на получение вознаграждения и др.); о патентных правах граждан и юридических лиц; о праве граждан в отношении своих открытий (автор открытия имеет право ходатайствовать о получении свидетельства об открытии, премий или иных поощрений). Одна статья посвящена охране товарных знаков — приобретенных прав юридических лиц, индивидуальных предприятий промышленности и торговли, персональных товариществ на исключительное использование товарных знаков.
Как видим, гражданское право не регулирует порядок получения, передачи и использования прав на интеллектуальную собственность.
В случае нарушения прав граждан наступает гражданско-правовая ответственность. Например, в случае присвоения, обращения в чужую пользу, фальсификации авторских (издательских), патентных прав, прав на исключительное использование товарных знаков, на открытие, изобретение и прочих прав на научно-технические достижения, а также при иных посягательствах на права граждан и юридических лиц и те и другие имеют право требования прекращения посягательства, устранения последствий, возмещения убытков. Кроме названных прав требования, в Общих положениях гражданского права КНР перечисляются другие способы гражданской ответственности: устранение угрозы; возвращение имущества; восстановление первоначального положения; ремонт, повторное изготовление, замена; выплата неустойки; принесение извинений.
В 1999 году на II сессии ВСНП был принят Закон о договорах. По сути, это кодекс законов о договорах, в который включены все прежние законы о различных видах договоров: Закон о хозяйственных договорах 1981 года, Закон о техническом договоре 1987 года, Закон о внешнеэкономическом договоре 1989 года. Согласно новому закону договоры, которые влекут за собой нарушение государственных интересов, интересов третьих лиц и общества в целом, признаются недействительными. Каждая из сторон, заключивших договор, имеет право в одностороннем порядке обращаться в суды или в арбитражные органы с просьбой изменить или аннулировать договор. Предусматривается передача вещей, содержащих объекты права интеллектуальной собственности: данные права переходят покупателю, если иное не предусмотрено специальным законодательством или отдельным соглашением сторон. При этом передаваемая вещь должна быть собственностью продавца или принадлежать ему на праве распоряжения. В случае неисполнения договорных обязательств ответственность возлагается в форме восстановления положения, возмещения убытков и т. д. Если хозяйствующий субъект предоставил потребителю товар или услугу путем обманных действий (например, в случае с контрафактными товарами), он несет ответственность по возмещению вреда согласно положениям Закона КНР о защите прав потребителей.
Административные наказания освещены в Законе КНР об административных наказаниях 1996 года. В нем содержатся нормы, устанавливающие порядок наложения на виновных лиц различных видов административного наказания, а также указаны обстоятельства, при наличии которых лицо подлежит привлечению к ответственности в судебном порядке. Административные наказания применяются к гражданам, юридическим лицам или иным организациям в случае нарушения ими административного порядка и порядка управления деяниями граждан. Нормы об административных наказаниях за противоправные деяния подлежат обязательному опубликованию.
Виды административных наказаний: предупреждение, штраф, конфискация незаконно полученных доходов или незаконно нажитых ценностей, вынесение решения о приостановлении деятельности, временное приостановление либо аннулирование действия лицензии или патента, административный арест и др.
Если совершенное противоправное деяние образует состав преступления, то административный орган обязан передать дело в судебные органы для привлечения лица к уголовной ответственности. Арест может быть наложен также на вещи, которые смогут выступать в качестве свидетельства виновности либо невиновности подозреваемого.
Дела могут быть возбуждены по частному обвинению. Это дела, рассматривающиеся только по заявлениям, либо незначительные уголовные дела, по которым у потерпевшего имеются доказательства совершения преступления или доказательства, свидетельствующие о действиях обвиняемого, нарушающих личные имущественные права, за которые лицо по закону подлежит привлечению к уголовной ответственности, но при этом органы общественной безопасности либо народная прокуратура не привлекают его к таковой.
В период с января по май текущего года китайские суды рассмотрели в общей сложности 1280 дел о нарушении прав интеллектуальной собственности, о производстве и торговле некачественными и поддельными товарами, что на 23,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. К настоящему времени завершено рассмотрение 1061 дела, что на 28,3% превышает прошлогодний показатель. За 5 месяцев 2005 года органы прокуратуры арестовали 882 человек, подозреваемых в производстве и распространении фальсифицированных и недоброкачественных товаров, возбудили иски в отношении 844 человек, а также санкционировали арест 340 человек, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности и возбудили иски в отношении 258 человек[2].
В 2000 году на XVI заседании ВСНП в форме Постановления «О внесении изменений в Таможенный кодекс КНР» был принят Таможенный кодекс Китая. Таможни в Китае подчинены Главному таможенному управлению, при котором учреждены специальный орган общественной безопасности, расследующий преступления, связанные с контрабандой, и специальная комиссия для задержания контрабанды, ареста и предварительного следствия. Каждое дело о контрабанде, по которому должно быть применено административное наказание, передается на таможню для разбирательства. Таможни, в свою очередь, могут проводить досмотр грузов, предметов и транспортных средств, пропускаемых через границу, и в случае нарушения — налагать на них арест. Однако вопросам ущемлений прав интеллектуальной собственности в Таможенном кодексе КНР посвящена только одна статья, согласно которой, если перемещаемые через границу грузы ущемляют защищаемые законами права интеллектуальной собственности, таможня на основании закона конфискует грузы, налагает штраф, а при наличии состава преступления следует уголовная ответственность. На наш взгляд, ни о какой либерализации в отношении охраны прав интеллектуальной собственности в данной статье нет и речи. По данной статье сотрудник таможни является своего рода вершителем судеб, подменяющим судебный орган. К примеру, в Южном Китае за текущий год уничтожено 567 арестованных за перевозку контрабанды судов, среди которых были суда без судового номера, лицензии и приписки к порту. С января по ноябрь 2004 года китайские таможенники раскрыли 16 685 дел о транспортировке контрабандных товаров общей стоимостью 7,072 млрд юаней. Таможней г. Шэньчжэнь проводятся операции по предупреждению транспортировки контрабандных товаров судами, не имеющими лицензии. С этой целью организован круглосуточный морской патруль. Уничтожению подлежат все без исключения задержанные суда с контрабандой.
Следует отметить, что ТРИПС указывает на особые требования в отношении пограничных мер. Так, правообладатель, имеющий веские основания подозревать, что может осуществляться ввоз товаров с неправомерно используемым товарным знаком или товаров, произведенных с нарушением авторских прав, вправе подать в судебный или административный орган письменное заявление о приостановлении таможенными органами выпуска в свободное обращение таких товаров. Импортер и заявитель незамедлительно уведомляются о приостановлении выпуска товаров в обращение. Предусмотрен залог или предоставление равноценной гарантии, достаточной для защиты ответчика и компетентного органа и предотвращения злоупотребления правами. Если по заявлению правообладателя выпуск в свободное обращение товаров, включающих объекты интеллектуальной собственности, приостановлен таможенными органами на основании решения, принятого каким-либо органом помимо судебного или другого независимого органа, и в случае, если 10-дневный период истек без предоставления условного освобождения, если выполнены все условия для импорта, владелец, импортер или получатель таких товаров должны иметь право на их выпуск при внесении залога, сумма которого является достаточной для защиты правообладателя от любых нарушений. Выплата такого залога не должна наносить ущерба любым другим средствам судебной защиты, к которым может прибегнуть правообладатель. Залог возвращается, если правооблад5атель в течение определенного периода не сумеет реализовать в суде право на иск.
Ежегодно в Китае рассматривается несколько сотен патентных споров, до тысячи исков по нарушению авторских прав и около 10 тыс. — по нарушению прав на товарные знаки. Кроме того, расширены возможности подачи апелляций на решения судов первой инстанции, для чего в 30 судах второй и высшей инстанций открыты специальные отделения, разбирающие дела, касающиеся охраны интеллектуальной собственности. Тем не менее реальное положение дел таково, что правовое регулирование интеллектуальной собственности в Общих положениях гражданского права КНР не соответствует основным положениям ТРИПС.
Библиография
1См.: Гудошников Л.М. Современное законодательство КНР: Сб. нормат. актов. — М., 2004. С. 169.
2 По данным агентства «Синьхуанет» (www.xinhuanet.ru, 28.06.2005).