УДК 349.4
Страницы в журнале: 58-67
Ю.А. УМЕРЕНКО,
кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела по реализации федеральных целевых программ, национальных и приоритетных проектов Управления земельного фонда Федерального агентства по управлению государственным имуществом e-mail: umerenko_y_a@mgi.ru
Рассматривается вопрос правового регулирования управления и распоряжения земельными участками в особых экономических зонах, в том числе выявляются и анализируются характерные особенности такого правового регулирования.
Ключевые слова: особая экономическая зона, земельный участок, управление и распоряжение, аренда, сервитут.
Legal regulation of management and the order by the ground areas in special economic zones
Umerenko Y.
This article is about the question on legal regulation of management and the order by the ground areas in special economic zones, including prominent features of legal regulation come to light and analyzed.
Keywords: a special economic zone, the ground area, management and the order, rent, servitude.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) в настоящее время являются действенным механизмом экономического развития определенных территорий и важным инструментом эффективного функционирования экономических систем различных государств.
ОЭЗ — одно из направлений предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и хозяйствующими субъектами.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ должно быть ориентировано на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, защиту конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций[1].
ОЭЗ получили широкое распространение к середине XX века, но в разных государствах их создание происходило по-своему. Изначально особые (свободные) экономические зоны преимущественно создавались в портах и назывались зонами свободной торговли. В настоящее время особые (свободные, специальные) экономические зоны функционируют с тем или иным успехом на отдельных территориях более чем в 120 государствах[2].
Как показывает практика, ОЭЗ могут обеспечить более высокие доходы, снизить затраты, способствовать включению экономики в международные хозяйственные отношения и дать мощный стимул развитию экономики государства.
Обязательным элементом правового регулирования всех общественных отношений, включая регулирование ОЭЗ, является то, что оно имеет специфический механизм. С.С. Алексеев определил его как взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения[3]. В настоящей статье под правовым регулированием будет пониматься именно система правовых средств, а точнее — конкретных правовых норм, регулирующих вопросы создания и функционирования ОЭЗ, а также ее отдельных элементов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[4] (далее — Закон об экономических зонах) особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Как справедливо отметил М.В. Батыров, институт ОЭЗ характеризуется не только наличием особого режима предпринимательской деятельности на их территориях, но и специфической системой их создания, управления и контроля деятельности резидентов[5]. Нелишне добавить, что специфика создания и функционирования ОЭЗ в равной мере затрагивает все ее составляющие, в том числе касающиеся управления и распоряжения земельными участками, что является предметом рассмотрения в настоящей статье.
В соответствии со ст. 3 Закона об экономических зонах ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
При этом ст. 4 данного Закона определено, что на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные; 4) портовые.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв. км. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 4 кв. км.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.
Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.
Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем 50 кв. км.
Одновременно ст. 5 Закона об экономических зонах определяет, что ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земель для обеспечения космической деятельности; земель обороны, безопасности; земель иного специального назначения; земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
При этом допускается включать в границы ОЭЗ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Таким образом, ОЭЗ могут различаться по типам, а для их создания отводится значительная по площади территория и соответственно значительные по площади земельные участки, входящие в границы данных территорий, независимо от формы собственности как на сами земельные участки, так и на расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Необходимо отметить, что создание ОЭЗ может осуществляться только на земельных участках, отнесенных к пяти вышеуказанным категориям.
При этом следует четко понимать, что территория особой зоны — это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности[6]. Одновременно нужно учитывать, что создание ОЭЗ предполагает необходимость множества изъятий из общих норм законодательства, касающихся не только предпринимательских, но и иных правоотношений, связанных с созданием и обеспечением функционирования ОЭЗ.
В научных публикациях по проблемам функционирования и развития ОЭЗ в Российской Федерации отмечается, что ключевым моментом в механизме правового регулирования отношений, складывающихся в ОЭЗ, является наделение особым статусом резидента особой экономической зоны[7].
Вместе с тем вопросам управления и распоряжения земельными участками в ОЭЗ не уделяется сколько-нибудь серьезного внимания, в связи с этим необходимо отметить следующее.
Создание ОЭЗ предполагает строительство множества объектов инфраструктуры для достижения целей, которые преследуются при создании той или иной экономической зоны.
Пространственным базисом для размещения и строительства необходимой инфраструктуры особых экономических зон является земля, а точнее — конкретные земельные участки. От того, насколько эффективно и своевременно осуществляется предоставление земельных участков, необходимых для создания особых ОЭЗ и строительства соответствующей инфраструктуры, в немалой степени зависит достижение целей, поставленных при создании зон.
В пользу правомерности данной позиции свидетельствует наличие в Законе об экономических зонах отдельной главы, регулирующей порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ, и порядок пользования указанными земельными участками. В этой связи управление и распоряжение земельными участками при создании и функционировании ОЭЗ приобретает особую значимость и актуальность и нуждается в отдельном рассмотрении.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона об экономических зонах органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом положений данного закона.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об особых экономических зонах Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение, в котором, в частности, устанавливаются: обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах особой экономической зоны на срок ее существования и обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в границах особой экономической зоны на срок ее существования.