УДК 346.545(477)
Страницы в журнале: 156-160
А.В. Безух,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем предпринимательства Научно-исследовательского института частного права и предпринимательства Национальной академии правовых наук Украины Украина, Киев alexdoc@voliacable.com
Рассматривается понятие «правила экономической конкуренции» и его содержание в условиях осуществления хозяйственной деятельности. Обосновывается, что правила конкуренции представляют собой сложную систему, которая состоит из комплекса компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и осуществляющих влияние на весь хозяйственный правовой порядок.
Ключевые слова: экономическая конкуренция, правила экономической конкуренции, регулирование хозяйственных отношений.
Aleksandr V. Bezuh,
Cand. in Law, Senior Researcher of the Legal Problems of Business Scientific-Research Institute of Private Law and Business of National Academy of Legal Sciences of Ukraine Ukraine, Kiev alexdoc@voliacable.com
In the article the concept of «the rule of the economic competition» and its content is investigated at implementation of economic activity. The author proves that the competition rules are the complex system which consists of a set of components that are in relationship to each other and carry out the economic impact on the entire legal order.
Keywords: economic competition, rules of the economic competition, regulation of the economic relations.
В соответствии с п. 8 ст. 92 Конституции Украины правила экономической конкуренции определяются исключительно законами Украины. Вместе с тем в действующем украинском законодательстве, научной литературе нет положений, которые бы определяли именно правила экономической конкуренции.
Конкуренция представляет собой экономическое явление, функционирование которого происходит в первую очередь в соответствии с экономическими закономерностями: законом спроса и предложения, экономическим равновесием, дополнительной стоимостью и другими явлениями, устанавливающими определенные правила. Вместе с тем ни одно экономическое решение не может быть воплощено в жизнь без его юридического оформления.
Для урегулирования отношений на рынках применяются определенные правовые категории. Многие из таких категорий, например, свобода воли в договоре, неукоснительность выполнения обязательств, нерушимость права собственности и права свободно им распоряжаться сформировались и действуют еще с римских времен, практически не изменившись. В то же время экономические отношения и категории постоянно меняются с развитием производительных сил, что приводит к формированию новых правил поведения на рынках, требующих правового регулирования.
С экономической точки зрения функционирование рыночной системы предполагает наличие определенных элементов, которые составляют данную систему. В первую очередь это производители и потребители, возникшие в результате разделения труда, спрос и предложение, обеспечивающие взаимосвязь между производителями и потребителями, цены, сложившиеся вследствие спроса и предложения, экономической конкуренции как элемента рыночного механизма. При этом, по определению М.И. Кныша, конкуренция выступает как форма взаимодействия субъектов рынка и механизма регулирования пропорций. Основная функция конкуренции состоит в том, чтобы определять величину экономических регуляторов, в роли которых выступают цены, норма прибыли, норма процентов на капитал и др. [2, с. 10] При этом развитие категорий и понятий реальных рыночных отношений не сопровождалось адекватными изменениями базовых юридических понятий и категорий.
Тем не менее функционирующую рыночную экономику невозможно представить без действующих правил, устанавливаемых в правовых актах. Экономические и социальные закономерности не могут быть отражены как правовые принципы, хотя в определенной мере они учитываются в правовых нормах. Важно не только знать соответствующую экономическую или социальную закономерность, но и то, каким образом она будет влиять на правовое регулирование в соответствующей сфере и насколько созданная правовая форма будет соответствовать социально-экономическому содержанию общественных отношений.
Обмен товарами в экономике фактически является обменом разнообразными правами — правом распоряжаться товаром, другими имущественными благами, удовлетворяющими потребности тех или иных субъектов рынка. Чтобы обмен осуществлялся без конфликтов, права должны быть четко определены и закреплены. Для достижения этой цели формируется договорное право, которое предусматривает обмен товарами, предполагает возможность передачи прав третьим лицам. Особенность договорного права в сфере хозяйствования заключаетсяв том, что оно должно обеспечить не только удовлетворение частных интересов их участников, но и стабильность и развитие этих отношений с получением определенного результата каждым субъектом рынка.
По определению О.А. Беляневич, главными целями данной отрасли права являются обеспечение защиты прав и законных интересов добросовестной стороны в договорных отношениях, реализация разнообразных публичных интересов, защита более слабого контрагента от злоупотребления правом со стороны более сильных субъектов хозяйствования, органов власти и создание благоприятного правового режима [1, с. 110].
В процессе этого взаимодействия субъекты, не желающие получать победу честным путем, пытаются исключить или ослабить конкуренцию путем заключения соглашений со своими конкурентами либо влиять на условия оборота товара на рынке в силу своей экономической мощи. Иные пытаются получить преимущества перед конкурентами, используя недобросовестные методы борьбы, то есть нарушая правила конкуренции (например, вводя потребителей в заблуждение относительно качества и цены товара, что обеспечивает преимущества в спросе на товар). При этом добросовестные субъекты хозяйствования вследствие безупречного выполнения требований действующего законодательства могут нести более значительные затраты по сравнению с неборосовестными.
Речь идет об отграничении добросовестной конкуренции от недобросовестной и устранении ограничений ее осуществления. Разграничение добросовестной и недобросовестной конкуренции предполагает определение правил добросовестной конкуренции, нарушение которых образует недобросовестную конкуренцию, подлежащую запрету.
На первый план выходит свойственная конкуренции свобода — не как свобода осуществления любых действий, формально не запрещенных законом, а как свободное применение экономических и правовых инструментов в пределах закона, благодаря чему создается общественный хозяйственный порядок для всех субъектов рынка, гарантирующий свободу движения товаров на нем независимо от воли каких бы то ни было участников рыночных отношений. Для обеспечения свободного движения товаров государство должно создать правила обмена товаров, которые удовлетворяли бы интересы всех участников рынка, и обеспечить участие в хозяйственной деятельности разных производителей, а следовательно, и экономическую конкуренцию, а также принять меры для устранения возможных препятствий свободному движению товаров вследствие неправомерных действий.
Это достигается путем установления правил осуществления хозяйственной деятельности в определенной сфере (хозяйственного правового порядка), а также путем регулирования отношений, возникающих в результате заключения соответствующих договоров. При этом когда мы говорим о регулировании отношений в процессе обмена товаров, то имеем в виду не сам факт обмена определенными товарами, достигаемый при помощи конструкции договора, а возникающую взаимосвязь между участниками сделки, которая заключается не только в обязательстве совершить определенное действие или передать товар, но и в последствиях такой сделки — экономических, создающих юридические факты более высокого порядка относительно ограничения, недопущения либо искажения экономической конкуренции, и социальных, обеспечивающих соблюдение прав потребителей.
Таким образом, задачей права в сфере экономической конкуренции и хозяйственных отношений становится не просто определение правовых оснований для хозяйственных отношений, но и обеспечение определенных последствий таких отношений, то есть определенного экономического результата в пределах существующего хозяйственного правопорядка.
Например, в европейском праве в соответствии с преамбулой Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 года поставлена задача гарантировать постоянное развитие честной конкуренции. В ст. 3 указанного Договора создание системы, которая обеспечивала бы неискаженную конкуренцию, определено как цель Европейского сообщества.
В Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции 9.12.2010 года, подписанном Российской Федерацией, республиками Беларусь и Казахстан, в качестве цели определено обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товаров и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю.
Честная конкуренция достигается в первую очередь тем, что все участники рынка знают и понимают правила игры и добросовестно их исполняют. В современных условиях утверждение о возможности наличия на рынке совершенной конкуренции является спорным. Поэтому действия государства как регулятора общественных отношений должны быть направлены на обеспечение развития экономики в условиях несовершенной, монополистической и олигополистической конкуренции. Общим направлением политики в сфере экономической конкуренции является движение от негативной ситуации монополизации рынка либо других искажений экономической конкуренции к состоянию, которое наибольшим образом соответствовало бы совершенной конкуренции.
Национальная политика в сфере обеспечения конкуренции может быть определена как комплекс устанавливаемых государством правил относительно соглашений и сделок между фирмами, которые ограничивают конкуренцию либо злоупотребляют доминирующим положением на рынке (включая создание доминирующего положения путем объединения). Базовой целью конкурентной политики в большинстве государств является эффективное распределение ресурсов, следствием чего является увеличение национального богатства [6, p. 28]. Правила конкуренции должны реализовывать цель, установленную государством.
Увеличение национального богатства обеспечивается не защитой конкуренции, а развитием экономики, которое в свою очередь достигается путем развития предпринимательства и производства за счет инвестиций и повышения конкурентоспособности экономики страны в целом и отдельных ее отраслей, которые базируются на механизме экономической конкуренции.
Законодательство о конкуренции в широком понимании этого понятия должно создавать равные условия для всех субъектов рыночных отношений с учетом ограничений, устанавливаемых из соображений социальной политики, безопасности здоровья населения или окружающей среды, национальной безопасности и пр. Это обеспечивает выявление и победу наиболее эффективных субъектов хозяйствования, которые являются наиболее полезными для потребителей и общества в целом.
Такое равенство в конкуренции достигается не декларированием возможности вступления в те или иные отношения на принципах диспозитивности, а установлением четкой процедуры осуществления действий в хозяйственной сфере, которая исключает возможность достижения неправомерных преимуществ в конкуренции и упреждает возможность недобросовестного поведения.
Заслуживает внимания сформулированное Н.А. Казачуком определение понятия «ограничение свободы предпринимательской деятельности» (в понимании субъективного права) как сужения содержания (условий и способов, составляющих правомочности) и/или объема (количественных показателей правомочностей) права на предпринимательскую деятельность, а также как правило, которое определяет содержание свободы предпринимательской деятельности и/или ее объем [3, с. 3]. То есть свобода предпринимательской деятельности имеет свое содержание, объем и порядок реализации, которые определены правилами.
Рассматривая правила экономической конкуренции сквозь призму свободы ее осуществления, необходимо отметить, что, по определению Д. Ролза, любую свободу можно раскрыть с помощью указания на три элемента: свободно действующие субъекты, ограничения, от которых они свободны, и то, что они вольны делать либо не делать [4, с. 182].
Ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе относительно экономической конкуренции, прямо установлены нормативными документами и составляют правила защиты экономической конкуренции. Возможность совершать или не совершать те или иные действия в сфере хозяйствования существует не абстрактно, а в контексте взаимодействия всех участников рынка, которые создают рыночные отношения или рынок соответствующих товаров. Рыночные отношения предполагают наличие определенных принципов, стандартов, правил, регулирующих такие отношения.
Каждый участник рынка вправе вступать либо не вступать в такие отношения, что составляет его личную свободу. Но когда субъект отношений вступает в хозяйственные рыночные отношения, он вправе ожидать от других участников отсутствия препятствий для свободного доступа на рынок, свободы экономической деятельности при соблюдении установленных либо признанных правил осуществления хозяйственной деятельности, требовать прекращения неправомерных действий в конкуренции и возмещения причиненных убытков. Только в случае соблюдения всеми участниками рынка определенных правил и единого понимания сущности таких отношений они в действительности являются свободными. Учитывая разнообразие интересов участников рыночных отношений, такого не происходит, поэтому для обеспечения нормального функционирования рынка государство устанавливает правила, которые являются обязательными для всех, кто вступает в такие отношения.
Например, Закон Украины от 1.06.2010 года № 2289-VI «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств, целью которых является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции. В ст. 3 указанного Закона определены принципы осуществления закупок, в частности, добросовестная конкуренция среди участников, максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, недискриминация участников.
Законом определены процедуры и механизмы заключения договоров закупок за счет государственных средств, являющиеся обязательными. Соблюдение требований Закона обеспечивает получение реального экономического результата — победы в конкурентной борьбе с другими субъектами хозяйствования наиболее эффективного субъекта.
По результатам анализа значения и сущности таких мер можно утверждать, что фактически государство прямо или опосредствованно выступает как конкурент по отношению к частным лицам, которые ориентируются только на собственные, достаточно ограниченные экономические ресурсы. Когда частные лица теряют рыночные позиции, они становятся банкротами и устраняются с рынка. Государственные структуры опираются на государственные ресурсы, которые, во-первых, намного больше частных, во-вторых, они часто не являются результатом хозяйствования и эффективных экономических решений, а получены вследствие перераспределения результатов труда других. Поэтому, по справедливому определению К. Экштайна, государственные структуры всегда выступают на рынке как «недобросовестные конкуренты». Этим структурам всегда свойственен элемент «направленности на монополизацию» [5, р. 340].
Поэтому государство установило правила использования государственных ресурсов, которые обеспечивают существование конкуренции независимо от воли, добросовестности или недобросовестности государственных структур как участников рынка и рыночных отношений. Эти правила создают экономическую конкуренцию между субъектами хозяйствования, реализующими соответствующий товар, и упреждают возможность проявлений недобросовестности со стороны субъектов рынка, приобретающих товар за государственные деньги.
Несоблюдение установленных правил приводит либо к получению неправомерных преимуществ одних субъектов хозяйствования перед другими, либо к нарушению прав потребителей, что, с одной стороны, является проявлением недобросовестности, с другой, — искажает функцию потребителя как элемента механизма экономической конкуренции, который дает оценку деятельности субъектов хозяйствования на рынке и устраняет с него неэффективных предпринимателей.
Задачей правового регулирования является создание «технических стандартов», требований к субъектам хозяйствования, выполнение которых обеспечит высокий уровень и результат хозяйственной деятельности с точки зрения обеспечения хозяйственного правового порядка, при котором создаются и перераспределяются определенные экономические ресурсы, осуществляется защита прав потребителей, экологии и т.п. Субъекты хозяйствования должны конкурировать между собой с обязательным соблюдением таких правовых норм.
Объяснить это можно на примере международной торговли. В соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам в зоне свободной торговли от 20.06.2000 года, утвержденным с оговорками постановлением Кабинета министров Украины от 31.05.2006 года № 783, установлено понятие «технические барьеры в торговле», к которым относятся отличия требований национальных и межгосударственных технических регламентов, стандартов или процедур подтверждения соответствия от принятых в международной практике технических регламентов и стандартов или процедур подтверждения соответствия, которые имеют большее ограничительное действие, чем это необходимо для достижения установленных национальными законодательствами государств — участников этого Соглашения целей, которые приводят в связи с этим к лишним препятствиям в международной торговле и в реализации товаров на отечественном рынке.
Отличия в технических регламентах и стандартах создают препятствия в торговле, а также между субъектами рынка из-за установления различных требований и возможностей субъектов хозяйствования относительно реализации товара и предоставления, таким образом, рыночных преимуществ.
В процессе хозяйственной деятельности все субъекты хозяйствования должны воздерживаться от действий, являющихся запрещенными, и придерживаться правил (предписаний нормативных документов), установленных для определенного вида хозяйственной деятельности, что обеспечивает их «техническое равенство» (равенство условий) между собой в осуществлении данного вида деятельности. Достигать преимуществ в конкурентной борьбе субъекты хозяйствования должны благодаря собственным решениям, приводящим к большей их эффективности и привлекательности для потребителей по сравнению с конкурентами. Любое отступление от предписаний нормативных документов в сфере хозяйственной деятельности может привести к получению неправомерных преимуществ такого субъекта хозяйствования относительно других, которые придерживаются установленных предписаний и не нарушают запретов, а также к искажению экономической конкуренции.
Правила конкуренции как правовую категорию необходимо рассматривать не как простую совокупность правовых норм, а как сложную систему, которая состоит из комплекса компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и осуществляющих влияние на весь хозяйственный правовой порядок, который в условиях рыночной экономики предусматривает существование, развитие и защиту экономической конкуренции как системообразующего принципа формирования хозяйственной системы.
Правила экономической конкуренции как правовая категория — это комплекс компонентов, включающий, во-первых, правовые принципы, которые обеспечивают экономическую конкуренцию, во-вторых, правовые предписания и запреты, которые имеют как нормативный, так и ненормативный характер (соблюдение торговых обычаев в предпринимательской деятельности), в-третьих, действия органов власти и управления, субъектов хозяйствования, которые непосредственно реализуют правовые принципы и предписания в сфере хозяйствования, находящиеся во взаимосвязи между собой и осуществляющие влияние на весь хозяйственный правопорядок, который в условиях рыночной экономики предусматривает существование, развитие и защиту экономической конкуренции.
Список литературы
1. Беляневич О.А. Господарське договірне право України (теоретичні аспекти): моногр. — Київ, 2006. С. 110.
2. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие. — Спб., 2000. С. 10.
3. Козачук М.О. Свобода підприємницької діяльності та її обмеження в законодавстві України: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Київ, 2011. С. 3.
4. Ролз Дж. Теория справедливости. — Ново-
сибирск, 1995. С. 182.
5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. — М., 2004. С. 340.
6. Hoekman B., Mavroidis P. Dumping, Antidumping and Antitrust // Journal of World Trade. 1996. Vol. 30. № 1. P. 28.