С.И. ИСТОМИН,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации
В связи с обсуждением вопроса о присоединении России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) (далее — Конвенция) вот уже более года соответствующие государственные органы нашей страны ведут работу по анализу стандартов Конвенции.
Конвенция является правовой базой для обеспечения деловой стабильности в интересах мировой торговли, поэтому широкое обсуждение ее содержания имеет теоретическое и практическое значение.
Официального перевода на русский язык этого важного документа, на основе которого разработано таможенное законодательство целого ряда стран, до настоящего времени нет. Поэтому заметны различные подходы переводчиков к формулированию положений, содержащихся в Конвенции. В практике используется перевод, приведенный в издании «Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции протокола 1999 г.» (М., 2004), адекватность которого вызывает порой вопросы.
Прежде всего, необходимо остановиться на наиболее важных понятийных категориях, используемых в Конвенции, и определить их место и содержание в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее — ТамК РФ).
Как указывает Н.Э. Буваева, «к основным понятиям, используемым в сфере таможенных процедур, относятся: таможенные процедуры, таможенные формальности, таможенные режимы. К сожалению, следует отметить некоторый недочет самой Киотской конвенции, которая не содержит определения основного, дающего наименование договору понятия — таможенные процедуры. Однако в ней имеется определение понятия таможенных формальностей, которые по смыслу и логике конвенции являются наиболее общим понятием для всех таможенных процедур и для таможенного дела в целом. В ТК РФ такое понятие, как таможенные формальности, отсутствует вообще. Понятия “таможенные процедуры”, “таможенные режимы” сформулированы таким сложным образом, что они явно не соответствуют требованию простоты и ясности изложения, которые так же как и в Киотской конвенции зафиксированы в ТК РФ»[1].
Соглашаясь в целом с позицией Н.Э. Буваевой, следует отметить, что в Конвенции не используется термин «таможенные режимы», о чем речь пойдет ниже.
К отмеченному Н.Э. Буваевой необходимо добавить, что содержащееся в Конвенции не менее важное понятие «очистка» в действующем ТамК РФ также отсутствует и при введении его в ТамК РФ потребуется адаптация к уже используемым понятиям и, в частности, к термину «таможенное оформление», содержание которого в законе не раскрыто. В то же время это понятие является одним из основных в ТамК РФ, поскольку включает в себя совершение всех действий по перемещению товаров через таможенную границу. Соответственно потребуется уточнение содержания понятия «таможенный режим», которое в ТамК РФ раскрыто, но этот термин, как уже указано, в дефинициях Конвенции, а также в Специальных приложениях к ней не используется.
Понятия и нормы, содержащиеся в тексте Конвенции, требуют адекватного перевода на русский язык и соответствующего правового установления, что позволит им вписаться в существующую национальную систему юридических понятий.
Конвенция в существующем переводе определяет таможенное оформление как выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров в свободное обращение, для их экспорта или помещения под иные таможенные режимы. В то же время при переводе с английского языка на русский вместо понятия «таможенное оформление» употребляется термин «очистка», т. е. освобождение от обязательств, которые возлагаются на лицо, перемещающее товары через границу. Именно в таком контексте раскрывается данное понятие в российской юридической литературе: «таможенная очистка — термин, используемый в международной внешнеторговой практике для указания на обязанности продавца или покупателя принимать на себя обязательства, связанные с прохождением товара через таможню страны экспорта или импорта и включающие уплату таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, а также выполнение и оплату всех административных действий, связанных с прохождением товара через таможню»[2]. Освобождение от обязательств связывается с помещением товаров под определенные условия пользования и распоряжения ими, которые раскрываются в ТамК РФ как «таможенный режим» (ст. 11).
Наряду с термином «очистка» Конвенция содержит понятие «таможенные формальности» — совокупность действий, которые надлежит совершать соответствующим лицам и таможенной службе в целях исполнения требований таможенного законодательства. Таким образом, содержание понятия «таможенные формальности» шире, чем содержание понятия «очистка» (таможенное оформление). Действия, входящие в таможенные формальности, объединяются по определенным признакам в самостоятельные устойчивые группы, которые и составляют процедуры.
Специальные приложения к Конвенции можно классифицировать как приложения, содержащие правила, регулирующие выполнение определенных действий, а именно:
· предшествующих подаче декларации на товары;
· необходимых для помещения товаров под процедуры (выпуска товаров для внутреннего потребления, экспорта и т. д.), т. е. связанных с подачей декларации для очистки.
Указанные действия можно рассматривать как самостоятельные процедуры.
Приложения Н («Правонарушения») и К («Происхождение товаров») следует рассматривать как связанные в определенной степени с подачей и проверкой декларации.
Таким образом, перечисленные действия могут проводиться в два этапа. Первый этап включает в себя все действия, осуществляемые заинтересованными лицами и таможенным органом с момента ввоза товаров на таможенную территорию до момента помещения их под очистку или, в соответствии с ТамК РФ, под таможенный режим.
Таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, включают в себя действия по ввозу товаров на таможенную территорию с пересечением таможенной границы и временному хранению товаров под таможенным контролем в специальных помещениях или на участках территории в ожидании подачи декларации.
Выполнив необходимые действия, заинтересованное лицо должно подать декларацию на товары, представляющую собой заявление, составленное по установленной форме, в котором указываются процедура, подлежащая применению в отношении товаров, а также все сведения, необходимые для осуществления данной процедуры.
Выделение двух этапов выполнения таможенных формальностей позволяет определить последовательность их проведения и придания особого места подаче декларации на товары, когда в таможенных целях определяется правовой статус товаров. Подача декларации на товары выступает в качестве основного этапа, а предшествующие формальности, хотя и носят самостоятельный характер, направлены на подготовку к этому этапу. Кроме того, обособление таможенных формальностей позволяет очертить круг действий, связанных именно с подачей декларации на товары.
Положения, связанные с подачей декларации, содержатся в главе 3 Конвенции, озаглавленной как «Таможенное оформление и другие таможенные формальности», хотя в оригинальном тексте, как уже указывалось, используется понятие «очистка». Под таможенным оформлением понимается выполнение таможенных формальностей, необходимых для ввоза товаров для внутреннего потребления, для их экспорта или размещения под иные таможенные процедуры, т. е. под режимы, как это определяется ТамК РФ.
В этой же главе рассматривается правовое положение декларанта, содержатся правила, определяющие форму и содержание декларации, общие требования к перечню данных, подлежащих внесению в декларацию, и другие положения, относящиеся исключительно к подаче декларации декларантом и ее проверке таможенным органом.
В рассматриваемой главе изложены также правила для уполномоченных лиц, регулирующие специальные процедуры, которые связаны с подачей декларации и выполнением других действий, относящихся к ее проверке и выпуску товаров после проверки.
Глава 3 содержит правила о порядке проведения проверки и выпуска товаров, которые непосредственным образом связаны с их декларированием.
Другие таможенные формальности (исходя из содержания данного понятия, это все операции, обязательные к осуществлению соответствующими лицами и таможенной службой согласно требованиям таможенного законодательства) включают в себя:
· определение таможенной службой таможенных органов, в которых товары могут быть предъявлены;
· исполнение возлагаемых на таможенную службу функций, необходимых для применения таможенных правил и процедур вне установленных мест и времени работы таможенных органов;
· согласование часов работы таможенных органов в пунктах пропуска на общей границе сопредельных государств;
· некоторые другие действия, которые не связываются непосредственно с подачей и проверкой декларации.
Центральное место в рассматриваемой главе отведено подаче декларации, которая связана непосредственно с очисткой, а включение данной главы в Генеральное приложение подчеркивает ее важность и основополагающий характер.
Таможенному оформлению действующий ТамК РФ придает самостоятельное значение, более того, положения о таком оформлении распространяются на все таможенные операции, которые совершаются по отношению к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу. Несмотря на это, в законе не раскрывается сущность понятия «таможенное оформление», хотя подробно рассматривается порядок оформления перемещаемых товаров и транспортных средств.
Содержание норм ТамК РФ, посвященных таможенному оформлению, позволяет сделать вывод, что такое оформление представляет собой совокупность действий таможенных органов и лиц, перемещающих товары и транспортные средства, по поводу такого перемещения, а также порядок совершения указанных действий в рамках таможенных процедур и таможенных операций, установленных законом и иными правовыми актами Российской Федерации[3].
Совпадающее содержание раскрывается другими авторами в целом ряде работ. В то же время высказываются и иные точки зрения на определение содержания таможенного оформления[4].
Существующие точки зрения не дают однозначного определения рассматриваемого понятия, которое занимает свое место в регулировании отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В соответствии с ТамК РФ в редакции 1993 года под таможенным оформлением понималась процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима (подп. 15 ст. 18), т. е., по существу, такое определение совпадает с очисткой.
Следует отметить, что нормотворческая и правоприменительная практика первоначально ГТК России, затем ФТС России исходила из понимания того, что таможенное оформление включает в себя все действия, которые совершаются лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу, а также таможенными органами в связи с таким перемещением. ТамК РФ в редакции 2003 года нормативно закрепил такое понимание таможенного оформления. Так, ст. 68 Кодекса в качестве специальной упрощенной процедуры таможенного оформления приводит временное хранение товаров на складах получателей товаров и предусматривает другие процедуры.
Таможенное оформление более созвучно с понятием «таможенные формальности», содержащимся в Конвенции, которые представляют собой совокупность действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенной службой в целях исполнения требований таможенного законодательства. При таком положении в ТамК РФ отсутствует понятие, совпадающее с очисткой.
Если рассматривать таможенное оформление как совокупность всех действий, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенными органами в процессе перемещения товаров через таможенную границу, то к таким действиям следует, например, отнести:
· передачу в таможенный орган лицензии для регистрации;
· подачу заявления для получения разрешения на переработку;
· обращение в таможенный орган для получения разрешения на перегрузку, выгрузку, погрузку, иные грузовые операции с товарами, перевозимыми по правилам внутреннего таможенного транзита;
· сообщение в таможенный орган об аварии, обстоятельствах непреодолимой силы и т. д.
Однако перечисленные действия вряд ли можно отнести к таможенному оформлению. На практике таможенное оформление связывается с подачей грузовой таможенной декларации, когда определяется правовое положение товаров.
Как уже указывалось выше, таможенное оформление включает в себя все таможенные процедуры и операции, в том числе декларирование. Декларирование как процедура поставлено в ряд других процедур, хотя, как представляется, ему ввиду важности должно быть отведено особое место. Проведение других процедур связывается в конечном счете с декларированием. Отсутствие такого отделения декларирования привело к нарушению связи с выбором таможенного режима, который вытекает из декларирования.
Если декларирование рассматривать как процедуру, то при его осуществлении необходимо выбрать еще одну процедуру — таможенный режим, содержащий совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений и т. д. (п. 22 ст. 11 ТамК РФ). Таким образом, одна процедура (декларирование) содержит в себе еще одну процедуру (таможенный режим). Подобным образом и таможенное оформление включает в себя все процедуры, в том числе выбор режима. В таком случае каждая процедура выступает как нечто самостоятельное, а их взаимосвязь не отражена, особенно связь декларирования и выбора режима.
Введение в российское таможенное законодательство понятия «таможенный режим» привело к внутренним противоречиям, поскольку таможенный режим определяется как таможенная процедура одновременно с процедурой таможенного оформления, т. е. самостоятельные действия по очистке товара оказались искусственно разделенными на две процедуры, подлежащие выполнению при перемещении товаров через таможенную границу. Получается, что при выполнении процедуры таможенного оформления необходимо выполнить процедуру выбора таможенного режима, а это обусловливает усложнение применения норм ТамК РФ и не отвечает положениям Конвенции.
При этом не учитывается самостоятельное значение определения предназначения товара, что привело к нарушению связи с декларированием, которое также в ТамК РФ выступает в качестве самостоятельной процедуры.
Рассмотренные выше положения Конвенции гораздо больше отражают такую взаимосвязь, которая, как представляется, позволяет выделить таможенные режимы в качестве видов таможенного оформления, если использовать терминологию ТамК РФ.
Анализ понятия «очистка», содержащегося в рассматриваемой Конвенции, позволяет прийти к выводу, что очистка состоит из двух составляющих:
· определение предназначения товара;
· выполнение соответствующих действий.
Предназначение товара (выпуск для внутреннего потребления, экспорт и т. д.) формирует его статус для таможенных целей (поступление товара в свободное обращение или дальнейшее нахождение под таможенным контролем), т. е. правовое положение, которое раскрывается в правах и обязанностях заинтересованных лиц в отношении товара, предполагающее, в свою очередь, объем действий со стороны указанных лиц.
Предназначение как цель перемещения товара через таможенную границу предполагает виды таможенного оформления, если использовать данное понятие, которые зависят от этой цели. Виды таможенного оформления — обозначенное в ТамК РФ предназначение товара, имеющего свой статус (режимы).
Выполнение соответствующих действий также можно подразделить на два вида:
· действия, связанные с подачей декларации;
· действия, вытекающие из правового и экономического содержания конкретного вида таможенного оформления.
Например, действия, связанные с подачей декларации, включают в себя внесение данных в декларацию, подачу предварительной или неполной декларации, представление документов, подтверждающих внесенные в декларацию данные, обращение о продлении срока подачи декларации и т. д.
К действиям, вытекающим из правового и экономического содержания вида оформления, можно отнести, например, действия по переработке на таможенной территории: подачу заявления для получения разрешения на переработку, представление документов, сопровождающих такое заявление (документы, являющиеся основанием для перемещения товара через таможенную границу, договор комиссии с предприятием, которое будет являться переработчиком, и т. д.), а также документов, подтверждающих соблюдение ограничений, уплата сборов.
Системообразующим фактором в понятии «очистка» является выпуск товаров в соответствии с их предназначением или целью их перемещения через таможенную границу. Определение предназначения предполагает совершение действий, связанных прежде всего с подачей таможенной декларации, поскольку именно в декларации указывается предназначение товара.
В свете изложенного очистка представляет собой определение правового положения товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Как уже указывалось, ТамК РФ содержит понятие «таможенная процедура», имеющее самостоятельное содержание. Это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Таможенный режим также представляет собой таможенную процедуру со своим содержанием. В чем заключаются различия в двух указанных таможенных процедурах? Как следует из определений, и та и другая устанавливают порядок действий и статус товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, в соответствии со ст. 79 ТамК РФ внутренний таможенный транзит — это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Временное хранение — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТамК РФ).
Если таможенный режим рассматривать как предназначение товара с соответствующим ему статусом, то не возникает необходимости определять его как процедуру, входящую в таможенное оформление. Наоборот, предназначение использует такой таможенный инструмент, как таможенное оформление, имеющее свои виды в зависимости от предназначения товара, на что указывалось выше.
Представляется, что содержание понятия «таможенное оформление» следует рассмотреть и с точки зрения его места и значения в таможенном праве.
Понятие «таможенное оформление» не отвечает на вопрос, для чего оно выполняется. В то же время понятие «очистка» говорит о том, что действия по очистке совершаются для помещения товаров в соответствующий режим, если использовать терминологию ТамК РФ.
Товары помещаются под процедуры внутреннего таможенного транзита — для перевозки, под временное хранение — для хранения со своим правовым содержанием. Тогда таможенное оформление совершается для помещения под процедуры (имеется в виду совокупность процедур без определения конечной цели таможенного оформления).
Глава 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения к Конвенции определяет место и значение очистки и других таможенных формальностей. Очистка также требует совершения определенных действий, но они стоят на первом месте, поскольку выражают конечную цель их совершения, а потом выделяются все иные действия, входящие в другие таможенные формальности.
Действия, составляющие очистку и другие таможенные формальности, раскрываются в одной главе, поэтому очистку следует рассматривать как часть формальностей с учетом содержания понятий «таможенные формальности» и «очистка». Таким образом, таможенные формальности можно подразделить на два вида:
· формальности, связанные с очисткой;
· другие формальности.
Оба вида предполагают совершение определенных действий, объединенных в самостоятельные процедуры, представленные в Специальных приложениях.
При совершении действий, составляющих очистку, выполняются процедуры, необходимые для выпуска товаров для внутреннего потребления, экспорта, а также связанные с определением правового положения товаров после их выпуска, которые содержатся в Специальных приложениях В, С, D, Е, F, G, J.
Другие таможенные формальности составляют процедуры, входящие в Приложение А.
При определении содержания таможенного оформления, таможенного режима необходимо прежде всего исследовать совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в этой сфере. Одновременно важно учитывать и современные тенденции правового регулирования отношений в условиях глобализации. Однако в ходе анализа содержания приведенных понятий на современном этапе, как показывает исследование, указанные тенденции не всегда учитываются, что вносит неопределенность в процесс таможенного оформления.
Библиография
1 Буваева Н.Э. К вопросу о гармонизации правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации // Право и государство: теория и практика. 2007. № 6 (30). С. 122.
2 Толковый словарь таможенного права / Под ред. А.Н. Козырина. — М., 2006. С. 488—489.
3 См.: Таможенное право Российской Федерации: Учеб. / Под общ. ред. В.А. Шамахова. — М., 2007. С. 96.
4 См.: Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учеб. пособие. — М., 2005. С. 59; Основы таможенного дела: Учеб. пособие: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. — М., 2005. Т. 1. С. 68—69; Комментарий к Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2004. № 11; Правовое обеспечение таможенного оформления // Право и экономика. 2005. № 9.