УДК 343.8
Страницы в журнале: 120 -128
А.Ф. Галузин,
кандидат юридических наук, заместитель прокурора Самарской области Россия, Самара
Даются определения понятий правового института покаяния, пенитенциарного процесса и права, пенитенциарной функции государства и гражданского общества.
Ключевые слова: покаяние, право на покаяние, правовой институт и процесс покаяния, пенитенциарное право, цель и идея (принцип) покаяния, пенитенциарная функция.
Философские законы и смыслы явлений социального и субъективного бытия конкретизирует и дополняет философия права, в том числе (с учетом подразделения права на отрасли) и философия уголовного права.
Основной в уголовно-правовом контексте философии права является дихотомия взаимосвязанных и относительно самостоятельных явлений «преступления и наказания», имеющих социальную, антропологическую (субъективную биопсихологическую, душевно-духовную и т.д.), морально-нравственную, правовую природу и сущность, состоящую в детерминированном ими покаянии (публичном раскаянии) совершившего преступление лица, порождаемом свойственным природе и сущности человека раскаянием по законам индивидуализации, социализации, иных процессов жизнедеятельности.
Покаяние как естественное свойство, право, деятельность человека является выражением человеческого (гуманного), его психофизической, душевной потребности в раскаянии, актом гуманизма и материализовано в человеке и его деятельности в форме рефлексии вредоносного деяния, вины, ответственности, раскаяния, исправления и их выражения, принимаемого и одобряемого обществом, государством. При таком понимании покаяние предстает одной из деятельностных материальных форм объективации сущего (человеческого) явления гуманизма, источником и носителем которых является раскаивающийся человек, ориентированный на гуманность общества, государства.
Урегулированное правом покаяние в его философском и нравственном контексте гуманистического бытия человека и общества является категорией философии права и правореализационного процесса, элементом и сущностной характеристикой содержания права и его реализации, придающими праву и правоприменению гуманистический смысл.
Латинское слово пенитенциарный русским языком заимствовано в значении «относящийся к покаянию (добровольному признанию в содеянном) [9, с. 549] и раскаянию (сожалению о содеянном) [9, с. 657]», то есть к действиям лица, раскрывающим и объективирующим вовне покаянием результаты его скрытой внутренней психической деятельности раскаяния. Внутреннюю активность раскаяния и внешнюю активность покаяния допустимо соотносить как исходную и последующие формы возникновения и объективации субъективного раскаяния в содеянном и его ожидаемых последствий: исходная форма — субъективное раскаяние, последующая — объективное раскаяние, и она же — начальная стадия очевидных и подпадающих под правовое регулирование и контроль общества и государства объективных покаянных действий лица и содействующих ему участников юридического процесса покаяния, включающего обусловленное раскаянием исправление.
Таким образом, «пенитенциарный» — исправительный, направленный к возбуждению раскаяния в преступнике [8], связанный с тюремным заключением как исправительной мерой [17, с. 84]. Приведенные лексические значения слов покаяние, раскаяние, исправление являются исходными в толкованиях обозначаемых ими юридических понятий, терминов, категорий, их соотношении.
Категория «покаяние» является правовой: в ст. 75 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года (далее — УК РФ) [13] объективное раскаяние получает определение через деятельное раскаяние, включающее явку с повинной, способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба и выступает основанием освобождения лица от уголовной ответственности: в п. «н» ст. 61 УК РФ — смягчения наказания, в ст. 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года [15] (далее УПК РФ) — прекращения уголовного дела. Статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1996 года (УИК РФ) устанавливает целью уголовно-исполнительного законодательства следующую за объективным (деятельным) раскаянием и определяемую им стадию покаяния — «исправление», а задачей — «помощь в социальной адаптации» осужденного [14] или начальный этап следующей за исправлением стадии покаяния — законопослушной социальной адаптации, которая сформулирована в ст. 3 Европейских пенитенциарных правил как «реинтеграция в общество следованием требованиям законности, удовлетворением своих жизненных потребностей собственными силами» и цель исправительного воздействия на осужденных, осуществляемого с использованием средств исправительно-воспитательного воздействия (ст. 66), программ исправительного воздействия (ст. 70.2), собственным исправлением осужденных (ст. 69.1), поддержанием порядка, дисциплины (ст. 33) и т.д. [10].
Объективированное вовне по воле кающегося (сожалеющего и признающего свою ошибку, вину, грех [9, с. 657]), субъективное раскаяние предстает объективным (деятельным) раскаянием — системой действий, составляющих содержание: 1) правового (юридического) покаяния в его стадиях — этапах объективного раскаяния, исправления, законопослушной социальной адаптации; 2) правомочий права на покаяние (на объективное раскаяние, исправление, законопослушную социальную адаптацию) совершающих его лиц и объективно гарантирующих реализацию покаяния правомочий и действий ведущих расследование, осуществляющих правосудие, исполняющих заключение под стражу и уголовные наказания лиц, то есть правомочий сторон покаяния: стороны совершающей и принимающей, документирующей содержание покаяния в процессуальной форме(ах) его объективации.
Субъективное раскаяние предстает естественным для явления покаяния и права на покаяние системообразующим началом: предшествием, истоком, обусловливающим и связующим объективные стадии процесса покаяния, их внутренним, присущим психике любого человека свойством духовно-душевной деятельности и элементом, оцениваемым опосредованно, через регулируемые правом его проявления в объективных покаянных действиях деятельного раскаяния, исправления, законопослушной социальной адаптации. Криминологические исследования подтверждают, что негативное отношение к наказанию может сочетаться с глубоким раскаянием, что главное в исправлении — раскаяние [4, с. 94].
Правовыми основаниями обеспечения (осуществления, охраны, защиты) покаяния в действующем законодательстве являются: 1) материальные нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, закрепляющие содержание покаяния как гуманистической социально-правовой идеи (мысли, побуждающей к действию, процессу) — межотраслевого принципа, и составляющие материально-правовой межотраслевой институт покаяния; 2) процессуальные нормы оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, образующие процессуально-правовой межотраслевой институт покаяния, нормирующий, упорядочивающий в форме процессуальных правоотношений пенитенциарную процедуру совершения, принятия и оформления покаянных действий, устанавливая обеспечение (осуществление, охрану, защиту) покаяния как пенитенциарное назначение (цель, принцип) оперативно-розыскного, уголовного, уголовно-исполнительного процессов.
Совокупность этих институтов составляет межотраслевой массив материальных и процессуальных норм пенитенциарного права в широком понимании, включающего пенитенциарное материальное и процессуальное право, соотносящиеся как материальное содержание правового покаяния-деятельности и процессуальная форма-гарантия его обеспечения, содержащая правовые процедуры, способы фиксации, удостоверения покаянных и иных действий, их стимулирования, безопасности. Пенитенциарное право в узком смысле — это уголовно-исполнительное материальное и процессуальное право. Материальные и процессуальные нормы пенитенциарного права в широком понимании выражают пенитенциарную функцию государства, осуществляемую в том числе органами расследования, правосудия, уголовно-исполнительной системы (УИС).
Обеспечение материальной и процессуальной составляющих покаяния образуют действия участников сторон покаяния, подразделяемые на осуществление и принятие, документирование явки с повинной, деятельного раскаяния, досудебного сотрудничества, исправления, законопослушной социальной адаптации, а также охрану и защиту (безопасность как наличие материальных условий и процедур, создающих субъективное состояние защищенности) осуществления покаяния, прежде всего принимающей раскаяние и содействующей покаянию стороны. Обеспечение (осуществление, охрана, защита) покаяния происходит в объективных процессах (оперативно-розыскном, уголовном, уголовно-исполнительном) при наличии и на основе субъективных покаянных процессов подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных лиц и наиболее эффективно — при наличии ориентированных на обеспечение покаяния уголовного преследования, правосудия, исполнения содержания под стражей и уголовных наказаний.
Иначе говоря, материализацию субъективного раскаяния и последующего покаяния преступника системно обеспечивают (способствуют осуществлению, охраняют и защищают — делают безопасным) объективные для них оперативно-розыскной, уголовный и уголовно-исполнительный процессы, являющиеся пенитенциарными в части покаяния, и их властно-уполномоченные участники в пенитенциарных правоотношениях реализации пенитенциарных процессуальных норм оперативно-розыскного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, составляющих пенитенциарное процессуальное право в широком смысле.
В связи с раскаянием и в части покаяния объективные процессы приобретают характер единого межотраслевого юридического пенитенциарного процесса как особой интеграционной формы юридического процесса и реализации пенитенциарного процессуального права. Пенитенциарный процесс в узком понимании — это обособленный, относительно самостоятельный процесс реализации процессуальных и материальных норм уголовно-исполнительного права, регулирующих исполнение и отбывание заключения под стражу и уголовных наказаний, включающее наиболее длительные, трудоемкие и сложные по содержанию и оценке их результатов стадии покаяния: исправления, подготовки к законопослушной социальной адаптации, сопряженных с раскаянием в совершении латентных преступлений и т.д.
Предвещающие покаяние явка с повинной и исповедь [3, с. 566] о правонарушении, являющемся и нарушением морально-нравственных, религиозных норм, заповедей закона Божия и т.д. — грехом [3, с. 36], а также последующие действия правового покаяния исходят из естественного права правонарушителя (грешника) на покаяние — на регулируемые религиозными, моральными нормами и публичным правом действия и их благоприятные нравственные, юридические и социальные последствия для лица, совершающего покаяние, и общества.
Покаяние как явление (право, цель, принцип, процесс, категория и т.д.) существует в правовой (юридической), религиозной и светской формах, каждая из которых и их сочетание могут иметь место в покаянии правонарушителя, заключенного под стражу и осужденного. Фундаментальное право человека и гражданина на покаяние является единым по природе и сути субъективным раскаянием и покаянием во всех названных их формах, различно и разноаспектно формализующих содержание покаяния, права на покаяние с учетом функций морали, религии, права. Право на покаяние не формализовано в самостоятельное одноименное юридическое право, но выражено косвенно в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве путем закрепления покаянных действий, правомочий на эти действия и правоотношения, гарантий их обеспечения. Правовая определенность права на покаяние и гарантирующих его обеспечение обязанностей властно-
уполномоченной стороны покаяния системообразует институт покаяния, пенитенциарный процесс его реализации и смежных с правом на покаяние пенитенциарных прав. Право личности на покаяние и связанные с обеспечением покаяния права на общение с близкими, уполномоченными представителями гражданского общества, на охрану здоровья, образование и т.д. могут быть названы с учетом их ограничений для заключенных и арестованных лиц пенитенциарными правами, а совокупность их правомочий на безопасность — пенитенциарным правом на безопасность, уровень обеспеченности которого(ых) является критерием обеспеченности пенитенциарной безопасности в УИС.
Отсутствие в законодательстве формализации права на покаяние является пробелом — отсутствием системообразующего начала и противоречием имеющемуся правовому механизму обеспечения покаяния. Его преодоление возможно посредством конкретизации в части пенитенциарных прав предмета защиты прав человека, провозглашенной ст. 2 Конституции Российской Федерации приоритетом государства, с учетом того что: 1) состав правомочий любых, в том числе пенитенциарных, прав человека включает правомочие на безопасность, а их совокупность — «право на безопасность» [1, с. 32—35]; 2) защита прав названа в ст. 1 Федерального закона от 10.07.2012 № 114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачей оперативно-розыскной деятельности, в ст. 6 УПК РФ — назначением уголовного судопроизводства, в ст. 1 УИК РФ — задачей уголовно-исполнительного законодательства.
Юридический состав правомочий покаяния является правовым основанием обеспечения юридического и согласуемого с ним неюридического процессов покаяния как форм объективации психологического и социального самоопределения преступной личности в преступном и законопослушном обществе в интересах самой личности и общества: ресоциализации из криминального общества, законопослушной социальной адаптации (вторичной социализации, реинтеграции в общество). Являясь фундаментальным правом и имея различные формы выражения, право на покаяние обусловливает параллельность и связанность юридического и неюридического обеспечения правового и иного покаяния: они могут предшествовать друг другу, опережать, обусловливать одно другое и т.д.
Следовательно, обеспечение этого права государством как пенитенциарная функция предполагает участие на законных основаниях гражданского общества (религиозных, правозащитных, гуманитарных и иных объединений и организаций) в форме содействия субъективному и объективному покаянию содержащихся под стражей, осужденных лиц и их безопасности, то есть легальное системное использование возможностей юридического, религиозного и иных социальных механизмов покаяния, что позволяет выделять пенитенциарную функцию государства и гражданского общества.
Пенитенциарная сущность заключения под стражу и отбывания уголовного наказания проявляется в субъективном выборе подозреваемым, обвиняемым, заключенным, подсудимым и осужденным лишь по их воле и желанию объективации раскаяния в юридических действиях правового покаяния вступлением в пенитенциарные правоотношения с представителями государственных органов расследования, правосудия, исполнения заключения под стражу и уголовных наказаний в стадиях покаяния, которые могут быть прекращены
в любое время инициировавшим покаяние лицом. Раскаивающийся вправе самостоятельно распоряжаться своим правом на покаяние, что свидетельствует о том, что диспозитивность является основным принципом и методом правового регулирования покаяния и пенитенциарных отношений его обеспечения, в том числе — осуществления пенитенциарной функции. Соответственно, диспозитивность процесса покаянного отбывания заключения под стражу, уголовных наказаний и обеспечивающего его исполнения — основа раскаяния и стадий покаяния, притом что основным методом регулирования исполнения, ориентированного на принудительность исполнения и подчиненного ему отбывания, включающего покаянное отбывание, является преимущественно императивный метод. Европейские пенитенциарные правила обращения с заключенными называют предпосылками достижения исправления «желание и силу воли самого заключенного, а также тесное сотрудничество между пенитенциарными учреждениями и свободным обществом» [12], также невозможные без диспозитивности их правового регулирования.
Задачи исправления и подготовки к социальной адаптации осужденных, сформулированные в ч. 2 ст. 1 УИК РФ, ст. 14, 17, 19, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [11, с. 88—89] (далее — Закон № 103-ФЗ), названы целями (пенитенциарным назначением) деятельности УИС, достигаемыми в процессе обеспечения пенитенциарных прав и реализации принципов гуманизма и демократизма (ст. 8 УИК РФ). Эти процессы и их последствия являются гуманизацией и демократизацей, или пенитенциаризацией, процессов исполнения и отбывания содержания под стражей и уголовных наказаний и всей жизнедеятельности УИС.
СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ