DOI 10.25799/NI.2024.68.58.013
EDN DIGQKQ
УДК 346.543.1:330.322
Проблемы частного права
Здесь представлены только метаданные статьи
А.О. Иншакова,
доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского и международного частного права (базовая кафедра ЮНЦ РАН) Волгоградского государственного университета ORCID 0000-0001-8255-8160 Россия, Волгоград ainshakova@list.ru; gimchp@volsu.ru
В статье раскрываются понятие и классификация бюджетных инвестиций, являющихся одним из ключевых инструментов государственной политики, направленной на развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры страны. Анализируются основы нормативного регулирования бюджетных инвестиций. Исследуются порядок и условия вложения бюджетных средств в объекты государственной (муниципальной) собственности, правовое положение юридических лиц — получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Раскрывается правовое положение юридических лиц — получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Изучаются национальные проекты и федеральные адресные инвестиционные программы, государственные инвестиционные фонды.
Цель исследования: определить понятие, классификации и правовой режим бюджетных инвестиций в инвестиционные проекты, а также их роль в социально-экономическом развитии общества с целью установления направления развития национальных проектов, федеральных адресных инвестиционных программ и государственных инвестиционных фондов. Методы: для достижения поставленной цели были использованы системный подход, а также общенаучные (анализ, синтез, формально-логический, сравнительный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты исследования: изучены различные подходы, определяющие место бюджетных инвестиций, правовое положение юридических лиц — получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Выявлены задачи бюджетных инвестиций. Определена роль инициатив по созданию национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ в развитии экономики и социальной сферы России.
Выводы. Обоснован вывод о том, что порядок и условия вложения бюджетных средств в объекты государственной (муниципальной) собственности могут изменяться в зависимости от изменения нормативных правовых актов, а также экономической ситуации в государстве. Установлены требования законодателя, которым должны соответствовать юридические лица, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, претендующие на получение бюджетных инвестиций. Обосновано, что инициативы по созданию национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ играют значительную роль в развитии экономики и социальной сферы России. Обосновано, что государственные инвестиционные фонды являются основой для развития экономики и процесса инвестирования. Доказано, что инвестиционные фонды позволяют не только увеличивать количество инвестиций в экономику, но и повышать качество их использования. Важным элементом использования государственных инвестиционных фондов являются критерии отбора проектов, которые будут финансироваться. Критерии отбора должны быть законодательно прописаны и включать в себя ряд факторов, таких как соответствие проектов общегосударственным задачам, экономические и социальные индикаторы, целесообразность и эффективность расходов и др.
Ключевые слова: бюджетные инвестиции, бюджетные средства, формы финансирования инвестиционных проектов, объекты государственной (муниципальной) собственности, правовое положение юридических лиц, унитарные предприятия, национальные проекты, федеральные адресные инвестиционные программы, государственные инвестиционные фонды.
Legal Regime of Budgetary Investments in Investment Projects
Inshakova A.O.,
Doct. in Law, Prof., Head of Dept. of Civil and International Private Law (Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences), Volgograd State University ORCID 0000-0001-8255-8160 Russia, Volgograd ainshakova@list.ru; gimchp@volsu.ru
The article reveals the concept and classification of budget investments, which are one of the key instruments of state policy aimed at the development of the economy, social sphere and infrastructure of the country. The bases of normative regulation of budget investments are analyzed. The article studies the procedure and conditions for investing budget funds in the objects of state (municipal) property, the legal status of legal entities - recipients of budget investments that are not state (municipal) institutions and unitary enterprises. The legal status of legal entities - recipients of budget investments that are not state (municipal) institutions and unitary enterprises is disclosed. National projects and federal targeted investment programs, state investment funds are studied. Purpose of the study: To define the concept, classification and legal regime of budgetary investments in investment projects, as well as their role in the socio-economic development of society, in order to establish the direction of development of national projects, Federal targeted investment programs and state investment funds. Methods: To achieve the goal, we used the system approach, as well as general-scientific (analysis, synthesis, formal-logical, comparative) and private-scientific (formal-legal, comparative-legal) methods of research. Results of the study: Different approaches determining the place of budget investments, legal status of legal entities - recipients of budget investments that are not state (municipal) institutions and unitary enterprises are studied. The tasks of budget investments are identified. The role of initiatives to create national projects and federal targeted investment programs in the development of the economy and social sphere of Russia is determined. Conclusions: The conclusion that the procedure and conditions of investment of budgetary funds in the objects of state (municipal) property may change depending on changes in regulatory and legal acts, as well as the economic situation in the state is substantiated. The article establishes the requirements of the legislator, which legal entities that are not state (municipal) institutions and unitary enterprises, claiming to receive budget investments, must meet. It is substantiated that the initiatives to create national projects and Federal Targeted Investment Programs play a significant role in the development of the economy and social sphere of Russia. It is substantiated that state investment funds are the basis for the development of the economy and the investment process. It is proved that investment funds allow not only to increase the amount of investment in the economy, but also to improve the quality of their use. An important element in the use of public investment funds is the selection criteria for projects to be financed. The selection criteria should be legally prescribed and include a number of factors, such as compliance of projects with the national objectives, economic and social indicators, expediency and efficiency of expenditures, etc.
Keywords: budget investments, budget funds, forms of investment project financing, state (municipal) property objects, legal status of legal entities, unitary enterprises, national projects, Federal Targeted Investment Programs, state investment funds.