УДК 340.01
Страницы в журнале: 20-22
А.П. Лиманская,
старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия Россия, Ростов-на-Дону limanskayaa@mail.ru
Раскрывается юридическая природа правового режима; анализируются его особенности. Автор, характеризуя данное явление, предпринимает попытку рассмотреть правовой режим в качестве средства воздействия на развитие права.
Ключевые слова: правовой режим, порядок регулирования, сущность, юридические средства.
Стремительно протекающие преобразования всех сторон общественной жизни российского общества требуют нового качества правового регулирования, совершенствования всего понятийного аппарата юриспруденции. Вместе с тем практика применения законодателем юридических терминов для обозначения различных институтов, средств, механизмов не всегда однозначна. Одним из наиболее ярких примеров тому является категория «правовой режим».
Данная дефиниция используется в различных нормативных правовых актах с указанием тех сфер, субъектов и объектов, в отношении которых она применяется, но ни в одном из них нет четкого определения этого термина. Проблема усугубляется еще и тем, что в определенных научных исследованиях данная категория упоминается либо только в названиях работ, либо применительно к объектам и субъектам права, видам деятельности без учета ее истинного значения.
Причины подобной ситуации видятся в первую очередь в отсутствии единства мнений относительно общетеоретической сущности и содержания правовых режимов. В этой связи требуется определить, что же представляет собой правовой режим и какова его роль в механизме правового регулирования.
В целом разделяя высказанную Н.И. Матузовым и А.В. Малько точку зрения, хотелось бы определить правовой режим как особый порядок регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [3, с. 14].
В чем же заключается сущность правового режима? Необходимо помнить о том, что каждый правовой режим — это в первую очередь режим. Слово «режим» в переводе с фр. regime и лат. regimen означает «управление», «порядок», «регулирование».
На наш взгляд, наиболее приемлемым видится использование в качестве квинтэссенции правового режима именно термина «порядок». Как известно, управление является функцией сложных организованных систем, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, направленной на реализацию их программных целей. По своему содержанию это — постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм правового регулирования.
Регулирование выступает обобщающим термином, поскольку упорядочение общественных отношений происходит с помощью различных средств воздействия, в том числе и режима деятельности.
Определение сущности правового режима через порядок превращает исследуемую дефиницию в динамическую категорию. В ней можно выделить не только структурные элементы, но и стадии, которые она проходит, реализуя поставленные перед ней задачи. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет об особом порядке регулирования, поскольку он вводится в действие по определенным причинам, с учетом самобытности социальной ситуации и не применим в том же виде к другим объектам и сферам.
Правовой режим всегда имеет нормативно-правовую основу, устанавливающую правовой статус субъектов, определяющую способы взаимодействия участников, предусматривающую юридическую ответственность за нарушение данного режима и т. д. Причем закрепление правовых режимов осуществляется в нормативных правовых актах различной юридической силы. Данное свойство правового режима, соответственно, подразумевает его обеспечение государством и иными субъектами, например, муниципальными образованиями.
Правовой режим характеризуется специфической целью — регулирования общественных отношений с учетом политических, социально-экономических, временных, пространственных и иных факторов развития общества. В этой связи представляется вполне справедливым мнение О.С. Родионова, согласно которому правовые режимы позволяют сконцентрировать внимание участников правоотношений на наиболее значимых сторонах их деятельности. При этом государство может преследовать исключительно свои собственные цели, выражать интересы всего общества либо его большинства, выступать равноправным субъектом наряду с другими участниками или только устанавливать режим, но в нем не участвовать [5, с. 94].
Цели правового режима, как правило, находят свою формализацию в нормативных правовых актах. Именно цель правового режима в дальнейшем предопределяет основания и причины его установления, срок действия и территорию распространения, объекты и сферы правового воздействия и т. д.
Правовой режим охватывает целый комплекс юридических средств: дозволений и запретов, стимулов, обязываний, органичений и т. д. Специфика их сочетания, позволяющая доминировать определенным средствам в правовых режимах, создает особый режим правового регулирования. Ведь в каждом режиме один из способов зачастую выступает приоритетным перед другими, вследствие чего он играет впоследствии определяющую роль в правовом регулировании и создает при этом особое специфическое направление или удобную для себя атмосферу [6, с. 72].
Степень использования субъектом правоотношения юридических возможностей зависит от существующего в рамках той или иной отрасли типа правового регулирования. Так, в публичных отраслях превалируют разрешительные, ограничивающие средства, тогда как в частных — общедозволительные, стимулирующие. При этом в ряде случаев участникам правоотношений (например, налоговых, семейных) законодателем предоставляется право самим определять условия режимного регулирования правовой деятельности[1].
Таким образом, комплексность юридических средств позволяет эффективно использовать правовой инструментарий для решения тех или иных задач. Это предопределяет с учетом специфики поставленной задачи и содержания регулируемых отношений выбор наиболее оптимального правового режима.
Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования и как следствие допустимый уровень активности субъектов права. Из этого следует, что правовой режим создает благоприятные или неблагоприятные условия для удовлетворения интересов субъектов права. Соответственно, правовой режим с доминирующим общедозволительным началом (например, правовой режим для субъектов малого и среднего бизнеса) порождает благоприятные условия. Правовой режим, где превалируют ограничения, создает неблагоприятные условия для субъектов, например, режим военного положения.
Несмотря на высокую динамику общественных отношений правовой режим характеризуется определенной устойчивостью, стабильностью, постоянством. Именно эти качества позволяют достигнуть заранее предусмотренного результата. Вместе с тем это не предполагает абсолютной неизменности: правовые режимы тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям в связи с усилением защиты прав граждан, приведением российского законодательства в соответствие международным требованиям, совершенствованием системы администрирования и т. д. Как справедливо замечено Н.И. Матузовым и А.В. Малько, нет и не может быть застывшего правового режима [2, с. 522].
Правовой режим можно рассматривать в качестве социокультурного явления в юридической действительности [4, с. 24]. Он выступает средством воздействия на развитие права и является одним из условий формирования права. В правовом режиме юридически закрепляются правила поведения субъектов с учетом интересов государства, воли законодателя, а также специфики общественных отношений, требующих особого подхода. Именно правовой режим, являясь одним из проявлений нормативности права, соединяет в единую конструкцию комплекс юридических средств: ограничений, запретов, обязываний и т. д. Подобная совокупность правовых установлений играет важнейшую роль в поддержании авторитета власти, стабильности общественного порядка, сглаживании различного рода конфликтов, а также оказывает позитивное влияние на формирование у общества должного уровня правовой культуры.
В качестве еще одного свойства правового режима можно выделить его относимость к определенному объекту. Это качество позволяет видеть социальное содержание права и решать соответствующие социальные задачи в неразрывной связи с регулируемыми отношениями касаемо конкретного объекта. Именно поэтому наличие правовых режимов связывается с объектом регулируемых отношений. В противном случае не представляется возможным установление особого порядка регулирования тех или иных общественных отношений.
Наконец, правовой режим структурирован и включает в себя ряд компонентов различного состава и уровня: элементы механизма правового регулирования (юридические нормы, правоотношения, акты реализации права и т. д.), правовые статусы субъектов, объекты правового регулирования, методы и типы взаимосвязи субъектов с объектами, систему гарантий реализации интересов и потребностей субъектов правоотношений, правовые принципы, цели и способы правового регулирования [1, с. 23].
Таким образом, правовой режим, являясь сложной и многозначной юридической категорией, представляет собой особый порядок регулирования на основе комплекса юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Список литературы
1. Беляева Г.С. Структура правового режима: общетеоретический аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 5.
2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2011.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: понятие и виды // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996. Вып. 4.
4. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Малько и И.С. Барзиловой. — М., 2012.
5. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2001.
6. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001.
Библиография
1 Так, согласно ч. 1 ст. 42 Семейного кодекса Российской Федерации 1995 года брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Другой пример: согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.