УДК 347.96
Страницы в журнале: 113-118
А.С. Саломаткин,
доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Российского государственного социального университета Россия, Москва
Д.В. Ильяков,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Российского государственного социального университета Россия, Москва korsar-48@mail.ru
Рассматривается вопрос о правовом статусе экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Авторы определяют статус экзаменационной комиссии как конституционно-правовой и выделяют элементы конституционно-правового статуса экзаменационной комиссии, на основе которых организован порядок деятельности экзаменационной комиссии.
Ключевые слова: статус, квалификационная комиссия, квалификационный экзамен, судья.
Федеральным законодательством предусмотрено, что в целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 для решения практических задач модернизации страны содержится предложение создать в структуре судейского сообщества систему самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи.
Как известно, сегодня органами судейского сообщества являются Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей РФ; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационные коллегии судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. Их основные задачи — это содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Анализ нормативных документов показывает, что в организационно-правовом плане в целом вопросы отбора кандидатов на должность судьи были определены. При этом в Федеральном законе от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Закон об органах судейского сообщества) установлены требования к организации квалификационных испытаний для кандидатов в судьи. Особо значимая для отбора кандидатов экзаменационная процедура была предусмотрена Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.05.2002) и рядом других нормативных правовых актов.
Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии, либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
По инициативе Президента РФ Федеральным законом от 03.12.2011 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи» в Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Закон об органах судейского сообщества и другие акты были внесены соответствующие изменения. Экзаменационным комиссиям придан самостоятельный статус в системе органов судейского сообщества. Ранее экзаменационные комиссии были созданы и функционировали при соответствующих квалификационных коллегиях судей.
Обратимся к содержанию понятия «статус» и к порядку деятельности экзаменационной комиссии. Слово «статус» (от лат. status —состояние, положение; англ. status — правовое положение) [9, с. 1042; 10, с. 483—484] — абстрактный многозначный термин, обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта [8, с. 15—16]. Статус объекта или субъекта — это его состояние. Статус определяется как правовое положение [5, с. 664], совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации [6, с. 363].
В теории права принято различать социальный статус и статус правовой (юридический). Правовой статус зачастую рассматривают как вид социального статуса, что вполне справедливо. Статус также исследуется в качестве категории сознания, социальной возможности, деятельности и социального результата.
В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается «совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц. Основные права и обязанности распространяются на всех индивидов независимо от обстоятельств, включая личные способности и социальное положение, хотя в жизни для реализации прав и обязанностей эти и иные обстоятельства могут иметь существенное значение. Права и обязанности государственных органов как часть их правового статуса определяются конституциями и соответствующими законами. Права и обязанности юридических лиц определяются гражданско-правовым законодательством» [1, с. 601]. Термин «статус» присутствует в наименованиях многих нормативных правовых актов [7]. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в сочетании со словом «конституционный, конституционно-правовой» [3, c. 9—20; 8, c. 9—20] или «правовой» [2, c. 89—92; 4, c. 9].
Необходимо отметить различие конституционного и конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус — более широкое понятие, обозначающее положение субъекта, урегулированное нормами не только конституции, но и других источников конституционного и отраслевого права. Конституционный статус субъектов является ядром их правового статуса, определяемого отраслевыми нормами права.
Наряду с правовым статусом как положением субъекта в праве вообще выделяют отраслевой статус как положение субъекта, урегулированное нормами конкретной отрасли права, например гражданско-правовой статус, уголовно-правовой статус, административно-правовой статус и т. д.
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие элементы конституционно-правового статуса экзаменационной комиссии:
1) положение экзаменационной комиссии в системе органов судейского сообщества;
2) предметы ведения и полномочия экзаменационной комиссии, реализуемые при осуществлении своей компетенции;
3) гарантии деятельности экзаменационной комиссии;
4) ответственность экзаменационной комиссии.
Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи — в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации. Однако есть и одна особенность. Так, квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Россий-ской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
В связи с приданием качественно нового статуса экзаменационным комиссиям изменился порядок их формирования. Согласно ст. 11.1 Закона об органах судейского сообщества экзаменационные комиссии формируются из числа:
— судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;
— преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.
Если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует арбитражный суд или невозможно обеспечить равное представительство судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов в составе экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации в связи с недостаточной численностью судей арбитражных судов, такое представительство определяется регламентом экзаменационной комиссии. Члены экзаменационной комиссии не могут входить в составы экзаменационных комиссий разного уровня и в состав квалификационной коллегии судей равного уровня.
Члены экзаменационной комиссии — представители образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.
Высшая экзаменационная комиссия формируется в количестве 21 члена комиссии. Члены комиссии избираются по следующим нормам представительства:
— от судей судов общей юрисдикции — восемь членов комиссии;
— от судей арбитражных судов — восемь членов комиссии;
— от преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, — четыре члена комиссии;
— от общероссийских общественных объединений юристов — один член комиссии.
Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей субъектов Российской Федерации в количестве и в порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами, с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.
От судей арбитражных судов члены экзаменационной комиссии города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи избираются из числа судей Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Делегаты Всероссийского съезда судей избирают членов Высшей экзаменационной комиссии тайным голосованием. Избрание осуществляется:
— в отношении судей — на раздельных собраниях делегатов от судей судов общей юрисдикции и от судей арбитражных судов по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от судей соответствующих судов;
— в отношении иных членов комиссии — по представлению Председателя ВС РФ, которое основано на поступивших ему на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.
Делегаты конференций судей субъектов Российской Федерации избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации тайным голосованием. Избрание осуществляется:
— в отношении судей — по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
— в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации — по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.
Председатель ВС РФ, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.
Порядок представления кандидатур в состав экзаменационных комиссий устанавливается регламентами Всероссийского съезда судей и конференций судей субъектов Российской Федерации, а в отдельных случаях, предусмотренных законом, — регламентами Совета судей РФ и советов судей субъектов Российской Федерации.
Полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, или в случае совершения им дисциплинарного проступка, или в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Полномочия иных членов экзаменационных комиссий могут быть досрочно прекращены по их инициативе, либо в случае совершения ими преступлений или административных правонарушений, установленных вступившими в законную силу актами уполномоченного органа, либо в случае их отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов экзаменационных комиссий принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей — соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии.
Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарем экзаменационной комиссии является работник Судебного департамента при ВС РФ или работник входящего в его систему органа. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.
Преподавателям юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научным работникам, имеющим ученую степень по юридической специальности, представителям общероссийских общественных объединений юристов выплачивается вознаграждение за участие в работе экзаменационных комиссий, а также возмещаются расходы, связанные с направлением их в служебную командировку для участия в работе экзаменационных комиссий, в порядке и в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
За преподавателями юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научными работниками, имеющими ученую степень по юридической специальности, и представителями общероссийских общественных объединений юристов на время их участия в работе экзаменационной комиссии сохраняются гарантии и компенсации, предоставляемые по основному месту работы в соответствии с трудовым законодательством.
Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.
Высшая экзаменационная комиссия принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации. Высшая экзаменационная комиссия осуществляет общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Методические указания Высшей экзаменационной комиссии являются обязательными для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации.
Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии. Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий.
Экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с ВС РФ. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда, должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.
Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с проставленными оценками. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председателем экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.
Кандидат, не сдавший квалификационный экзамен на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена. В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.
Кандидат на должность судьи может обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. Решения Высшей экзаменационной комиссии обжалуются в ВС РФ. Решения экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Решения экзаменационных комиссий, касающиеся оценки знаний кандидатов на должность судьи, могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры вынесения этих решений либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения квалификационного экзамена требований.
Организационное обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ и входящими в его систему органами.
Таким образом, под статусом можно понимать правовое положение, совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Правовой статус экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи можно рассматривать с конституционно-правовых позиций, выделив при этом конституционный и конституционно-правовой статус. Конституционно-правовой статус — более широкое понятие, обозначающее положение субъекта, урегулированное нормами не только конституции, но и других источников конституционного и отраслевого права.
С учетом изложенного можно выделить следующие элементы конституционно-правового статуса экзаменационной комиссии: положение экзаменационной комиссии в системе органов судейского сообщества; предметы ведения и полномочия экзаменационной комиссии, реализуемые при осуществлении своей компетенции; гарантии деятельности экзаменационной комиссии; ответственность экзаменационной комиссии.
Список литературы
1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006. С. 601.
2. Дюкина В.Р. Правовой статус адвоката в Испании // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 10. С. 89— 92.
3. Сапронова М.А. Конституционный статус, место и роль главы государства в системе высших органов государственной власти арабских республик // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 9. С. 9—20.
4. Стабров Н.И. Сравнительный анализ правового статуса присяжных избирателей в Российской Федерации и зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 10. С. 9—20.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Шведовой Н.Ю. М.: Русский язык, 1986. С. 664.
6. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 363.
7. Федеральные законы от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда в Российской Федерации».
8. Шаклеин Н.И. Конституционно-правовой статус федерального и региональных парламентов и проблемы его совершенствования: Сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 9—20.
9. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 1042.
10. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. О.Е. Кутафин. М., 2002. С. 483—484.