УДК 342.56
Страницы в журнале: 90-94
А.С. Саломаткин,
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Российского государственного социального университета Россия, Москва
А.И. Ястребова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Российского государственного социального университета Россия, Москва ann-yastr@mail.ru
На основе анализа федерального законодательства рассматриваются вопросы правового статуса кандидата на должность судьи, работы экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у граждан на должность судьи и порядок их взаимодействия.
Ключевые слова: правовой статус, кандидат в судьи, квалификационный экзамен, судья.
Известно, что слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (ср. англ. status — «правовое положение») [9, с. 1042; 10, с. 483—484]. Статус — абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. Статус объекта или субъекта — это его состояние. Статус определяется как правовое положение [5, с. 664], совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации [6, с. 363]. В теории права принято различать социальный статус и статус правовой (юридический). Правовой статус зачастую рассматривают как вид социального статуса, что вполне справедливо. Статус также исследуется в качестве категории сознания, социальной возможности, деятельности и социального результата [2, с. 127; 3, с. 63].
В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается «совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц» [9, с. 1042]. Основные права и обязанности распространяются на всех индивидов независимо от обстоятельств, включая личные способности и социальное положение, хотя в жизни для реализации прав и обязанностей эти и иные обстоятельства могут иметь существенное значение. Термин «статус» присутствует в наименованиях многих нормативных правовых актов. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словом «конституционный» [7] или «правовой» [4; 8].
Н.А. Богданова в структуре конституционно-правового статуса субъектов выделяет четыре элемента: 1) место субъекта в обществе и государстве, его социально-политическая роль и назначение; 2) общая правоспособность; 3) права и обязанности или компетенция и ответственность; 4) гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов конституционного права как система правовых условий, средств и способов, обеспечивающих достойное существование и развитие человека и общества в целом, а также нормальное и должное функционирование государства по выполнению его социально-политического назначения [1].
Наряду с правовым статусом как положением субъекта в праве вообще выделяют отраслевой статус как положение субъекта, урегулированное нормами конкретной отрасли права. Например, гражданско-правовой статус, уголовно-правовой статус, конституционно-правовой статус и т. д.
Сегодня наше законодательство не раскрывает понятие «кандидат на должность судьи». Неясно, кандидат в судьи — это гражданин, лишь решивший стать судьей либо уже прошедший какой-то путь к судейскому креслу (например, подавший заявление для участия в конкурсе на вакантное место судьи или сдавший квалификационный экзамен), или это человек, чья фамилия включена в проект указа Президента РФ о назначении судей, или же, наконец, это человек, который примет первое дело к своему судебному производству?
Можно с уверенностью сказать: современный организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи, а затем и наделения их судейскими полномочиями несовершенен.
Полагаем, что статус кандидата в судьи необходимо законодательно формализовать. Думается, что кандидатом нужно считать гражданина, сдавшего все необходимые документы и написавшего заявление о допуске его к сдаче квалификационного экзамена. Лишь с момента признания соответствующей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи гражданина кандидатом в судьи можно с его согласия в отношении его документов начинать проводить соответствующую проверку.
Сегодня мы имеем законодательство с достаточно размытыми требованиями к квалификационной проверке граждан — будущих кандидатов в судьи. Любой гражданин, отвечающий минимуму формализованных требований, может начать путь к креслу судьи.
При этом следует учитывать, что организационно-правовой механизм должен функционировать с учетом конституционных положений: с одной стороны, он обязан учитывать конституционно провозглашенную свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; а с другой стороны, должен учитывать право гражданина и общества на правосудие, осуществляемое профессиональным, независимым и непредвзятым судом, а именно и прежде всего — судьями высоких профессиональных и морально-нравственных качеств.
Основаниями права на доступ к профессии судьи в Российской Федерации являются:
1) гражданство Российской Федерации;2) отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 3) достижение определенного возраста для занятия должности судьи соответствующего суда; 4) отсутствие медицинских противопоказаний по установленному перечню; 5) отсутствие погашенной или непогашенной судимости либо прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям; 6) отсутствие подозрения или обвинения в совершении преступления; 7) отсутствие близкого родства или свойства (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда, в котором открыта вакансия судьи; 8) высшее юридическое образование; 9) уровень профессиональных знаний, подтвержденный сдачей квалификационного экзамена на должность судьи; 10) опыт работы по определенным видам деятельности установленной продолжительности для занятия должности судьи соответствующего суда.
Требования к уровню профессиональных знаний, подтвержденных сдачей квалификационного экзамена на должность судьи, и наличие опыта работы по определенным видам деятельности являются основными при определении качества профессиональной подготовленности претендентов к судейской деятельности.
В целях установления наличия у кандидата на должность судьи профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).
Еще в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 для решения практических задач модернизации страны Президент РФ среди многих инициатив предложил, в частности, создание в структуре судейского сообщества системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи.
По инициативе Президента РФ Федеральным законом от 03.12.2011 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи» в Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и другие акты были внесены соответствующие изменения. Экзаменационным комиссиям придан самостоятельный статус в системе органов судейского сообщества. Ранее экзаменационные комиссии были созданы и функционировали при соответствующих квалификационных коллегиях судей.
Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии, либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Следует особо отметить, что среди формальных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи, на первом месте стоит наличие российского гражданства. Оно вполне логично вписывается в содержание правового статуса судьи. Едва ли найдется государство, которое не требовало бы от своих судей быть его гражданами.
Необходимо также отметить и такое требование, предъявляемое к кандидатам в судьи, как владение государственным языком. Речь идет именно о русском языке, играющем исключительную роль в межнациональном общении, который в той или иной степени знаком каждому гражданину страны. Не секрет, что проблема государственного языка при отправлении правосудия в Российской Федерации особенно актуальна для судей республик в составе Российской Федерации, где производство в судах ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке соответствующей республики.
И как уже отмечалось выше, правовой статус кандидата в судьи предполагает высокий уровень юридических познаний. Учитывая факт присоединения нашей страны к Болонской конвенции 1999 года и начавшийся переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат — магистратура), а также исходя из задачи повышения профессионализма судей, означающего углубленное и более продолжительное по времени изучение правовых дисциплин, на должность судьи принимаются кандидаты, имеющие высшее юридическое образование, полученное в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по юридическим специальностям, подтвержденное присвоением квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «юриспруденция». Диплом бакалавра права на судейское кресло не дает.
Наличие практических умений и навыков у кандидатов в судьи предполагает приобретение юридических знаний, необходимых для применения правовых норм; освоение основ процессуальных и судебных методов, позволяющих правильно анализировать и разрешать дела; выработку навыков составления процессуальной документации, анализа доказательств, необходимых для рассмотрения дел; понимание системы правосудия и ее функционирования.
Кроме того, формальными критериями для подбора кандидатов в судьи и затем назначения на должность судьи установлены возрастной ценз и стаж юридической работы, необходимые для замещения должности судьи. По общему правилу судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Это касается судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировых судей. С точки зрения российского законодателя на этом рубеже человек приобретает достаточный житейский опыт, чтобы пользоваться доверием людей, которое необходимо любому, кто посвящает себя правосудию.
Наряду с указанными общими требованиями кандидат на должность судьи должен быть лицом дееспособным. Лицо недееспособное, ограниченно дееспособное, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, имеющее иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи, не может быть судьей. Поэтому для подтверждения отсутствия у кандидата в судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.
Не секрет, что квалификационный экзамен на должность судьи — это серьезное испытание, цель которого — установить наличие у претендента профессиональных знаний и навыков, необходимых для работы в суде. Это испытание связано не только с тем, что гражданин должен показать свой профессиональный уровень — знание специальных дисциплин, юридическое мышление, но и с тем, что в процессе сдачи экзамена человек испытывает психологическое напряжение, публично выступая перед членами комиссии.
Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации.
Однако есть и одна особенность. Так, квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии. Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий.
Сегодня экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным Судом РФ, а ранее также — и по согласованию с Высшим Арбитражным Судом РФ. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда, содержат три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. На экзамене разрешается пользоваться законодательными актами. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.
Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с проставленными оценками. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председателем экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.
Кандидат, не сдавший квалификационного экзамена на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена. В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.
Кандидат на должность судьи может обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. Решения Высшей экзаменационной комиссии обжалуются в ВС РФ. Решения экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Решения экзаменационных комиссий, касающиеся оценки знаний кандидатов на должность судьи, могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры вынесения этих решений либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения квалификационного экзамена требований.
Следовательно, правовой статус представляет собой правовое положение, совокупность прав, обязанностей, определяющих юридическое положение лица — кандидата на должность судьи.
Список литературы
1. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.
2. Васильев А.М. Правовые категории и их место в обществоведении // Труды ВЮЗИ. М., 1973. Т. XXXII. С. 127.
3. Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе / под ред. В.М. Чхиквадзе. М., 1987. С. 63.
4. Дюкина В.Р. Правовой статус адвоката в Испании // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. Вып. 3 (10).
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 664.
6. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. С. 363.
7. Сапронова М.А. Конституционный статус, место и роль главы государства в системе высших органов государственной власти арабских республик // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 2 (9).
8. Стабров Н.И. Сравнительный анализ правового статуса присяжных избирателей в Российской Федерации и зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. Вып. 3 (10).
9. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 1042.
10. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. О.Е. Кутафин. М., 2002. С. 483—484.