УДК 349.6
Страницы в журнале: 55-65
А.А. МАЛЫГИН,
главный специалист отдела экологического мониторинга и землеустройства Управления экологической безопасности Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» monitoring@roscosmos.ru
Исследуются правовые основания использования территорий Российской Федерации в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, нормативное регулирование природоохранных отношений, связанных с осуществлением космической деятельности в таких районах, а также вопросы применимости к ней существующих принципов нормирования. Рассматриваются требующие урегулирования вопросы обеспечения экологической безопасности космической деятельности в данной области и возможные пути их решения.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, космическая деятельность в районах падения, экологическая безопасность, нормативы допустимого воздействия, вопросы правового нормирования.
Legal Problems of Rationing of Admissible Impact on Environment in Areas of Falling of Space Objects and a Way of Their Solution
Malygin A.
Legal grounds of use of territories of the Russian Federation as areas of falling of separating parts of carrier rockets, standard regulation of the nature protection relations connected with implementation of space activity in such areas, and also applicability questions to it the existing principles of rationing are investigated. Demanding settlements problems of ensuring ecological safety of space activity in the field, and also possible ways of their solution are considered.
Keywords: environmental protection, areas of falling of separating parts of carrier rockets, space activity in areas of falling, ecological safety, standards of admissible influence, questions of legal rationing.
Согласно указу Президента РФ в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду 2013 год в Российской Федерации объявлен Годом охраны окружающей среды. Ввиду данного факта, а также массового внимания общественности к экологическим аспектам космической деятельности скорейшего разрешения требует, в частности, вопрос нормирования ее воздействия на окружающую среду районов падения отделяющихся частей ракет-носителей.
Космическая деятельность, как и любой другой вид промышленной деятельности, может оказывать на окружающую среду воздействие, которое согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды)[1] должно осуществляться с учетом определенных требований. На территории Российской Федерации такие требования в первую очередь базируются на основных принципах природоохранного законодательства, а также на платности природопользования и возмещении вреда окружающей среде, регулировании допустимого воздействия и обеспечении снижения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с нормативами.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды за негативное воздействие на окружающую среду взимается плата, порядок исчисления и взимания которой определен в постановлении Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[2]. Определено два вида платы за негативное воздействие на окружающую среду: в пределах установленных нормативов и за сверхлимитное загрязнение.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии со ст. 19 Закона об охране окружающей среды в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В настоящее время законодательством предусмотрены следующие виды нормативов: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иные нормативы в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Такая оценка осуществляется, например, при составлении по результатам государственного экологического мониторинга ежегодного доклада о состоянии окружающей среды Российской Федерации.
Применительно к воздействию космической деятельности необходимо разрабатывать и утверждать нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Данный вид нормативов устанавливается в целях предотвращения неконтролируемого негативного воздействия на окружающую среду.
Законодательством определены следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:
— нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (порядок установления определен в постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183[3]);
— нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (порядок установления и утверждения определен в постановлении Правительства РФ от 23.07.2007. № 469[4]);
— нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (порядок разработки и утверждения определен в приказе Минприроды России от 25.02. 2010 № 50[5]).
Для определения видов негативного воздействия космической деятельности на окружающую среду необходимо раскрыть основные положения законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с осуществлением такой деятельности.
Определение космической деятельности дано в ст. 2 Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности»[6]. Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
К основным направлениям космической деятельности согласно закону относятся научные космические исследования, использование космической техники, дистанционное зондирование Земли из космоса, включая государственный экологический мониторинг; использование спутниковых систем; пилотируемые космические полеты; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции и другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.
Составляющими космической деятельности являются исследование и использование космического пространства, а ее объектом — космическое пространство или отдельные его элементы (Луна, планеты и звезды).
Легальное определение понятия космического пространства не закреплено национальным законодательством, однако нашло отражение в международном праве. В соответствии с предложением юридического подкомитета Комитета ООН по мирному использованию космоса, получившим широкую поддержку государств, нижняя граница космического пространства устанавливается на высоте 100—110 км над уровнем моря. В соответствии «с правилами и порядками, установившимися в отношениях[7]», связанных с обеспечением космической деятельности6, высота 100—110 км над уровнем моря является пределом территории, на которую распространяется юрисдикция национального законодательства стран. На высотах более 110 км действуют нормы международного космического права, регулирующие отношения, связанные с использованием космического пространства.