О.Ю. КУЗНЕЦОВ,
кандидат исторических наук, Московский пограничный институт ФСБ России
Представители адвокатского сообщества часто сетуют на то, что государство в лице правоохранительных органов игнорирует обязанность выплачивать им вознаграждение за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению органов дознания, следствия, прокуратуры или суда (ст. 51 УПК РФ). Получается, что адвокаты сами нуждаются в защите от произвола властных структур. Но так ли однозначно в материальных бедах адвокатского сообщества виноваты государство и представляющие его в уголовном процессе сотрудники правоохранительных органов?
Необходимо определиться прежде всего с терминологией. Под адвокатом понимается не защитник вообще (ст. 49 УПК РФ), а именно адвокат — лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 68-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) на профессиональной основе оказывает квалифицированную юридическую помощь и наделено соответствующим статусом. Словосочетание «оплата труда адвоката» используется нами потому, что оно присутствует в названии Постановления Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» (далее — Постановление № 400). В Постановлении № 400 определен размер оплаты в случае, если адвокат привлечен к участию в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда.
Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень оснований обязательности участия защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 2 ст. 50, ст. 51 УПК РФ). Реализуя конституционный принцип формально-правового равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), отраслевое процессуальное законодательство содержит следующую норму. В случаях, когда подозреваемый или обвиняемый (подсудимый) не могут обеспечить себя квалифицированной юридической помощью адвоката или адвокат в силу каких-либо причин не может принять участие в уголовном судопроизводстве своего доверителя, а последний не желает отказываться от услуг защитника (ст. 52 УПК РФ), должностное лицо органа предварительного расследования, а также прокурор или суд в соответствии с частями 2—4 ст. 50 обязаны самостоятельно назначить его из числа адвокатов ближайшего к его месту нахождения адвокатского образования. Расходы на оплату его труда согласно ч. 5 ст. 50, п. 5 ч. 2 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 компенсируются за счет средств федерального бюджета.
В последнее время сложилась весьма стройная система выплаты материального вознаграждения адвокатам за участие в уголовном судопроизводстве по назначению правоохранительных органов. Она включает в себя комплекс нормативно-правовых источников, а также механизм реализации их норм.
Выплата вознаграждения адвокату по назначению регламентируется также Законом об адвокатуре. Вознаграждение адвокату, участвующему в уголовном процессе по назначению правоохранительного органа, выплачивается из средств федерального бюджета (п. 8 ст. 25); размер вознаграждения и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь подследственному (обвиняемому, подсудимому) бесплатно, определяются Правительством РФ (п. 9). Поэтому наиболее важным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим оплату государством адвокатской деятельности в уголовном процессе, является Постановление № 400. Его нормы в совокупности можно свести к следующим базовым по