Статья

Правовые основы оплаты труда адвоката за участие в уголовном производстве по назначению органов предварительного расследования или суда

О.Ю. КУЗНЕЦОВ, кандидат исторических наук, Московский пограничный институт ФСБ России Представители адвокатского сообщества часто сетуют на то, что государство в лице правоохранительных органов игнорирует обязанность выплачивать им вознаграждение за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению органов дознания, следствия, прокуратуры или суда (ст. 51 УПК РФ). Получается, что адвокаты сами нуждаются в защите от произвола властных структур. Но так ли однозначно в материальных бедах адвокатского сообщества виноваты государство и представляющие его в уголовном процессе сотрудники правоохранительных органов?

О.Ю. КУЗНЕЦОВ,

кандидат исторических наук, Московский пограничный институт ФСБ России

 

Представители адвокатского сообщества часто сетуют на то, что государство в лице правоохранительных органов игнорирует обязанность выплачивать им вознаграждение за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению органов дознания, следствия, прокуратуры или суда (ст. 51 УПК РФ). Получается, что адвокаты сами нуждаются в защите от произвола властных структур. Но так ли однозначно в материальных бедах адвокатского сообщества виноваты государство и представляющие его в уголовном процессе сотрудники правоохранительных органов?

Необходимо определиться прежде всего с терминологией. Под адвокатом понимается не защитник вообще (ст. 49 УПК РФ), а именно адвокат — лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 68-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) на профессиональной основе оказывает квалифицированную юридическую помощь и наделено соответствующим статусом. Словосочетание «оплата труда адвоката» используется нами потому, что оно присутствует в названии Постановления Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» (далее — Постановление № 400). В Постановлении № 400 определен размер оплаты в случае, если адвокат привлечен к участию в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда.

Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень оснований обязательности участия защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 2 ст. 50, ст. 51 УПК РФ). Реализуя конституционный принцип формально-правового равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), отраслевое процессуальное законодательство содержит следующую норму. В случаях, когда подозреваемый или обвиняемый (подсудимый) не могут обеспечить себя квалифицированной юридической помощью адвоката или адвокат в силу каких-либо причин не может принять участие в уголовном судопроизводстве своего доверителя, а последний не желает отказываться от услуг защитника (ст. 52 УПК РФ), должностное лицо органа предварительного расследования, а также прокурор или суд в соответствии с частями 2—4 ст. 50 обязаны самостоятельно назначить его из числа адвокатов ближайшего к его месту нахождения адвокатского образования. Расходы на оплату его труда согласно ч. 5 ст. 50, п. 5 ч. 2 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 компенсируются за счет средств федерального бюджета.

В последнее время сложилась весьма стройная система выплаты материального вознаграждения адвокатам за участие в уголовном судопроизводстве по назначению правоохранительных органов. Она включает в себя комплекс нормативно-правовых источников, а также механизм реализации их норм.

Выплата вознаграждения адвокату по назначению регламентируется также Законом об адвокатуре. Вознаграждение адвокату, участвующему в уголовном процессе по назначению правоохранительного органа, выплачивается из средств федерального бюджета (п. 8 ст. 25); размер вознаграждения и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь подследственному (обвиняемому, подсудимому) бесплатно, определяются Правительством РФ (п. 9). Поэтому наиболее важным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим оплату государством адвокатской деятельности в уголовном процессе, является Постановление № 400. Его нормы в совокупности можно свести к следующим базовым по

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024