Статья

Правовые основы привлечения осужденных к труду в Республике Казахстан

Ж.Б. ОСПАНОВА, аспирант университета «Туран» (г. Астана, Республика Казахстан) На протяжении многих лет осужденные привлекались трудиться только на государственных предприятиях, находившихся на балансе исправительных учреждений или иных организаций. С принятием в 1997 году Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее — УИК РК) положение изменилось. Так, согласно п. 1 ст. 99 трудовая деятельность осужденных осуществляется на предприятиях исправительных учреждений или в государственных организациях или организациях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции (контрагентская форма); возможно занятие индивидуальной трудовой деятельностью.

Ж.Б. ОСПАНОВА,
аспирант университета «Туран» (г. Астана, Республика Казахстан)
 
На протяжении многих лет осужденные привлекались трудиться только на государственных предприятиях, находившихся на балансе исправительных учреждений или иных организаций. С принятием в 1997 году Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее — УИК РК) положение изменилось. Так, согласно п. 1 ст. 99 трудовая деятельность осужденных осуществляется на предприятиях исправительных учреждений или в государственных организациях или организациях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции (контрагентская форма); возможно занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
 
Организация трудовой деятельности осужденных на предприятиях исправительных учреждений традиционна на протяжении многих лет и продолжает считаться наиболее приемлемой для мест лишения свободы. Появление контрагентской формы связано с тем, что при наличии условий для отбывания наказания в исправительных учреждениях отсутствовала собственная производственная база, а потребность в рабочей силе испытывали предприятия не только страны, но и регионов.
Однако общий спад производства, разрыв хозяйственных отношений, явная и скрытая безработица, когда предприятия обеспечивают лишь частичную занятость персонала, послужили причиной возникновения жесткой конкуренции на рынке труда. Организации не заинтересованы в использовании имеющейся у учреждений, исполняющих наказания, и на их предприятиях «дешевой» рабочей силы, так как для обеспечения конкурентоспособности товаров либо предоставляемых услуг требуются немалые вложения на обучение и подготовку (переподготовку) работников из числа осужденных.
Государство предпринимает определенные меры для повышения заинтересованности потенциальных партнеров в сотрудничестве с исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы. Так, обсуждается вопрос о введении налоговых льгот для организаций различных форм собственности, участвующих в совместной деятельности с предприятиями уголовно-исполнительной системы по обеспечению трудовой занятости осужденных.
Вместе с тем привлечение осужденных к труду в государственных предприятиях или организациях иных форм собственности, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, или вне их, осуществляется на основе типовых договоров на предоставление рабочей силы из числа осужденных. Договоры заключаются между руководством учреждений, исполняющих наказания, и организацией-работодателем (см. Методические рекомендации по вопросам организации и оплаты труда осужденных, утвержденные приказом Комитета уголовно-исполнительной системы Минюста Казахстана от 08.08.2003 № 172). Этот договор относится к гражданско-правовым, влекущим возникновение обязательственных правоотношений между сторонами, заключившими его. По содержанию он сходен с договором подряда, трудовым договором, но вместе с тем обладает специфическими признаками.
Предметом договора на предоставление рабочей силы из числа осужденных является вывод обусловленного количества осужденных на объекты хозяйствующего субъекта для выполнения работ в течение срока действия договора. Работы выполняются осужденными, в отношении которых установлен определенный режим содержания. Это, в свою очередь, порождает ряд специфических особенностей, касающихся как содержания, так и условий прекращения договора. Например, на хозяйствующий субъект возлагается обязанность обеспечивать занятость производственным трудом предоставляемой исправительным учреждением рабочей силы из числа осужденных в специально оборудованных для этого производственных зонах, изолированно от остальных работающих, в течение всего срока действия договора. В охраняемую зону допускаются вольнонаемный, административный, инженерно-технический персонал для непосредственного руководства работой осужденных и вольнонаемные квалифицированные рабочие для выполнения отдельных видов работ, требующих высокой квалификации, но не более 15% числа работающих осужденных.
Договор на предоставление рабочей силы из числа осужденных консенсуальный, двусторонне обязывающий, регламентирует права и обязанности исправительного учреждения и хозяйствующего субъекта, а также определяет порядок разрешения преддоговорных споров[1]. Непосредственно трудовые отношения устанавливаются между работодателем в лице хозяйствующего субъекта и работником (осужденным) и регулируются индивидуальным трудовым договором, заключенным в соответствии с законодательством о труде.
Индивидуальный трудовой договор представляет собой двустороннее соглашение между работником и работодателем, заключается в письменной форме. Работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с исполнением актов работодателя, а работодатель — своевременно и в полном объеме выплачивать ему заработную плату и иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон денежные выплаты, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором (ст. 1 Закона Республики Казахстан от 10.12.1999 «О труде в Республике Казахстан»; далее — Закон о труде). Индивидуальным трудовым договором определяются условия труда для каждого работника, устанавливаются взаимные права и обязанности сторон, их ответственность и другие условия, обязательные для выполнения сторонами по законодательству.
Для заключения индивидуального трудового договора работодатель имеет право потребовать документы, подтверждающие трудовую деятельность работника (осужденного), удостоверение личности (паспорт), свидетельство о рождении для лиц моложе 16 лет, свидетельство о присвоении социального индивидуального кода, регистрационный номер налогоплательщика, пенсионный договор, документ об образовании или профессиональной подготовке и иные документы, предусмотренные законодательством о труде. Обязанность обеспечить оформление отсутствующих у осужденного документов возложена на администрацию исправительного учреждения.
Документами, подтверждающими трудовую деятельность работника (осужденного), признаются трудовая книжка (при ее наличии) или индивидуальный трудовой договор, выписки из приказов о приеме и об увольнении. Трудовые книжки работников (осужденных), впервые поступающих на работу, заполняются работодателем. Работодатель при приеме на работу издает приказ о приеме на работу (статьи 8, 9, 12, 13 Закона о труде). В этом наблюдается тождественность труда осужденных с трудом свободных граждан.
Однако в УИК РК закрепляется обязанность всех осужденных трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения (п. 1 ст. 99). Тем самым администрация исправительного учреждения направляет работника (осужденного), независимо от его желания, на производственные объекты хозяйствующего субъекта (работодателя).
В соответствии со ст. 7 Закона о труде работник имеет право заключать, изменять и расторгать индивидуальный трудовой договор с работодателем в установленном законом порядке. На заключение договора требуется согласие обеих сторон, т. е. работодателя (хозяйствующего субъекта) и работника (осужденного).
Таким образом, заключение индивидуального трудового договора между работодателем и работником (осужденным) легитимно при условии добровольности труда осужденных. Это весомый аргумент в пользу отмены принципа обязательности труда осужденных.
 
Библиография
1 См.: Боуш Э.П., Утаев М.А. Договор на предоставление рабочей силы из числа спецконтингента организациям и предприятиям других министерств и ведомств: Лекция. — Ташкент, 1992. С. 2—5.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024