Реклама
Статья

Правовые основы системы центрального и местного управления иррегулярными войсками Российской империи XVIII века

Л.М. САТАНОВА, кандидат юридических наук, доцент В статье анализируются реформы, произведенные в сфере казачьих законодательных актов; приводятся материалы о том, как эти изменения проводились и с какими сложностями столкнулись уполномоченные органы в ходе систематизации нормативных документов, изданных для казачества.

УДК  34(470:574) «1855/1881» 

Страницы в журнале: 167-168

 

Л.М. САТАНОВА,

кандидат юридических наук, доцент

 

В  статье анализируются реформы, произведенные в сфере казачьих законодательных актов; приводятся материалы о том, как эти изменения проводились и с какими сложностями столкнулись уполномоченные органы в ходе систематизации нормативных документов, изданных для казачества.

Ключевые слова: казачество, самоуправление, воинская повинность.

 

In the given scientific article the reforms made in sphere of the Cossack acts are analyzed; materials how these changes were spent are resulted, and the authorized bodies have faced what complexities during ordering of the standard documents published for the Cossacks.

Keywords: the Cossacks, self-management, a compulsory military service.

 

Говоря об отношении правительства Российской империи XVIII века к казачьему населению, следует отметить, что главной задачей для верховной имперской власти являлось еще более прочное подчинение казачьего населения центральной государственной власти и ради этого принимались меры к уничтожению прежнего порядка внутреннего самоуправления казачьего населения, согласно которому решающая власть принадлежала массе простых казаков. Упраздняя этот порядок, сложившийся еще в период независимой жизни и деятельности казачества, правительство одновременно возвышало казачье чиновничество, распространяя на него многие льготы и преимущества, которыми пользовался чиновничий класс империи. Выделяя таким образом войсковых чиновников из массы простого казачества, правительство постепенно превратило их в исполнителей государственной воли, тогда как прежде они претворяли в жизнь решения Войскового круга (высшего коллегиального органа казачества). Это возвышение нередко злоупотреблявших своей властью войсковых чиновников, шедшее вразрез с традициями казачьего самоуправления, основанного на началах полного равенства, послужило главной причиной частых казачьих бунтов в восемнадцатом столетии, в том числе и пугачевского восстания. С усмирением одного из крупнейших в истории России народного мятежа прежнему самоуправлению казачьего населения был положен конец.

Вместе с тем для правительства выяснилась необходимость подчинить внутреннее управление казачьих войск, определявшееся до этого времени, с одной стороны, решениями войсковых кругов, а с другой — произвольными распоряжениями войскового чиновничества, точным законодательным нормам, направленным как на осуществление правительственных и государственных интересов, так равно и на охрану казачьего населения от произвола местных властей.

Задача эта была выполнена принятием положений о казачьих войсках, т. е. законодательных актов, точно установивших порядок управления, права и обязанности казачьего населения.

Начало издания этих документов как раз совпало по времени с учреждением министерств (первоначальные положения о казачьих войсках, изданные в первую половину царствования императора Александра I, были вместе с тем и первым опытом вновь учрежденных министерств в применении новых бюрократических порядков управления на началах возможно большей централизации).

Первые положения о казачьих войсках, по своему характеру краткие и даже неполные, могли, конечно, иметь только временный характер. Для разработки подробных законодательных положений необходимо было предварительно исследовать внутренний быт казачества, внимательно ознакомиться со сложившимися в нем порядками, имеющимися привилегиями, тщательно разобраться в интересах отдельных групп казачьего населения и т. д. Начало такой деятельности было положено в период царствования императора Александра I, когда велись работы по составлению обширного положения об устройстве Донского казачьего войска, утверждение которого состоялось в 1835 году.

История составления как упомянутого положения, так равно и основанных на нем положений о других казачьих войсках тесно связана с именем генерал-адъютанта князя А.И. Чернышева. Под его непосредственным руководством начались эти работы в конце царствования императора Александра I, когда Чернышев был назначен вначале членом, а затем и председателем Комитета об устройстве Войска Донского.  Под его же контролем и закончилось в царствование императора Николая I составление полных положений для всех казачьих войск.

С изданием этих документов права, обязанности казачьего населения и положение его в ряду других государственных сословий были определены с наибольшей полнотой, более или менее позволявшей устранять вероятность произвола и злоупотреблений.

Соответственно сословному строю той эпохи казачье население было обособлено от прочего населения замкнутой сословной организацией, наделенной особыми правами и обязанностями, специальными государственными повинностями. Однако при всей замкнутости только с этого времени казачье население, интересы которого стали охраняться законодательными актами, стало органичной частью государства, так как ранее связь казачьего населения с государством была главным образом механическая, внешняя. Правительство заботилось преимущественно о возможно более полном подчинении казаков своей власти и о привлечении их к выполнению различных повинностей, направленных на удовлетворение общегосударственных интересов, и очень мало уделяло внимания собственно интересам казачества.

В царствование императора Александра II прежнее значение сословного начала в организации государства было ослаблено и почти уничтожено. Преграды, резко отделявшие одно сословие от другого, оказались настолько стертыми, что переход из одного сословия в другое стал сравнительно легким. Вместе с тем многие права и повинности, составлявшие прежде форму основной деятельности и строго закрепленные за каждым сословием, сделались общими для всего населения империи, которое впоследствии сплотилось в более тесную и однородную массу. Сообразно этим изменениям основных начал государственного устройства был преобразован и прежний порядок суда и местного управления.

Богатый государственными преобразованиями период правления императора Александра II, называемый эпохой великих реформ, с полным правом может быть так назван и в отношении казачьих войск. В конце 1860-х — начале 1870-х годов состоялся целый ряд преобразований, в корне изменивших положение казачьего населения. Как и в предшествующие периоды правления российских царей, начало этим преобразованиям было положено правительством.

После прямого указания, последовавшего от императора Александра II, Военным министерством Российской империи был разработан подробный план мероприятий, оформленный затем в законодательном порядке. Смысл данного плана заключался в объединении казачьего населения с остальным населением империи и в обновлении состояния внутреннего быта казачества. Казачьи офицеры и чиновники были освобождены от обязательной службы. Их земельные владения обращались в их частную собственность. Всем казакам давалась возможность выхода из войскового сословия, были разрешены прием в это сословие посторонних лиц, а также свободное жительство этих лиц в пределах казачьих территорий. Местное управление казачьим населением, кроме дел, касающихся войскового хозяйства и военной службы, подчинялось органам общего управления. В городах и станицах вводилось самоуправление новой системы. Были приняты меры к усиленному развитию среди казачества образования путем учреждения учебных заведений общего типа, началось развитие земского благоустройства и пр.

В этот период была сделана попытка сгладить особенности существования казачьего населения даже и в отношении военной службы: в целях облегчения культурного и экономического развития казачьего населения в некоторых казачьих войсках, в отступление от издавна принятого в этих войсках принципа всеобщности службы, был учрежден особый класс войсковых граждан, свободных от воинской повинности и обязанных служить развитию промышленности и хозяйственного благоустройства.

Такая организация вполне соответствовала прежнему дореформенному общему порядку отбывания воинской повинности в империи, когда на военную службу призывались только нижестоящие классы; лица же, обладающие высшим общественно-социальным статусом, освобождались от нее вовсе.

Однако данная форма организации оказалась недолговечной.

В 1874 году был обнародован новый Устав о воинской повинности в империи. В основу этого устава был положен принцип всеобщей воинской обязанности, т. е. как раз тот принцип, который издавна имел применение в казачьих войсках.

 

Литература

 

II Полное собрание законов Российской империи. Т. ХХХI. № 346281. — СПб., 1863.

II Полное собрание Законов Российской империи. Т. ХХХII. № 319223 и № 455489. — СПб., 1863.

Столетие военного министерства 1802—1902 / Главное управление казачьих войск. Исторический очерк / Гл. ред. генерал-лейтенант Д.А. Скалон; сост.: подполковник А.И. Никольский, надворный советник Н.А. Чернощеков, колледжский секретарь Б.Л. Исполатов и титульный советник О.Н. Абрамов. Т. 11. Ч. 1. — СПб., 1902.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье раскрыта специфика становления института местного самоуправления на территории новых регионов Российской Федерации, нацеленного на сохранение единства гражданского общества и укрепление российской государственности в условиях переходного периода
Добавлено: 12 дней назад
Анализируются возможные модели организации местного самоуправления в контексте конституционных преобразований. Особое внимание уделяется гибридной модели и возможностям ее применения, в том числе в условиях действующего законодательства.
Добавлено: 26.05.2024
В работе проведен анализ теоретических и практических правовых проблем, обусловленных отсутствием в законодательстве Российской Федерации правовой конструкции, регламентирующей приостановление полномочий выборных представителей населения муниципальных образований.
Добавлено: 06.04.2024
В работе проведен анализ основных проблемных теоретических и практических правовых аспектов, связанных с правовым статусом и перечнем вопросов деятельности муниципальных общественных палат.
Добавлено: 12.11.2023
В работе проведен анализ основных проблемных теоретических и практических правовых вопросов, связанных с действующим механизмом принятия решений по проектам инициативного бюджетирования в современных информационных реалиях
Добавлено: 12.05.2023