УДК 340.11
Страницы в журнале: 12-14
А.В. МАЛЬКО,
доктор юридических наук, профессор
Анализируются проблемы соотношения таких юридических средств, как поощрения и наказания; рассматриваются аспекты их взаимодействия. Полноценное выстраивание системы правовых наказаний невозможно без соответствующей системы правовых поощрений, которые выступают парными юридическими категориями.
Ключевые слова: правовые наказания, правовые поощрения, парные юридические категории, модернизация системы наказаний.
Legal encouragements and legal punishments: parity and interaction problems
Malko A.
Problems of a parity of such legal means as encouragements and punishments are considered aspects of their interaction are analyzed. High-grade forming of system of legal punishments is impossible without corresponding system of legal encouragements which act as pair legal categories.
Keywords: legal punishments, legal encouragements, pair legal categories, modernization of the system of punishments.
В современных условиях происходит модернизация всех сфер нашей жизнедеятельности. Не осталась в стороне и система наказаний, которая сейчас предметно реформируется, адаптируется к имеющимся вызовам и угрозам времени: одни правовые наказания смягчаются, другие ужесточаются, третьи устанавливаются, четвертые отменяются. Происходит перегруппировка средств наказания в силу совершившихся реалий, изменения карательной политики.
Вместе с тем становится все более очевидным, что полноценной теории правовых наказаний нет. Ее необходимо создавать для того, чтобы можно было основательнее использовать полученные общетеоретические знания в отраслевых юридических науках, исследующих проблему соответствующих «отраслевых» наказаний для более уверенного применения данного обоюдоострого юридического средства на практике.
Однако для полного анализа правовых наказаний весьма важно соотнести данное понятие с термином «правовое поощрение». Дело в том, что названные дефиниции выступают в качестве парных юридических категорий, детальное изучение которых позволит их лучше познать.
В свою очередь правовые поощрения и правовые наказания выступают составными частями других наиболее общих парных юридических категорий — правовых стимулов и правовых ограничений[2].
Характер и формы логической связи между правовыми стимулами и правовыми ограничениями как парными юридическими категориями проявляются в действии разных элементов структуры нормы права, в стимулирующих и ограничивающих средствах. Но наиболее полно и ярко — в полярных явлениях на уровне санкции — поощрении и наказании.
Поощрения и наказания — доведенные до противоположности (до крайности) виды стимулов и ограничений, между которыми располагаются и другие разновидности (с одной стороны, льготы, привилегии, иммунитеты, субъективные права, свободы, законные интересы и т. д., а с другой — запреты, обязанности, приостановления, лимиты, меры ответственности, меры защиты и т. п.). Поощрения и наказания — ядро стимулирования и ограничения, их основные рычаги, ведущие силы, главная опора. Стимул ведь не зря в словарях определяют подчас в качестве поощрения, а само «поощрение» употребляют в паре с «наказанием».
Если правовое поощрение можно определить как закрепленную в праве форму и меру одобрения заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия, то правовое наказание — как закрепленную в праве форму и меру осуждения (порицания) виновного противоправного поведения, в результате которого человек или социальная организация в чем-то обязательно ограничиваются, чего-то лишаются.
Исследуя поощрения и наказания, важно установить прежде всего то, что объединяет их, а также признаки различия.
Общее между поощрением и наказанием заключается в следующем:
1) они являются формами социального контроля, составными частями правового регулирования, юридическими средствами воздействия на интересы лиц («...на поведение человека, — отмечал П.А. Сорокин, — влияют представления тех выгод или невыгод... которые он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков. <…> Награды и наказания являются частным случаем этих желательных и нежелательных последствий...»[3]);
2) реализуются в форме правоприменения;
3) для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом использовать те или иные меры поощрения и наказания;
4) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;
5) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);
6) сопряжены с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;
7) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица — выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в вине, за которую должно быть назначено наказание.
Однако, кроме общих черт, во многом объединяющих два данных юридических инструмента, между ними существуют и признаки различия, которые заключаются в следующем:
1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений (двухмодально толкуют термин «заслуга» и словари русского языка: наградить по заслугам, наказать по заслугам);
2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности;
3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные и отрицательные эмоции;
4) по-разному проявляется связь с ценностями — если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;
5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое поведение выше нормы;
6) если поощрение связано с повышением положительной активности, то наказание — с ее снижением;
7) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые как форма воздействия создают альтернативы поведения и представляют собой более гибкую структуру, чем наказания.
Правовые поощрения и правовые наказания, выступая в качестве соответствующих санкций юридических норм (с одной стороны, позитивных, положительных, а с другой — негативных, отрицательных), взаимодействуют между собой, взаимогарантируя друг друга.
Между ними существуют и определенные взаимопереходы, взаимопереливы. Так, специфической разновидностью правовых поощрений можно считать освобождение от тех или иных правовых наказаний. Например, в уголовном праве смягчение обременения (наказания) в отношении конкретного лица может выступать в качестве поощрения. «Меры уголовно-правового поощрения, — верно подчеркнуто В.М. Галкиным, — всегда означают устранение обременений, а не предоставление вознаграждений, широко распространенных в других отраслях права. По своему содержанию это меры личного, а не имущественного свойства. Даже когда наказание могло бы выразиться в имущественной форме (штраф и др.), суть освобождения от него — не в облегчении материального положения виновного, а в сохранении определенного социального статуса»[4].
И наоборот, специфической разновидностью правовых наказаний будет лишение тех или иных правовых поощрений. В частности, в соответствии с п. «в» ст. 44 «Виды наказаний» УК РФ к видам уголовных наказаний относят «лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград». Причем в ч. 3 ст. 45 УК РФ прямо установлено: «Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний».
Очевидно: построить полноценную систему правовых наказаний в принципе невозможно без ее соотнесения с системой правовых поощрений, без учета «другой стороны» санкционирования. Более того, тенденции развития правовых наказаний все больше необходимо соизмерять с наметившимися направлениями развития правовых поощрений, с тем чтобы данные юридические средства смогли стать по-настоящему эффективными.
Следовательно, правовые поощрения и правовые наказания, являясь парными юридическими категориями, демонстрируют имеющиеся между ними общие черты, признаки различия, а также сложные связи и взаимодействия, диалектику «совместного проживания», пути эволюции.
Поэтому анализ поощрительных и наказательных юридических средств как парных юридических категорий может способствовать совершенствованию понятийного аппарата общей теории права, обогатить ее методологические функции в отношении отраслевых юридических наук, оказать определенные услуги правотворческой и правоприменительной практике.
Библиография
1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-03-00506а).
2 См. подробнее: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2005.
3 Сорокин П.А. Мотивационное действие наград и наказаний // Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. С. 115.
4 Галкин В.М. Система поощрений в советском уголовном праве // Советское государство и право. 1977. № 2. С. 95.