Н.А. БИЕКЕНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России
Конституция Республики Казахстан определяет Казахстан как унитарное, демократическое, социальное и правовое государство. К этому перечню признаков можно добавить открытость как способность государства к адекватному восприятию влияния общества.
Открытость — одно из направлений преодоления отчуждения государства от общества. Важными условиями существования открытого государства являются прозрачность организации и деятельности бюрократического аппарата, его профессиональная и эффективная работа[1].
Концепция открытого государства основывается на механизмах демократического сосуществования государства и общества, исходя из того что контрагентом государства является деятельное плюралистическое гражданское общество, при этом государство способно к восприятию активности общества, а общество — к пониманию роли государства как особого инструмента для своего функционирования и развития.
Перспектива взаимодействия государства и общества состоит в том, что государство будет становиться все более подконтрольным гражданскому обществу, а общество все более государственно-мыслящим, т. е. не только формирующим свои интересы, но и ориентирующимся на конструктивное сотрудничество с государством.
В развитие указанной выше конституционной нормы ст. 3 Закона Республики Казахстан от 21.12.1995 № 2707 «Об органах внутренних дел» среди основ организации и функционирования института полиции закрепила гласность и конструктивное взаимодействие с организациями и гражданами.
Гласность как принцип деятельности полиции означает открытость, доступность этой деятельности для ознакомления отдельным гражданам, организациям, СМИ и обществу в целом. В цивилизованном, демократическом государстве полиция не должна являться закрытой структурой, иначе ее деятельность — непонятая и, следовательно, не поддерживаемая населением — будет обречена на провал, что, в свою очередь, не может не ослаблять устои государства.
Одной из форм проявления гласности, получивших развитие в последнее время, является институт общественного контроля деятельности полиции, в рамках которого изучается вопрос правовой регламентации общественного мониторинга мест предварительного заключения.
Во многих государствах наряду с государственными органами в осуществлении контроля над соблюдением прав задержанных, подозреваемых и осужденных лиц участвуют неправительственные организации. В Казахстане имеется собственный многолетний опыт проведения мониторинга пенитенциарных учреждений представителями неправительственных организаций. За время работы правозащитники доказали свой высокий профессионализм и гражданскую ответственность.
Согласно рекомендациям Комитета ООН против пыток, данным Казахстану по результатам рассмотрения отчета по выполнению Конвенции ООН против пыток и других жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Казахстан должен улучшить условия содержания в тюрьмах и местах предварительного заключения и создать систему, позволяющую осматривать пенитенциарные учреждения надежным беспристрастным наблюдателям, чьи заключения должны быть преданы гласности[2].
На дополнительном совещании ОБСЕ по вопросам человеческого измерения «Реформа тюремной системы», состоявшемся в Вене 8—9 июля 2002 г., государствам—участникам ОБСЕ рекомендовано рассмотреть возможность создания правовой основы для мониторинга неправительственными организациями мест содержания под стражей, включая места предварительного содержания под стражей и полицейские участки[3]. Необходимость законодательного регулирования проведения общественных проверок, расширения компетенции и развития новых форм общественного контроля подтверждается положениями Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006—2011 годы, закрепляющими в качестве целей гражданского общества защиту интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти, общественный контроль над деятельностью власти[4]. С учетом изложенного, сфера деятельности общественного контроля не должна быть ограничена только следственными изоляторами и исправительными учреждениями.
В соответствии с п. 5 Плана мероприятий по исполнению поручений Президента Республики Казахстан на 2005—2007 годы, данных на II Гражданском форуме 12 сентября 2005 г. в
г. Астане, министерствам юстиции и внутренних дел Казахстана было поручено рассмотреть вопрос о разработке законопроекта «Об общественном мониторинге», предусматривающего возможность осуществления проверок работы изоляторов временного содержания (далее — ИВС), полицейских участков, медицинских учреждений в местах изолированного содержания граждан[5].
Анализ законодательства Казахстана показывает, что осуществление общественного мониторинга работы ИВС до настоящего времени на законодательном уровне не урегулировано.
При этом МВД Казахстана считает нецелесообразным осуществлять проверку ИВС и, следовательно, разработку законопроекта, регламентирующего этот вопрос, поскольку общественный мониторинг ИВС не позволит обеспечить тайну предварительного следствия, негативно отразится на безопасности участников уголовного процесса, объективности расследования и будет причиной разглашения сведений, относящихся к государственным секретам.
Однако реальная ситуация, сложившаяся в следственных изоляторах и ИВС, свидетельствует о том, что лица, содержащиеся в них, продолжают оставаться уязвимыми в части соблюдения фундаментальных прав человека.
В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан граждане и неправительственные правозащитные организации систематически обращают внимание на то, что лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений, становятся жертвами пыток, действий, которые не только унижают человеческое достоинство, но и угрожают в дальнейшем незаконным обвинением и осуждением, поскольку суд принимает за основу обвинения доказательства, полученные именно на начальной стадии уголовного процесса.
В 2006 году учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан был проведен мониторинг соблюдения прав человека в пяти ИВС: в УВД РФ комплекса «Байконур»; представительстве МВД РК в г. Байконыре; УВД г. Семипалатинска Департамента внутренних дел Восточно-Казахстанской области; Рудненском городском ОВД Департамента внутренних дел Кустанайской области; Актюбинском городском ОВД Департамента внутренних дел Актюбинской области. На проверенных объектах обнаружены многочисленные нарушения, связанные с условиями содержания граждан, отсутствием помещений для свиданий с родственниками, отправлением религиозных обрядов, недостатком постельных принадлежностей и правозащитной литературы[6].
Безусловное соблюдение прав человека необходимо в отношении всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в любой форме.
6 февраля 2006 г. в Астане был проведен круглый стол «Общественный мониторинг мест предварительного заключения в Казахстане», организаторами которого выступили Генпрокуратура и МВД Республики Казахстан, Центр ОБСЕ в Алматы, Посольство Великобритании в Республике Казахстан, НПО «Международная тюремная реформа», Бюро по демократическим институтам и правам человека, ОО «Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека», ОФ «Луч надежды». На конференции был изучен опыт проведения общественного мониторинга закрытых учреждений в развитых странах и Казахстане, а также предложены рекомендации для внедрения и развития института независимого общественного мониторинга мест предварительного заключения, подведомственных МВД Республики Казахстан[7].
Принимая во внимание, что разработка отдельного законопроекта «Об общественном мониторинге» была признана нецелесообразной, в целях законодательного регламентирования общественного контроля ИВС необходимо внести дополнения в Закон Республики Казахстан от 30.03.1999 № 353-1 «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающие возможность осуществления общественного контроля над обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС, со стороны неправительственных организаций. Изменение названного закона имеет первостепенное значение для развития сотрудничества общественных и государственных структур, создания условий для искоренения коррупции, произвола и проявлений злоупотребления властью, а также позволит обеспечить прозрачность деятельности правоохранительных органов и соблюдение гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод граждан.
Библиография
1 См.: Открытое государство: политико-правовое видение // Государство и право. 2003. № 5. С. 60.
2 См.: Казахстанская правда. 2004. 4 февр.
3 См.: Памасков Е.Н. Обеспечение конституционных прав граждан в пенитенциарной системе Казахстана // Проблемы реформирования пенитенциарной системы Республики Казахстан: Материалы науч.-практ. конф. — Алматы, 2003. С. 5—9.
4 См.: Казахстанская правда. 2005. 30 июня.
5 См.: САПП РК. 2005. № 18. Ст. 304.
6 См.: Отчет Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2006 год // Юридическая газета. 2007. 1 марта.
7 См.: Материалы круглого стола «Общественный мониторинг мест предварительного заключения в Казахстане». — Астана, 2006.