Статья

Правовые проблемы совершенствования жилищного законодательства в военных организациях

И.П. ВОЛКОВ, сотрудник Центра правовых исследований «Эквитас» На сегодняшний день юридическая практика сталкивается с рядом недостатков в действующих нормативных правовых актах, изданных органами исполнительной власти, к ведению которых относятся такие актуальные вопросы, как управление специализированным жилищным фондом.

УДК 347.254 

Страницы в журнале: 110-112

 

И.П. ВОЛКОВ,

сотрудник Центра правовых исследований «Эквитас»

 

Legal challenges to improve the housing legislation in military organizations; simplify the transfer of residential premises of the specialized housing.

 

На сегодняшний день юридическая практика сталкивается с рядом недостатков в действующих нормативных правовых актах, изданных органами исполнительной власти, к ведению которых относятся такие актуальные вопросы, как управление специализированным жилищным фондом. На наш взгляд, действующие нормативные акты не являются достаточно надежным инструментом правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления специализированным жилищным фондом в военных организациях. Огромное количество проблем в данной сфере требует более детального изучения, анализа и пересмотра ранее вынесенных по ним решений. На одной из таких проблем нам хотелось бы остановиться подробнее.

Процедура включения жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда с отнесением их к служебным жилым помещениям проводится на основании постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Согласно указанному нормативному акту включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее — орган управления). Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда орган, на балансовом учете которого находится жилое помещение (далее — заявитель), представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям[1].

Проанализируем два последних пункта. Так, в соответствии с Жилищным кодексом РФ под техническим паспортом жилого помещения понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям[2]. Такой документ, как технический паспорт жилого помещения, очень важен, поскольку в нем содержится техническая и иная информация: к примеру, переустройство и иные действия, связанные с изменением конструктивных особенностей жилого помещения. В соответствии с этой трактовкой, на наш взгляд, Закон о паспортизации дает более содержательную дефиницию данному термину и раскрывает его сущность: технический паспорт жилого помещения (квартиры) должен содержать объемно-планировочные параметры помещения, характеристики конструкций и инженерно-технических систем, условия их безопасной эксплуатации, общие сведения о конструкциях, системах, технических и вспомогательных помещениях жилого дома, основные санитарно-гигиенические и экологические нормативы, иные сведения, необходимые для эксплуатации помещения (см. также п. 5 ст. 19 ЖК РФ).

Хотелось бы отметить, что каждому органу приходится обращаться за справками в бюро технической инвентаризации (БТИ). Без таких справок не обойтись при оформлении права собственности и регистрации сделки с недвижимостью; они нужны, чтобы встать в очередь на получение жилья от населенного пункта и т. п. По сути, без обращения в БТИ не решить ни одной серьезной проблемы, связанной с недвижимостью.

Приведем таблицу рыночной стоимости подготовки наиболее часто заказываемых документов в БТИ (к числу которых относится и технический паспорт жилого помещения):

Таким образом, в ходе процедуры отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель, оформляя технический паспорт жилого помещения в БТИ, в среднем затрачивает на эту процедуру около 700—800 руб. Возникает вопрос: так ли необходимо военной организации выплачивать данную сумму, пусть даже она и незначительна? Возможно ли сделать получение технического паспорта жилого помещения для военных организаций бесплатным? Вероятно, оформление техпаспорта жилого помещения в БТИ исключительно для военных организаций на безвозмездной основе является хоть и не самым важным вопросом экономии денежных средств государства, но и не самым последним…

Заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям заслуживает особого внимания. В соответствии с процедурой оформления документов заявитель в обязательном порядке и в кратчайшие сроки обязан подготовить и направить данный документ в орган управления. Однако перед заявителем встает проблема оформления заключения: ни в одном из нормативных документов нет не то что образца бланка, а вообще ни малейшего намека на содержание данного заключения и даже на то, кто этим должен заниматься. Остаются не совсем ясными форма документа и структура содержащихся в нем сведений. Из-за отсутствия нормативного закрепления формы данного заключения заявитель вынужден составлять его в произвольном виде.

Полагаем, в качестве образца можно взять заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания[3]. Однако полной уверенности в том, что оно соответствует заключению о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, нет. Остается только надеяться на то, что такой документ будет рассмотрен и принят. В большинстве случаев заключения, составленные в произвольной форме, возвращаются заявителю из-за ненадлежащего оформления.

Таким образом, действующие нормативные акты не предоставляют должной детализации некоторых положений, что на практике приводит к произвольному их толкованию. Поэтому целесообразно предусмотреть нормативное закрепление образца заключения о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, а также порядок оказания услуг оформления технического паспорта жилого помещения в БТИ для военных организаций на безвозмездной основе.

 

Библиография

1 См. также постановление Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации».

2 См. также ст. 5 Закона города Москвы от 03.11.2004 № 66 «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве» (далее по тексту — Закон о паспортизации).

3 См. официальный сайт Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./22/33083/373876/374933/375021/375033). Дата посещения — 19.03.2010.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети