Статья

Правонарушения и преступления в школе: криминологический аспект

С.Л. ПАНОВ кандидат юридических наук, доцент Омской академии МВД России Преступность несовершеннолетних всегда являлась отражением преступности взрослой. Малолетние преступники не только успешно копируют поступки старших, но и «идут дальше» благодаря криминальному воздействию взрослых. Этому негативному процессу способствуют некоторые нынешние «сдвиги» в общественной психологии. Скажем, осуждаемая в советские времена идея «легких денег» сейчас стала очень привлекательной.

С.Л. ПАНОВ
кандидат юридических наук, доцент Омской академии МВД России
 
Преступность несовершеннолетних всегда являлась отражением преступности взрослой. Малолетние преступники не только успешно копируют поступки старших, но и «идут дальше» благодаря криминальному воздействию взрослых. Этому негативному процессу способствуют некоторые нынешние «сдвиги» в общественной психологии. Скажем, осуждаемая в советские времена идея «легких денег» сейчас стала очень привлекательной. 
 
Не случайно аналитики из МВД России отмечают, что более 60% тяжких подростковых преступлений связано с завладением чужой собственностью.
В среде несовершеннолетних распространились такие противоправные деяния, которые ранее были присущи преимущественно взрослым: участие в торговле оружием, наркотическими средствами и психотропными веществами; преступления в сфере высоких технологий; разбойные нападения на квартиры; неповиновение законным требованиям сотрудников милиции; участие в экстремистской и террористической деятельности и др.
В 2006 году несовершеннолетними и при их участии совершено более 150 тыс. преступлений, из которых 1,2 тыс. убийств, более 3 тыс. разбойных нападений, свыше 18 тыс. грабежей, около 80 тыс. краж. Значительное количество тяжких преступлений совершается несовершеннолетними в группе и отличается повышенной жестокостью и цинизмом. Свыше 130 тыс. несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности. Повышается криминальная активность несовершеннолетних девушек, которыми в прошлом году совершено более 13 тыс. преступлений[1].
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, детско-юношеская преступность молодеет: на 12,4% увеличилось количество правонарушений среди подростков 14—16 лет. Большая часть преступлений, совершенных несовершеннолетними, носит корыстный или корыстно-насильственный характер: на 25,6% выросло количество грабежей, на 6,1% увеличилось число фактов вымогательства с целью завладения имуществом сверстников по месту жительства, учебы, проведения досуга.
По данным органов внутренних дел (далее — ОВД), во многих регионах страны участились кражи у одиноких пенсионеров: у них воруют деньги, домашнюю живность, вещи и продукты питания. Нередко виновниками преступных посягательств оказываются малолетние и несовершеннолетние соседи потерпевших[2].
В 2005 году ОВД России за различные правонарушения доставлено в отделения милиции более одного миллиона несовершеннолетних, к административной ответственности привлечено почти 500 тыс., из них 350 тыс. поставлено на учет в подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН). В их числе более 535 тыс. учащихся средних школ, 255 тыс. учащихся других общеобразовательных учреждений, более 50 тыс. подростков, не умеющих читать и писать[3].
К сожалению, большое количество правонарушений и преступлений совершается несовершеннолетними в местах получения образования: в средних школах, лицеях и колледжах, вузах. Так, значительное место в структуре «школьной» преступности занимают кражи имущества учащихся из раздевалок во время проведения различных мероприятий; вымогательства материальных средств старшими учениками у младших; драки, потасовки между школьниками с причинением вреда здоровью различной степени тяжести; оскорбления и угрозы в адрес преподавательского состава школы; хищения личных вещей учителей, а также имущества образовательного учреждения и ряд других.
Повальный характер приняли ложные сообщения о минировании школ. За последний год их зафиксировано свыше 700. За это же время были изобличены и привлечены к уголовной ответственности 11 малолетних «телефонных террористов», чьим родителям придется возмещать государству материальный ущерб[4].
Нередко школьниками совершаются умышленные повреждения или уничтожение чужого имущества. Мотивом таких преступлений выступают хулиганские побуждения (часто совершенные в составе группы); месть одноклассникам (например, за прилежное поведение, успехи в учебе); в силу неприязненного отношения к учащимся из материально благополучных семей.
Увеличение в последние годы количества краж в школе, в первую очередь сотовых телефонов, обусловлено тем, что, во-первых, в последние годы в определенной степени улучшилась материальное положение некоторых категорий граждан, которые могут позволить приобретать телефонные аппараты для детей; во-вторых, «омолаживание» владельцев сотовых телефонов — если раньше их имели, как правило, старшеклассники, то в настоящее время такими средствами связи обладают учащиеся всех возрастов; в-третьих, легче отнять или украсть телефон у малолетнего, чем у взрослого лица.
По данным экспертов-медиков, в настоящее время лидирующее место среди детей и подростков как потребителей токсических, сильнодействующих и наркотических средств занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35%; далее следуют учащиеся средних специальных учебных заведений — 15% и студенты — 11%[5].
Особое место занимают преступления, которые совершаются несовершеннолетними вне школы (например, в местах проведения досуга, во время школьных каникул и т. д.): грабежи и разбои, изнасилования, угон автотранспорта без цели хищения и др.
Следует признать, что правонарушения и преступления, совершаемые в школе, относятся к категории высоколатентных[6]. Такое состояние «школьной» преступности обусловлено рядом обстоятельств:
· преступления, совершаемые школьниками, как правило, не влекут тяжких последствий, а следовательно, потерпевшие (их родители) о данных деяниях в правоохранительные органы не заявляют;
· значительное количество преступлений совершается в относительно закрытой для взрослых подростковой среде против сверстников, одноклассников, которые не сообщают о данных фактах педагогам, родителям (тем более в милицию) в силу боязни мести со стороны преступника, из-за ложного чувства товарищества, «круговой поруки» и т. д.;
· существование общественного мнения, которое нередко отождествляет правонарушения и преступления, совершаемые подростками по месту учебы, с баловством;
· отдельные факты противоправного поведения в школьной среде, которые становятся известны должностным лицам системы образования, нередко разрешаются без участия работников правоохранительных органов, общественности, средств массовой информации (например, посредством выплаты денежной компенсации в виде «отступных» родственникам потерпевших, «подарков» педагогам за молчание, выделения средств на школьные нужды);
· руководство учебных заведений из-за нежелания терять авторитет и выносить сор из избы укрывают факты правонарушений и даже преступлений, совершаемых в их учреждении.
В настоящее время существующая в стране система образования рассчитана на общую массу, а не на индивидуального ученика. Введение фактически платного образования в государственных школах, снижение качества образования и формальный подход к обучению, отставание школьных программ от потребностей жизни, ухудшение воспитательной роли школ, увеличение расслоения в среде учащихся приводят к усилению социальной напряженности, падению нравственности подростков, росту правонарушений и преступлений в среде школьников[7].
Кроме того, на ухудшение ситуации в образовательных учреждениях влияют наличие «двойных стандартов», занятость родителей, примеры жестокости на телеэкране, плохие условия жизни, социальные и имущественные барьеры, формальный и жесткий диктат школы, учителей и др.[8]
В связи с вышесказанным, среди основных причин правонарушений и преступлений в школе можно выделить следующие[9]:
1. Сегодня учительские коллективы школ оказываются не в состоянии компенсировать и выправлять издержки семейного воспитания, поэтому в большинстве случаев они вынуждены «обороняться» от различного рода негативных влияний, вместо того чтобы активно бороться с ними. К наиболее распространенным недостаткам в организации и осуществлении воспитательного процесса следует отнести:
· недостаточный уровень руководства учебно-воспитательным процессом в школе;
· отрыв обучения от воспитания;
· формализм в вопросах воспитания учащихся (в первую очередь индивидуального);
· снижение ответственности подростка перед коллективом класса;
· сокрытие администрацией школ правонарушений, совершаемых учащимися.
2. Отсутствие квалифицированных кадров, связанное с падением престижа профессии и уходом молодого поколения учителей из школы.
3. Руководством большинства школ практически не осуществляется анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних, совершения правонарушений учащимися, не ведется надлежащий учет и профилактическая работа с педагогически запущенными детьми (не случайно в комиссиях по делам несовершеннолетних по инициативе школ рассматривается только 5—8% материалов, в то время как более 30% осуждаемых несовершеннолетних являются школьниками[10]).
4. Многие педагогические коллективы не склонны включать предупреждение правонарушений в круг своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Следовательно, в таких школах педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, а индивидуально-предупредительную работу с «трудными» воспитанниками, в первую очередь состоящими на учете в ПДН (например, несовершеннолетними, осужденными условно, совершающими административные правонарушения, потребляющими наркотические средства, находящимися на период следствия под подпиской о невыезде), рассматривают как стороннюю функцию.
5. В качестве иных воспитательных проблем школьных учреждений можно отметить[11]:
· недостаточное знание особенностей личности учащихся и источников отрицательного влияния на них;
· педагогические ошибки при использовании методов воспитания и недооценка различий «стартовых» (начальных) условий обучения.
6. Неудовлетворенная потребность у ряда учеников школ в самоутверждении, что нередко приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») — насилии, преступлениях (что гораздо проще) или же к ретритизму — подростки начинают употреблять алкоголь и наркотические средства, увлекаться азартными играми и т. п.
7. В силу возрастных особенностей несовершеннолетним (в том числе и из вполне благополучных семей) не хочется ходить в школу, а хочется целыми днями гулять по городским улицам в поисках приключений, бродяжничать, воровать, ночевать в подвалах, в общем, жить «одним днем».
8. Формальное отношение школы к учащимся без учета подростковой психологии приводит к разнообразным конфликтам, вследствие чего «трудные» подростки предпочитают компании антиобщественной направленности за  пределами учебного заведения.
9. Негативное влияние телевидения, средств массовой информации, интернета, компьютерных игр, демонстрирующих в отдельных передачах, публикациях, играх, на сайтах сцены жестокости и насилия и тем самым способствующих росту количества правонарушений среди детей и подростков[12].
10. Факт того, что множество правонарушений и даже преступлений в школьной среде остаются без внимания и им не дается соответствующая юридическая оценка. Следовательно, подростки, чувствуя свою безнаказанность и надеясь на снисходительность суда к их возрасту, совершают новые, нередко более тяжкие преступления.
11. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья несовершеннолетних и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносят современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные, чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования. В связи с этим наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотических средств в детско-подростковой среде.
12. Обилие свободного времени, закрытые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкают подростков на поиски иных путей общения, в подвалы и подворотни.
В связи с тем что значительное количество правонарушений и преступлений в школьной среде в силу различных причин остаются латентными, целесообразно провести по указанной проблеме опрос учащихся, учителей и персонала образовательных учреждений. Такое исследование было проведено на кафедре криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России в 2006 году[13].
К основным целям анкетирования учеников и работников школ следует отнести: во-первых, установление уровня латентности «школьной» преступности (наличие у подростков оружия, драки между учениками, случаи вымогательства, «хождение» наркотиков); во-вторых, определение структуры правонарушений и преступлений учащихся; в-третьих, изучение предпосылок и мотивов правонарушений в школьной среде.
Анкетирование проводилось в учебных заведениях, где сложилась неблагоприятная криминогенная обстановка. Всего было опрошено 362 учащихся 7—11-х классов: среди респондентов были как отстающие, так и успевающие в учебе школьники, дисциплинированные ученики и нарушители внутреннего распорядка, подростки из семей с различным материальным уровнем жизни и социальным статусом родителей.
По мнению 12,1% респондентов, оружие в школу учащиеся приносят в основном холодное — ножи и заточки. Около 7% школьников уверены, что их одноклассники постоянно имеют при себе пневматическое или газовое оружие. Почти половина респондентов (48,4%) ответили, что не знают, имеют ли или нет при себе оружие их одноклассники.
Более половины опрошенных (64%) считают, что основной причиной «вооружаемости» учащихся является необходимость самозащиты. Почти каждый пятый школьник (19,3%) полагает, что наличие холодного оружия у сверстников связано с желанием похвастаться или выделиться. Настораживает тот факт, что каждый десятый учащийся (9,6%) в ответе указал, что оружие может быть использовано сверстниками для угроз, нападения и в школьных «разборках».
На вопрос о школьных драках около 45% респондентов заявили, что «кулачные» бои происходят периодически; отрицают школьные «разборки» 24,4%, а 31% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Основной причиной школьных и межшкольных драк респонденты назвали: «обидели нашего» — 24,7%;  за контроль над территориями с учащимися соседствующих школ — 20,8%; по мнению каждого пятого респондента (19,4%), драки носят корыстный характер — подростки таким способом насильно вымогают деньги у младших ребят или слабых одноклассников.
Заслуживают внимания сведения о том, что 37,3% респондентов указали на наличие драк, происходящих между девушками. На первом месте здесь стоит желание завоевать авторитет среди сверстниц (52,8%), на втором — соперничество из-за парней (34,1%), и только 9 респондентов (менее 3%) среди причин девичьих конфликтов назвали корыстные мотивы.
Шестьдесят восемь подростков (18,8%) дали утвердительный ответ о фактах школьного вымогательства со стороны старших учеников. Причем 17,8% респондентов считают, что периодичность в подростковом рэкете отсутствует — деньги отбираются «от случая к случаю, как придется». Однако в 14 анкетах указывалось, что вымогательства проводятся практически по графику — от раза в месяц до еженедельных и даже ежедневных поборов с некоторых учеников (в основном вымогатели ограничиваются суммой «сколько есть»).
Интересны ответы, которые дали 7 респондентов, о том, что старшие ученики школы осуществляют «телефонный рэкет» путем длительных разговоров по мобильнику, взятому ими у других учащихся «на прокат» с применением силы.
Обнадеживающими выглядят ответы на вопрос: «Продают ли в вашей школе наркотики?» Подавляющее большинство респондентов (более 85%) ответили категорически отрицательно. Тем не менее 13 респондентов (3,5%) ответили, что им известны факты реализации наркотиков на территории школы, как их одноклассниками, так и ранее учившимися лицами.
Настораживает тот факт, что около 65% опрошенных несовершеннолетних отметили, что в случае желания приобрести наркотик они бы не испытали трудности. По их мнению, «достать легко» наркотическое средство можно в школе, на дискотеке, в местах проведения досуга, на улице, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками[14].
В связи с распространением в последние годы среди детей и подростков такого явления, как игромания, представляла определенный интерес ситуация, связанная с отношением школьников к азартным играм[15].
Более 40% опрошенных учащихся школ имели опыт игры на «одноруких бандитах», расположенных в помещениях магазинов, на рынках, в иных общественных местах. Каждый десятый подросток посещает залы игровых автоматов по нескольку раз в неделю.
На вопрос, на какие деньги несовершеннолетние играют на «одноруких бандитах», ответы распределились следующим образом: 34,5% опрошенных участвовали в игре за счет сэкономленных средств, выделяемых родителями на питание; 18,7% игроков тратили деньги, накопленные от сдачи в ходе покупок по заданию родителей; 35,1% респондентов тратили полученные от родителей деньги для проведения досуга, не связанного с игрой; 8,3% несовершеннолетних использовали в игре суммы, взятые без спроса из накоплений родителей, а каждый тридцатый опрошенный подросток (3,4%) признался, что играл на «одноруком бандите» на деньги, отнятые у сверстников.
Основной причиной латентности большинства преступлений в школе опрошенные (более 83,7%) называют стремление руководства учреждения скрыть выявленные факты от родителей, участкового инспектора ОВД либо сотрудника ПДН.
Из бесед с учащимися по проблеме взаимоотношений с педагогическим составом установлено, что, по мнению школьников,  преподавательскому составу школы нужно только, чтобы ученики посещали уроки (так как за прогулы с педагогов строго спрашивают и наказывают «рублем»), а положительную оценку в любом случае поставят, поэтому можно, в принципе, ничего не учить[16]. Каждый пятый респондент считает, что по отношению к ним со стороны учителей доминирует безразличие и даже агрессивность.
По нашему убеждению, полученные результаты исследований могут послужить заинтересованным субъектам профилактики правонарушений (учреждений образования, ПДН ОВД и др.) канвой в разработке более эффективных методов борьбы с подростковой преступностью в целом, а также школьной в частности.
Сегодня крайне актуален вопрос о повышении результативности и адресности индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями в зависимости от социально-психологических, социально-демографических, возрастных и иных особенностей их развития.
В последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях проявляется готовность различных субъектов профилактики к превентивной работе с несовершеннолетними в ходе учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. К таким мерам следует отнести:
· создание во всех регионах Российской Федерации института школьных инспекторов для совместной работы с учителями по профилактике правонарушений и преступлений в школьной среде;
· принятие на региональном уровне региональных и местных законов, по которым несовершеннолетние до 16 лет не могли бы находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 23 до 6 часов (так называемое комендантское время);
· создание временных рабочих мест для несовершеннолетних, находящихся на каникулах, чтобы они могли заработать на свои нужды трудом, не прибегая к правонарушающим действиям;
· установка в большинстве крупных школ систем теленаблюдения, которые позволили бы руководству своевременно, оперативно реагировать на факты противоправной деятельности учащихся;
· внедрение в учебных заведениях системы безопасности и контроля, осуществляемого со стороны самих школьников (так называемый институт «школьных шерифов»), которые могли бы заниматься наблюдением и предотвращением девиантного поведения со стороны неблагополучных учеников;
· проведение различных школьных мероприятий по выявлению несовершеннолетних с признаками девиантного поведения и устранению обстоятельств, приводящих к такому времяпрепровождению учащихся;
· проведение профилактической работы с родителями (законными представителями), систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних;
· повсеместное создание в школах «управляющих» родительских советов, которые должны будут не только утверждать схему школьных доходов и расходов, но и оказывать помощь педагогическому коллективу учреждения в работе с «трудными» детьми и подростками;
· улучшение превентивной работы с несовершеннолетними в ходе учебного процесса, в результате которой силами педагогических коллективов на ранней стадии могут быть вскрыты и нейтрализованы негативные личностные и внутрисемейные трансформации, которым подвержены несовершеннолетние[17].
Необходимо отметить, что в настоящее время общеобразовательные учреждения уделяют значительное внимание выполнению задач профилактики безнадзорности и правонарушений школьников. Однако обеспечение нормального нравственного и физического раз-
вития учащихся, находящихся в социально опасной ситуации, может получить надлежащее комплексное сопровождение только при условии согласованного участия различных субъектов профилактики, и прежде всего имеющих специальные административно-предупредительные полномочия.
 
Библиография
1 См.: Состояние преступности в России за янв.—дек. 2006. — М., 2007.
2 См.: Адамский А. Чему нас учит тюрьма и школа? // Литературная газета. 1995. № 21. С. 12; Шленко Ю. Генералы каменных кварталов // Сегодня. 2005. № 68.
3 См.: Состояние преступности в России за янв.—дек. 2005. — М., 2006.
4 См.: Есть у преступности и детское лицо // Парламентская газета. 2006. № 76; Грищук В.А. Социально-педагогическое управление взаимодействием образовательных учреждений, семьи и общественности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2005.
5 См.: Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособ. для учителя / Под ред. М.М. Безруких. — М., 2004; Профилактика употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе // Сб. метод. матер. — М., 2006.
6 См.: Зиядова Д.З. Проблемы преступности среди школьников в Республике Дагестан. — Махачкала, 2003.
7 См.: Раснер М. Стрельба в американских школах // Правозащитник. 2000. № 2.
8 См.: Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. — М., 1991.
9 См.: Сас И. У российского криминала — достойная смена // Сегодня. 2000. № 36; Дьякова А. Почему растет повторная преступность среди подростков // Ставроп. губернские ведомости. 2006. 6 мая.
10 См.: Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы ее предупреждения. — М., 2006.
11 См.: Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. — М., 2004.
12 См.: Ульянова Л. Детей защитят от негативной информации // Номер один. 2005. № 43.
13 См.: Кобзева И.В. Концепция региональной профилактики наркотизма несовершеннолетних в образовательных учреждениях (криминологический и правовой аспекты): Моногр. — Рязань, 2003; Шемратов Д. Подростковая преступность — глазами подростков. http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=39323. 2004. 19 янв.
14 См.: Кобзева И.В. Указ. соч.
15 См.: Дубичева К. Оловянные глаза азарта. Эпидемия игромании захлестывает пенсионеров и школьников // Труд. 2005. № 67; Медведева С. Цена проигрыша // Щит и меч. 2006. № 40. С.6.
16 См.: Рогова Р.М. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе. Известия Акад. педагог. и соц. наук. Вып. 6: Образование как фактор государственной безопасности. — М., 2002. С. 195—207.
17 См.: Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ / Отв. ред. В.В. Панкратов. — М., 1990; Успенская Ю.М. Деятельность школьного психолога по профилактике детской и подростковой преступности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тверь, 2000; Гуров Д.В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел (на примере Ставропольского края): Моногр. — Ставрополь, 2004; Зиядова Д.З. Школа в системе субъектов профилактики преступлений среди несовершеннолетних: Моногр. — Махачкала, 2003.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024