Статья

Правореализационные акты как средство муниципально-правовой политики

С.В. КОРСАКОВА, кандидат юридических наук, докторант Саратовской государственной академии права, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российской академии правосудия Анализируются акты реализации прав и обязанностей как средства осуществления муниципально-правовой политики; раскрываются их сущность и формы, а также место и роль в осуществлении правовой политики.

УДК 342.553:340.130.567 

Страницы в журнале: 57-61

 

С.В. КОРСАКОВА,

кандидат юридических наук, докторант Саратовской государственной академии права, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российской академии правосудия

 

Анализируются акты реализации прав и обязанностей как средства осуществления муниципально-правовой политики; раскрываются их сущность и формы, а также место и роль в осуществлении правовой политики.

Ключевые слова: муниципально-правовая политика, средства правовой политики, акты реализации права.

 

Law-implementation acts as a means of municipal and legal policy

 

Korsakova S.

 

In the article the acts of the rights and responsibilities as a means of implementing of municipal and legal policy are analyzed; their essence and forms together with the place and role in the implementation of legal policy are revealed.

Keywords: municipal and legal policy, a means of municipal and legal policy, law-implementation acts.

 

Муниципально-правовая политика как особая разновидность правовой политики представляет собой опосредованную правом деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также местного сообщества по укреплению механизмов участия населения в самоуправлении, по созданию организационно-правовых условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований, построению теоретически обоснованной и эффективно действующей модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.

Одно из важнейших юридических средств муниципально-правовой политики — правовые акты реализации прав и обязанностей, чем и обусловлена необходимость исследования их сущности, содержания, формы, а также места и роли в осуществлении правовой политики.

В современных условиях успешно действующими примерами рассматриваемых актов

являются договоры и соглашения между органами местного самоуправления различных муниципалитетов, а также органами местного самоуправления и другими субъектами внутри муниципального образования. Данные документы позволяют эффективно и гибко решать задачи, стоящие перед муниципальными образованиями, преимущественно в рамках решения вопросов местного значения. В процессе договорного закрепления обязательств усиливаются юридические свойства и увеличиваются регулятивные возможности норм муниципального права.

В муниципально-правовом договоре одной из сторон от имени муниципального образования выступает орган местного самоуправления, обладающий властными полномочиями. Такой договор направлен прежде всего на достижение положительного общественного (публичного) результата в сфере местного самоуправления, поэтому в нем содержатся обязательства, выходящие за рамки обычных гражданско-правовых договорных отношений.

Так, в части 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее — Закон о МСУ) закрепляется институт муниципальных внутрирайонных соглашений, появление которого связано с введением на уровне федерального законодательства двухуровневой территориальной модели местного самоуправления. В соответствии с положениями указанной статьи органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов соответствующих муниципальных образований. Такие соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. При этом в п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона о МСУ прямо предусматривается возможность внутрирайонных соглашений, а именно по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Как отмечается в специальной литературе, такие соглашения о передаче полномочий нашли широкое распространение уже в переходный период муниципальной реформы, когда формирование органов местного самоуправления и начало их деятельности во вновь образованных муниципальных образованиях, как правило, опережало передачу им муниципального имущества, соответствующих финансовых ресурсов. Соглашения рассматривались как эффективное средство преодоления дотационности местных бюджетов и несбалансированности межбюджетных отношений, когда, по официальным данным, только 2% муниципальных образований были самодостаточными, местные налоги в структуре доходов местных бюджетов составляли около 10%, фактические потребности местных бюджетов в среднем по России в 2 раза превышали их доходы. В наиболее тяжелом положении оказались сельские и небольшие городские поселения, в которых расходы подчас превышали доходы в 5 и более раз. Уже в 2006 году соглашения о передаче своих полномочий заключили 74,6% всех поселений. Почти 90% заключенных соглашений — это соглашения о передаче полномочий сельских поселений муниципальным районам[1].

Подобная практика сохранилась до настоящего времени. Однако все же стоит, по нашему мнению, задаться вопросом: насколько обоснованно столь широкое использование в муниципальной правоприменительной деятельности соглашений муниципальных образований о перераспределении полномочий, и соответствует ли сложившаяся практика целям и задачам государственной правовой политики в сфере местного самоуправления? Для отрицательного ответа аргументом может служить «вымывание» поселенческого уровня местного самоуправления, создание которого стало одним из приоритетов современной муниципальной реформы. В пользу утвердительного ответа на этот вопрос обычно приводится довод о том, что соглашения являются наиболее эффективным средством оптимизации местных бюджетов. В то же время данный довод может быть парирован ссылкой на то, что в силу требований Закона о МСУ и БК РФ переданные полномочия должны осуществляться в строгих рамках соответствующих субвенций. С учетом того, что соглашения муниципальных образований о перераспределении полномочий возникли и развивались как средство оптимизации муниципально-правовой политики в бюджетной сфере в условиях переходного периода, в настоящее время порядок их применения нуждается в пересмотре и приведении в соответствие современным реалиям муниципальной жизни. Необходимо принять все меры, чтобы прекратить сложившуюся незаконную практику необоснованного сокращения предусмотренных Законом о МСУ вопросов местного значения поселения. Для этого потребуется не только скорректировать правоприменительную деятельность в этой сфере в целях сохранения за органами местного самоуправления поселений ключевых полномочий, но и внести изменения в действующее муниципальное и бюджетное законодательство, четко определить правовой режим такого рода соглашений с учетом их публично-правовой природы.

Не столь широкое распространение в правоприменительной муниципально-правовой политике получили договоры и соглашения, заключаемые в целях решения вопросов местного значения на основе объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований (ч. 4 ст. 8 Закона о МСУ), однако именно они опосредуют общественные отношения по реализации права органов местного самоуправления на сотрудничество в экономической сфере путем создания межмуниципальных объединений. Такая ситуация обусловлена целым комплексом причин правового, организационного, финансового, кадрового характера[2]. И прежде всего — отсутствием правовых норм, устанавливающих взаимосвязанную систему институтов муниципального и гражданского права, образующих единый согласованный механизм регулирования отношений в сфере договорного межмуниципального сотрудничества.

Не в полной мере в муниципально-правовой политике используются инструментальные возможности публичных договоров органов местного самоуправления с предприятиями и организациями. Между тем на основании этих договоров органы местного самоуправления могут привлекать предприятия и организации к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования. В таких договорах может определяться порядок взаимоотношений органов местного самоуправления с отдельными предприятиями и организациями или их группой, могут предусматриваться права и обязанности, ответственность за нарушение условий договора (соглашения).

Например, между администрацией города Кировска и ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (ЗАО СЗФК) было подписано соглашение о социально-экономическом партнерстве, взаимодействии и сотрудничестве на 2011 год. Целью заключения данного соглашения является взаимодействие сторон, направленное на социально-экономическое развитие г. Кировска с подведомственной территорией. Администрация взяла на себя обязательство оказывать содействие и помощь в рамках действующего законодательства в решении вопросов, связанных с ускорением строительства горно-обогатительного комбината (ГОК) на месторождении Олений ручей, а ЗАО СЗФК — профинансировать целый ряд мероприятий по ремонту объектов соцкультбыта, приобретению для них оборудования, по реконструкции жилищного фонда в поселке Коашва, который находится в непосредственной близости от месторождения руд, по устройству зоны отдыха, спортивной и детской площадок, строительству мототрассы в городе Кировске и проектированию нового въезда в город и пр. При подписании соглашения стороны исходили из принципа максимального ускорения строительства ГОКа, что позволит увеличить доходы местного бюджета и организовать новые рабочие места[3].

Еще один пример. С 2005 года в городе Красноярске сложилась определенная успешная практика сотрудничества городской администрации с высшими учебными заведениями города на основе трехлетних соглашений. При подведении итогов реализации соглашения о сотрудничестве в 2009 году представители мэрии отмечали, что подписанное Советом ректоров и администрацией города три года назад соглашение «сыграло большую роль в жизни города и вузов. Муниципальные проблемы стали частью учебного процесса. Это сотрудничество позволило многим студентам узнать об административном устройстве города, поучаствовать в его жизни. Значительная часть студентов Красноярска, около 70%, настроены остаться в городе и работать на благо Красноярска». Новое соглашение о партнерстве до 2011 года сохранило дух прежнего, его задачами стали обеспечение кадрами, улучшение облика города, развитие системы образования, внедрение разработок вузов в жизнь, привлечение студентов к благоустройству города. Среди мероприятий соглашения — прием на целевую подготовку студентов по заказу администрации города, организация студенческих отрядов, участие в работе молодежного форума, оказание помощи вузам по ремонту общежитий и обеспечение жильем профессорско-преподавательского состава[4].

Публичные муниципально-правовые договоры могут быть и многосторонними. Так, в  Ростове-на-Дону в феврале 2011 года подписано соглашение о партнерстве между администрацией города, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Советом директоров предприятий города Ростова-на-Дону. Главные цели соглашения — повышение уровня жизни ростовчан, защита их социально-трудовых прав, достижение социальной стабильности, а также создание позитивных трудовых и предпринимательских мотиваций. Стороны договорились проводить совместную политику, направленную на повышение инвестиционной привлекательности Ростова, а также содействовать продвижению товаров местных производителей на новые рынки и укреплению межрегиональных связей посредством привлечения товаропроизводителей к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Соглашением предусмотрено продолжение практики совместных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия предприятиям, реализующим программы модернизации производства, и принятие мер, направленных на финансовое оздоровление социально значимых и градообразующих предприятий. В целях создания новых рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала стороны обязуются взаимодействовать со службой занятости населения, участвовать в согласовании регионального заказа по подготовке квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования, а также содействовать трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений[5].

Таким образом, соглашения о сотрудничестве играют роль организующего звена во взаимоотношениях участников муниципально-правовой политики. Они обеспечивают скоординированность муниципально-правовой политики, определяют ориентиры взаимодействия ее субъектов. Права и обязанности сторон, предусмотренные соглашением, определяют мероприятия, характер их действий, сроки действий, возможные результаты и т. п.

В целом развитие в последние годы сотрудничества в области муниципально-правовой политики значительно повысило роль договоров и соглашений, заключаемых органами местного самоуправления с иными субъектами правореализационной деятельности в сфере обеспечения прав и интересов территориальных сообществ. В этой связи возникающие общественные отношения, связанные с реализацией партнерских соглашений, несомненно, являются объектом правового регулирования и должны требовать к себе повышенного внимания как со стороны правоприменителя, так и со стороны правотворческих органов.

 

Литература

 

Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика: теоретико-методологические основы. — Ростов н/Д, 2010.

Правовая политика России: теория и практика: Моногр. / Под ред. А.В. Малько, Н.И. Матузова. — М., 2006.

Правовая политика: словарь и проект концепции / Под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2010.

 

Библиография

1 Подробнее см.: Актуальные вопросы развития муниципальных образований [Электронный ресурс]. М.: РАГС, 2009. Режим доступа:  www.ako.ru/Official/M-O/BOOK/index.htm

2 См.: Петроградская А.А. Перспективные формы межмуниципального сотрудничества // Право и экономика. 2010.  № 11. С. 7—13.

3 См.: Соглашение о партнерстве с Администрацией Кировска / Пресс-служба ЗАО СЗФК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opentown.ru/news/

4 См.: Ректоры красноярских вузов и администрация города подписали соглашение о партнерстве до 2011 года / ИА REGNUM [Электроный ресурс]. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/566512.html

 

5 См.:  Мэрия Ростова, Федерация профсоюзов и Объединение работодателей РО подписали соглашение о партнерстве / Медиагруппа «Южный регион» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.yugmedia.ru/node/241

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
М.А. КОСТЕНКО, кандидат юридических наук, доцент Технологического института Южного федерального университета (г. Таганрог) Преобразования правовой жизни общества должны сопровождаться выработкой научно обоснованных направлений правового развития и формированием правовой политики. При этом эффективность данной деятельности во многом зависит от набора средств, обеспечивающих достижение о…
Добавлено: 18.07.2015