Статья

Правосудие в древнем Новгороде

С.В. ТРОЯНОВСКИЙ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву» — так передает летопись решение новгородцев, пригласивших в 862 году на княжение варяжского конунга Рюрика с братьями и дружиной. Это событие, положившее начало династии Рюриковичей, правившей на Руси более семи столетий, вошло в отечественную историю как официальная дата возникновения российской государственности. В память о «призвании варягов» в 1862 году по инициативе императора Александра II в центре Новгородского кремля был воздвигнут монумент «Тысячелетие России».

С.В. ТРОЯНОВСКИЙ,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН
 
«Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву» — так передает летопись решение новгородцев, пригласивших в 862 году на княжение варяжского конунга Рюрика с братьями и дружиной. Это событие, положившее начало династии Рюриковичей, правившей на Руси более семи столетий, вошло в отечественную историю как официальная дата возникновения российской государственности. В память о «призвании варягов» в 1862 году по инициативе императора Александра II в центре Новгородского кремля был воздвигнут монумент «Тысячелетие России». 
 
Он и сейчас украшает центр древнего города, по праву считающегося отцом городов русских.
Приглашение князя для передачи ему административных и судебных полномочий было для жителей новгородской округи единственным выходом из продолжительной межплеменной распри, возникшей в середине IX века. К этому времени в истоке реки Волхов сложилась целая система поселений, вобравшая в себя представителей угро-финских племен — исконного населения этих мест, славянских поселенцев, появившихся в окрестностях будущего Новгорода приблизительно за сто лет до описываемых событий, а также выходцев из Скандинавии — варягов, или викингов по общеевропейской терминологии. Понятно, что в условиях совместного проживания различных родов и общин на плотно населенной территории любой конфликт или ссора неизбежно перерастали в вооруженные стычки или даже войны. Летопись в очень кратком изложении рассказывает о кровавой распре, предшествовавшей «призванию варягов»: «… почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род».  Именно поэтому предки нынешних новгородцев пришли к необходимости приглашать «заморского князя» в качестве третейского судьи, беспристрастного в своих суждениях и обладавшего собственной дружиной для приведения в исполнение судебных решений.
До появления князя большинство имущественных споров разрешалось на сходе родовой общины, где решение принимали старейшины рода, для которых слово «закон» означало сразу три понятия: «вера», «обычай» и собственно «закон». Само слово «закон» первоначально обозначало общинное право и известно, кроме русского, в болгарском, сербохорватском, чешском и польском языках. Для приглашенного князя «судить по праву» означало соблюдать древние, установленные в эпоху родового строя местные обычаи, так называемое обычное право, суть которого в эпоху формирования государственности у большинства европейских народов сходна: наказание обидчика по принципу «око за око», допускавшее в том числе и кровную месть. Имущественные тяжбы, в основном по поводу краж, в это время уже получили широкое распространение, что свидетельствует о существовании прав собственности. От похитителя, как правило, требовалось вернуть вещь; штрафы и наказания появились значительно позднее, когда в жизнь общества глубоко проникли товарно-денежные отношения.
Юридический быт и особенности судопроизводства в княжеской Руси оказались в центре внимания историков практически сразу после появления исторической науки. К середине XIX века трудами известных российских ученых В.И. Татищева, Н.М. Карамзина И.В. Эверса,
Н. Калачова были введены в научный оборот и проанализированы многие древнерусские документы законодательного и правового характера. Наибольшее внимание уже тогда уделялось изучению Русской Правды, или Правды Ярослава, — древнейшего свода русских законов первой четверти XI века. Повышенный интерес историков XIX и начала XX века к юридической стороне жизни древнерусского общества был обусловлен общим состоянием источников по русской истории, представленных в то время в основном письменными документами.
Археологическое изучение древнерусских городов и связанное с ним появление новых данных об особенностях хозяйственной и социальной жизни в русском средневековье датируются 1930—50-ми годами. 
К началу XX века было известно уже более 50 списков Русской Правды, которые ученые разделили на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Наиболее значительной публикацией, посвященной этому уникальному юридическому документу, стало 3-томное академическое издание списков Русской Правды 1940 года под общей редакцией Б.Д. Грекова.
История возникновения Русской Правды также связана с Новгородом. По мнению некоторых ученых, появление древнейшей Краткой редакции Русской Правды явилось следствием договора между новгородцами и князем Ярославом Мудрым, заключенного в 1015 году. Произошедшее тогда восстание новгородцев было вызвано бесчинствами княжеской дружины, состоявшей преимущественно из варягов. Ярославу силой удалось подавить восстание, но в это время он получил известие о смерти отца, киевского князя Владимира, и угрожающих ему намерениях брата Святополка. Собрав вече на поле, Ярослав был вынужден покаяться в подавлении восстания и просить у новгородцев помощи в военных действиях против Святополка. В качестве платы за помощь коварному князю новгородцы, видимо, потребовали кодифицировать нормы права. После захвата Киева в 1016 году Ярослав выполнил условия договора: «… и дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».
Наличие на Руси письменных законов до Русской Правды пока остается спорным вопросом. Одним из аргументов в пользу существования «княжеских уставов» до Ярослава являются русско-византийские договоры 911 и 944 годов. В этих документах международного права есть ссылки на «устав и Закон Русский», что предполагает наличие правовых кодексов, определявших внутренний уклад жизни русского государства в X веке5. Контакты с византийским миром, в котором юридические нормы были развиты значительно выше и восходили к римскому праву, вели к постепенному вытеснению из повседневной жизни древнерусского общества наиболее опасных для государственных устоев пережитков родового строя, в первую очередь кровной мести. Ее ограничение заключалось в появлении системы штрафов, а также усложнении судебной процедуры за счет введения в нее видоков — свидетелей и проведения свода — расследования и вынесения коллегиального решения судом старейшин.
 
Читать полностью...

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Это может вас заинтересовать

Уважаемые коллеги!

Вы можете подписаться на нашу рассылку. Мы рассылаем анонсы номеров журнала «Современное право», информируем о предстоящих и текущих событиях, конференциях и других мероприятиях. Также Вы будете регулярно получать письма с перечнем добавленных на сайт статей, постов в блогах пользователей и комментариях. Периодичность рассылки на данный момент 2-3 письма в месяц.

ПОДПИСАТЬСЯ

Оцените статью
0 человек проголосовало.
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
На заседании диссертационного совета 03.2.008.02, созданного на базе Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Добавлено: 15.01.2025
В статье представлено комплексное исследование Особенной части Уголовного кодекса Китайской Народной Республики, предусматривающей ответственность за незаконную охоту и истребление редких и находящихся на грани вымирания диких животных
Добавлено: 15.01.2025
Брачно-семейные отношения — сфера общественных связей, в которых сочетается как частноправовое, так и публично-правовое регулирование
Добавлено: 15.01.2025
В статье представлен краткий обзор голландской системы государственно-церковных отношений. Вместе с ретроспективным анализом описано текущее положение дел в этой сфере Нидерландах
Добавлено: 15.01.2025
Данная публикация посвящена неординарному событию глобального масштаба — Саммиту Будущего, состоявшемуся 22—23 сентября текущего года и призванному сыграть важную роль в подтверждении Устава ООН
Добавлено: 15.01.2025