УДК 340.113.1
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 155-156
В.В. КРЫМКИН,
выпускник юридического факультета Восточно-Сибирского института экономики и права
Проанализированы понятие и качественные характеристики правотворчества в России. Обозначены проблемы законотворческих ошибок, пути их решения.
Ключевые слова: закон, ошибки, нигилизм, действительность, общество.
Lawmaking in Russian Federation: Problems and Ways of Decision
Krymkin V.
In clause the concept, qualitative characteristics lawmaking in Russia is shined. The urgency of the lifted question, allows to make a decision on problems lawmaking. Problems of legislative mistakes, ways of their decision are designated.
Keywords: law, mistakes, nihilism, validity, society.
Правотворчество — это исторически сложившийся и в то же время динамично меняющийся процесс разработки и принятия нормативных правовых актов. Процесс правотворчества закреплен в Конституции РФ, что говорит о его большой значимости для страны. Принятие законов и иных нормативных правовых актов всегда сопровождается анализом и прогнозированием дальнейшего развития системы правотворчества.
Как полагает М.Н. Марченко, каждый нормативный правовой акт, в особенности фундаментальный, должен в максимальной степени отражать и учитывать, наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровень развития экономики, наличие разных форм собственности и уровень жизни людей, а также соотношение различных социальных и политических сил, степень политической активности различных партий и движений, отношения между различными нациями и народностями, характер взаимоотношений с другими странами и народами, место и роль государства в окружающей его международной правовой среде[1].
В.С. Нерсесянц отмечает, что демократизм правотворческой процедуры предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений. Однако это не исключает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обществом. Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые издаются какими-либо иными структурами помимо государственных, то их правотворческие полномочия определяются государством[2].
Термин «правотворчество» состоит из двух частей. Первая определяет направленность этого вида деятельности — создание права, правовых норм. В связи с этим также определяется конкретный круг субъектов — орган государственной власти или народ в целом. Вторая часть подразумевает деятельность, направленную на создание материальных и культурных ценностей, и обычно ассоциируется в сознании людей с некой свободной реализацией воли субъектов. Особое значение для творчества имеют воображение, абстрактное мышление, а также внутренняя мотивация. Творчество правовых норм, как и любой другой вид творчества, есть некий процесс знания (познания), в то же время творческая активность ума по-разному реализуется в той или иной сфере материальной или духовной культуры[3].
Как полагает Н.В. Минюк, российское законодательство развивается ускоренными темпами. Вместе с тем, с одной стороны, законодатель не всегда успевает за требованиями жизни, а с другой стороны, при регулировании некоторых отношений возникает хаотичность законодательства, только что принятые законы чуть ли не сразу обрастают большим количеством различных поправок, что затрудняет их единообразное применение[4]. Правотворчество является одним из основополагающих институтов России, на котором строится гражданское общество. Главная цель при этом — повышение эффективности правотворчества путем более полного и глубокого отражения в законах общественных потребностей и интересов всех социальных групп, а также происходящих в стране политических процессов.
Р. Надеев замечает, что чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе[5]. Законотворческая ошибка — это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов. Чаще всего допускаются юридические ошибки. Особенность их в том, что они не вытекают непосредственно из текста закона. Эти ошибки труднодоказуемы и проявляются в процессе исполнения, применения закона; их практически невозможно нейтрализовать даже на стадии разработки законопроекта, поскольку они основаны на предположениях законодателя и не подкреплялись должной эмпирической базой. Для предупреждения таких ошибок следует направлять законопроект на научную экспертизу, проводить парламентские слушания, а по возможности — локальный эксперимент, использовать социологические методы для прогноза его необходимости и жизнеспособности. Например, рядом депутатов Госдумы первого созыва поднимался вопрос о необходимости срочной разработки закона о защите русского языка. Первоначальные варианты этого законопроекта содержали набор призывов сохранять чистоту русского языка как величайшую духовную ценность, но не имели предмета правового регулирования. Это свидетельствует о том, что не все социальные ценности (или пороки) могут быть защищены (либо искоренены) силой закона. Обязательными условиями эффективности нормы закона являются требования согласованности проектируемых норм с системой действующего законодательства, устранения всех противоречий между новым и действующим законодательством. Игнорирование этих требований привело к тому, что действующее законодательство по ряду вопросов оказалось разбалансированным и противоречивым. Поясним это на примере ч. 2 ст. 328 УК РФ: «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, наказывается…». Слова «лиц, освобожденных от военной службы» еще на стадии законопроекта следовало исключить или заменить словами «лиц, которым военная служба заменена альтернативной гражданской службой», поскольку освобождение гражданина Российской Федерации от военной службы влечет и освобождение его от альтернативной гражданской службы. То есть за уклонение от прохождения гражданской службы привлечь к уголовной ответственности невозможно. Налицо законотворческая погрешность.
Законотворческие ошибки выявляются после принятия закона, его опубликования или в процессе правоприменения. Например, с многочисленными юридическими и грамматическими ошибками были приняты и официально опубликованы часть первая и отдельные главы части второй Налогового кодекса РФ. Ошибки были устранены в установленном порядке, т. е. путем внесения соответствующих изменений. Так, в абзаце десятом п. 2 ст. 238 предшествующей редакции НК РФ во фразе «суммы такой платы могут быть освобождены от налогообложения» неопределенное, не имеющее обязательной силы словосочетание «могут быть освобождены» заменено в новой редакции на конкретное и юридически точное слово «освобождаются». В пункте 4 ст. 157 НК РФ в предложении «В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере…» была пропущена очевидная запятая, которая нашла свое место лишь спустя полгода. В целом же из ста трех статей части второй НК РФ, принятой в августе 2000 года, в декабре того же года в девяносто одну статью (или 88%) были внесены изменения и дополнения, что свидетельствует о низкой эффективности современного российского законодательного процесса.
Риск законотворческих ошибок значительно снижается, если подготовка законопроекта осуществляется в соответствии с правилами законодательной техники. На сегодняшний день они законом не закреплены. Эти правила синтезированы и обобщены в рекомендациях ученых и практиков, занимающихся законотворческой деятельностью, и считаются общепринятыми и обязательными потому, что отступление от них или их игнорирование неизбежно ведет к снижению качества принимаемых законов, их неэффективности. Понятно, что это создает определенные трудности для инициаторов законопроектов, рабочих групп, экспертов, специалистов и других работников, причастных к законодательному процессу.
Законотворческие ошибки выявляют несовершенство процедуры принятия законов и иных нормативных правовых актов, что порождает негативное отношение общества к принятым в стране законам. Один из путей решения проблемы законотворческих ошибок видится во всестороннем рассмотрении любого нормативного акта с учетом прав и обязанностей граждан. Не меньше внимания требуется уделять орфографии и пунктуации.
Библиография
1 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. — М., 2007. С. 549.
2 См.: Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. — М., 2006. С. 307.
3 См.: Храмцов А.В. Понятие и конституционно-правовая сущность правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6 (СПС «КонсультантПлюс»).
4 См.: Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право. 2007. № 6. С. 95.
5 См.: Надеев Р. Законотворческие ошибки // Российская юстиция. 2001. № 5. С. 20—22.